Что означает фраза «Не судите, да не судимы будете»?

Фраза «Не судите, да не судимы будете» была произнесена Иисусом Христом во время Нагорной проповеди. Чтобы разобраться в ее содержании, важно помнить, в каких обстоятельствах это было произнесено, кому непосредственно было адресовано.

В каком контексте произносилась Нагорная проповедь?

Нагорная проповедь Иисуса Христа
Фото: Elitsy.ru

Во времена Спасителя значительное влияние в обществе имели фарисеи. Это были представители религиозно-политического течения, которые по-своему толковали закон Божий.

Фарисеи руководствовались исключительно собственной выгодой, решая при этом грешен человек или праведен. Самих представителей течения отличало высокомерие и тщеславие. Они считали самих себя мессиями, считали, что имеют право судить окружающих. Были фарисеи и среди тех, кто присутствовал на Нагорной проповеди.

Привычка судить окружающих

Фарисеи
Фото: Vera21.ru

Евреи нередко оказывались под влиянием фарисеев, становясь самолюбивыми и эгоистичными, начиная осуждать окружающих, подвергать каждого мелочной критике за любой проступок, которые не укладывался в их мировоззрение.

Именно к таким людям была обращена эта фраза Спасителя. Христос говорил это тем, кто перестал замечать за собой недостатки, критиковал всех подряд, позабыв о необходимости испытывать сострадание, считаться со своей совестью.

Значения слова «судить» в этой фразе

Важно разобраться, в каком именно значении употреблено слово «судить». Существует несколько вариантов его использования. Во-первых, непосредственно осуждать кого-то, критикуя и порицая. Во-вторых, рассуждать, обсуждать слова и поступки окружающих, выносить свои суждения. В-третьих, осуществлять суд, решая споры, вынося по итогу приговор.

Говоря «не судите», Сын Божий, конечно, не призывал людей перестать мыслить и рассуждать. Не говорил Спаситель и о судебном процессе, а именно о злословии по отношению к ближнему. Он призывает не судить человека за его поступки, а вместо этого прийти ему на помощь, вернуть на истинный путь, если он с него сошел.

Чужая душа – потемки

Иисус Христос и грешница
Фото: Flickr.com

Никто не в состоянии понять, что на самом деле скрывается в душе другого человека. Именно поэтому опасно и неправильно судить ближнего, решая, кем он является – грешником или праведником. В этом случае слишком высока вероятность ошибки. Допустить можно, не разобравшись до конца в человеке, или в силу собственной греховной природы.

Исключительно Господь, знающий все людские помыслы и стремления, способен объективно оценивать поступки людей. При этом он относится к ним с состраданием. Даже если человек согрешил, готов его простить и принять в случае искреннего раскаяния.

Если мы начинаем кого-то судить, злословить, то сами грешим. Спаситель отмечает, что в такой ситуации человек самому себе выносит приговор. Сюда добавляется грех высокомерности и гордыни.

Версия Луки

Евангелист Лука
Фото: Ruicon.ru

У евангелиста Луки эта фраза приведена более полно, с пояснениями. Он пишет:

Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете.

Помимо того, что Лука здесь явно акцентирует внимание на том, что под словом «судить» здесь говорится о злословии, он еще указывает на закон Божьего воздаяния.

Злословие – греховный проступок. За него верующему предстоит отвечать перед Господом.

Необходимость наставления

Существовала дополнительная необходимость, по которой так важно уделить внимание этой фразе, произнесенной на Нагорной проповеди. Она заключается в том, что люди, погрязая в земных благах, часто становятся безразличны к Господу. Это проявляется в осуждении окружающих, проявлении к ним несправедливости и жестокости.

Учитывая, что, говоря «не судите», Спаситель имеет в виду не отношения людей между собой, но и принцип воздаяния, когда каждый получит по поступкам и делам, эти слова следует отнести и к Небесному суду. На нем человека будут уже по Божьему закону судить за все, что он совершил за время земной жизни.

При этом Спаситель подчеркивает, что люди могут судить ближнего, делая ему увещевания или замечания. Но только если преследуют искреннюю цель указать на допущенные ошибки и личные недостатки человека, при этом от чистого сердца желая помочь все исправить.

Если же заблуждения ближнего осуждаются со злорадством и язвительностью, то такой человек ничем не отличается от возомнивших себя мессиями фарисеев. Со стороны верующего к окружающим обязательно должно быть проявление милосердия и чувства сострадания. Указывать на ошибки других, изобличая их грехи, нужно, но делать это следует так, чтобы согрешивший человек не обиделся. Чтобы он осознал, как неправ, увидел, что ему действительно хотят помочь и встал на путь исправления.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (47 оценок, среднее: 4,57 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 27
  1. НИКОЛАЙ

    ….вот учитесь, как с одной фразы делать 5 страниц писанины.

    1. Владимир

      Что это — православный портал? Кто автор статьи? Что означает название: «сильная» молитва и где в ЕВАНГИЛИЕ или толкованиях о ней сказано? И кем сказано?

    2. Анатолий Сибирцев

      На все 100.

  2. Андрей

    Раз православие уклонилось от строгого следования Законам Божиим, то не ему комментировать и растолковывать слова Иисуса Христа! Пусть эти извращенцы сами празднуют успение матери Иисуса и таскают на пузе гильотинку. Иисус Христос таких маразмов не завещал, и с удивлением смотрит на зикураты саровских и победоносцев с прочими матрёнами, увенчанные орудием жестокости и убийства на фоне злато-роскоши и фарисейства!

  3. Андрей

    Церковный корабль, как любой корабль, обрастает ракушками или всякой ерундой. Капитан как человек может быть полным д***** но хорошим капитаном. И это всегда так будет таков закон земного бытия. Зато паруса наполненны Духом Святым. Хотя иногда наступает штиль и команда начинает занимается всякой ерундой. Ну при первом порыве ветра корабль становится на свой курс и все занимаются своим делом. Так что вся эта критика, которая со всех страниц интернета, это всё от лукавого.

    1. Александр

      «Спаситель». А кого и когда он спас?

      1. Инна

        Вам не стыдно?

      2. Поп

        Попробуйте жить по заповедям и вы поймете, что у вас ничего не получится, без помощи Божей, вот тут и нужен спаситель, который помогает в ответ на молитву.

  4. олег

    Я вот не совсем согласен с автором.. мне кажется фраза не судите — имеет практически буквальный контекст:
    Не судите и не осуждайте людей, ни за их противоположное мнение или увлечение, ни за их политические взгляды и т.д., в том числе и за то что они судят…. ПРОЩАЙТЕ — И ВАМ ПРОСТЯТ! Будьте толерантные!!!

    Также хотелось выделить непонятные моменты в статье:

    «Учитывая, что, говоря «не судите», Спаситель имеет в виду…» — здесь автор берет на себя большую ответственность утверждая что имеет в виду спаситель…
    «При этом Спаситель подчеркивает, что люди могут судить ближнего, делая ему увещевания или замечания…» — не совсем понял где же это подчеркивает спаситель???
    «Если же заблуждения ближнего осуждаются со злорадством и язвительностью…» ??? а если я осуждаю кого то без злобы и злорадства, то это не плохо???
    Ну и фарисеев сектантами называть как то не прилично… Фарисеи это и есть иудаизм…
    Всем добра! :-)

    1. Владимир

      Наведите справки, что означает слово толерантность в медицине.

      Сознание всегда находится в каком-либо настроении. Не в двух, но в одном только. Помните: «мир мой даю вам»?
      Надобно нам в мирном Духе пребывать, а не в духе осуждения. На сколько осудили(как сильно), на столько и нам отмерилось — на столько нам и стало хуже в сердце нашем. Всё очень просто. По этому рассуждая, не осуждай.

      Если согрешает против тебя брат твой, говорит спаситель далее, пойди и обличи его наедине.

  5. vitalikoc

    Читайте мой роман «Гнев Бога» на сайте «ЛитРес»…И ВЫ, если Вас интересует ПРАВДА того времени, в котором жил мифический Христос, поразит….Кстати…На рисунках нарисована какая-то накидка…на Христе…Художники НЕ читали книги о реальной иудейской вере. Эта «накидка» называлась «таллиф»…наподобие современных панчо…с каждой стороны по 12 кистей. К тому же, иудеи НИКОГДА не выходили из дома без ПЛАТКОВ на голове. Женщины НЕ смели находиться рядом с мужчинами

  6. Геннадий

    «Не судите, да не судимы будете.» С этой фразой Христа связана другая: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» — от Иоанна, 7:24 А как судить праведно в Библии разъяснено, поскольку она учит различать добро и зло.

  7. Григорий

    Слава Иисус Христу! Он искупил нас! Аминь! Я прощаю всех!

  8. Юрий

    Всё дело в том, что есть только один бог и каждый человек есть часть бога, то есть маленький бог, проходящий опыт быть человеком — частью от целого которое есть бог. Поэтому когда вы судите другого вы судите себя в другом, вы судите бога и только так и ни как иначе.

  9. Юра

    Тогда это касается в применении прежде всего самой РПЦ, это они всех клеймят сектами.

  10. Галина

    Есть ещё одно высказывание
    по поводу осуждения других:
    ЧТО ЖЕ ТЫ УЧА ДРУГОГО НЕ УЧИШЬ СЕБЯ САМОГО,ПРОПОВЕДУЯ НЕ КРАСТЬ ,КРАДЁШЬ САМ,ГОВОРЯ НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ САМ ЭТО ДЕЛАЕШЬ.
    Часто осуждая кого-то не замечаешь,что сам в этом же грешен.

  11. Валентина

    Всё гораздо проще. Если человек осуждает что-то или кого-то, значит можно утверждать, что он имеет это в себе. Значит, можно сказать, что он судит по тому, что есть в нём самом. Если человек не знает что такое серый цвет, он никогда не назовет его при виде его.
    Поэтому если говоришь кому-то «дурак» — ищи это в себе, то есть судишь по себе. Только и всего

  12. саня

    Всё ещё проще…
    В максимуме это выражение означает отсутствие в окружении себе подобных… Ты в единственном числе и вокруг одни обстоятельства.

  13. Аудитор

    Всё, что написано о религии, о боге и призывающих подчиняться и поклоняться ему, написано корысти ради. Кому выгодно? — Вопрос риторический.

  14. Марк

    В первые мне понравился автор и большинство коменти. Только переведу само слово «суди», что означает — Суть деяния. Не суди означает — не в Сути деяния, не даже не ее направления, а Процессе, где Ты примешь участия. Вот автор пишет, что там в небе будут судить по законом бога. Нет ни какие «законы» ни где, даже в природе существует ЗАИМООТНОШЕНИЯ. О чем и говорил Исус. Типа, — какой привет, такой и ответ ЭХО. Религия роди своего Дела, не поленился делать бедного бога и судей и Палачом…..Мне Яхве жаль, Он всё же не такой, каким Его обрисовали евреи. Вот кого по земному надо бы СУДИТЬ все народно. :cool:

  15. Владимир

    Вы протестанты, которых в Россию никто не звал. Убирайтесь от нас в Англию или любую другую страну Европы. Там проповедуйте свои раскольнические еретиковые учения. На православии Русь стояла и будет стоять. Нравится вам это или нет. И да, Евангелие тоже люди писали, а не Ангелы Божьи. Если вы боитесь всего, что добавлено в религию от святых отцов церкви и их учений, то вам и Евангелию и всем переводам священного писания (в которых может оказаться корректировка текста) верить нельзя.

  16. Олег

    Это немного сложно. между суждением и осуждением тонкая грань. С одной стороны мы анализируем, и рассуждаем. Нам приходится делать оценку ситуациям, поступкам. И одно дело сказать, что человек поступил плохо, а совсем другое, вынести ему приговор. Возможно об этом идет речь. Когда к Иисусу Христу привели женщину, взятую в прелюбодеянии, чтобы побить её камнями, обвинители (такое определение дал им Иисус), искали суда. Они знали факт этого греха, знали наказание за этот грех, и требовали возмездие.никто не скроет шило в мешке, согрешил человек это факт. Но ходить на каждом углу судачить чтобы ему ещё хуже от этого стало, назначать виновному «норму» глубины покаяния, ждать грома и молнии с неба на несчастного-это не наша забота.

  17. Mister

    В.Белинский: «Церковь же явилась иерархией, стало быть поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, — чем и продолжает быть до сих пор». Взгляните себе под ноги: ведь Вы стоите над бездною… Что Вы подобное учение опираете на православную церковь — это я еще понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем Вы примешали тут? Что Вы нашли общего между ним и какою-нибудь, а тем более православною церковью?»

  18. Сергей

    Как бы не массировали термины, все будут судимы, с предупреждением, что наказание изобретено самим подсудимым. Кстати после смерти судят тех, кто жил, а не тех кому поклонялись.

  19. Сергей

    Странно, что те кто говорят о Страшном суде сами провозглашают никого не осуждать. И как же быть со святой инквизицией, которая частенько цитировала тексты Нового Завета для осуждения неблагополучных по их религиозным взглядам. Спрашивая откуда взялись двойные стандарты, естественно не от Бога, а от религии.

  20. олег

    человек не имеет права осуждать других, потому что сам далеко не совершенен, и даже Всевышний не судит, так какое же право человек имеет право судить другого за что-то, особенно если он не знает другого и всех обстоятельств проступка другого?
    тот кто грешен не имеет права осуждать другого в его грехах
    человек не имеет права ставить ярлыки (один из аспектов суждения/осуждения другим), так как все люди разные и имеют право на свою точку зрения

  21. Владимир

    Судишь, это когда говоришь, к примеру он вор, в смысле не исправим, а осуждаешь говоря, он своровал, подразумевая, что если будешь бороться с грехом воровства, исправишься. Господь же запрещает и судить, и осуждать, потому что самому победить грехи не возможно, даже борясь вечно. И справедливо, того кто осуждая, заставляет других, своими стараниями победить грех, лишить благодатной помощи Божией, чтобы он на личном опыте познал свою немощь.

Добавить комментарий