Андрей Рублев: биография иконописца, творчество, иконы

Андрей Рублев — русский иконописец, ставший православным святым. Это выдающийся мастер, основатель собственной школы, разработавший уникальный стиль создания полотен. Многие работы Андрея Рублева приобрели всемирную известность. Сохранившиеся шедевры преподобного находятся в ведущих музеях России.

Биография

Андрей Рублев

До наших дней дошло немного сведений о живописце. Основные факты биографии Андрея Рублева содержатся в ограниченном числе источников. В 1966 г. А. Тарковский снял фильм, посвященный жизни и творчеству великого русского мастера.

Информация о художнике имелась в «Троицкой летописи», которая пострадала при пожаре 1812 г. и была впоследствии реконструирована. Также сведения о Рублеве взяты из «Сказаний о святых иконописцах».

Местом рождения русского иконописца считается Московское княжество. Также есть версия о том, что его малой родиной мог быть Великий Новгород. Предполагаемая дата появления иконописца на свет — конец 1340-х гг. Многие исследователи убеждены, что художник рос в семье ремесленников. Именно этим объясняется происхождение прозвища Рублев (словом «рубель» именовалось приспособление для накатки кож).

Изначально имя будущего мастера было другим. Андреем он стал называться после принятия пострига в Андрониковом монастыре при настоятеле Андронике. Это событие состоялось около 1405 г.

В давние времена детей рано отдавали обучаться художеству. Именно поэтому предполагается, что Рублев осваивал тонкости иконописи уже с малых лет. Расцвет его таланта пришелся на период пребывания в монастыре. Также он был известен как богослов и аскет, который вел очень скромный образ жизни. Андрей Рублев занимался не только созданием икон, но и росписью храмов, подготовкой иллюстраций для религиозных книг. Знаменитая Школа иконописи, возникшая под его началом, объединила многих талантливых мастеров.

Выдающийся художник умер 17 октября 1428 г. (по другой версии 21 января 1430 г.). Смерть иконописца наступила в период, когда Москва была охвачена эпидемией (моровым поветрием). Могила выдающегося мастера находится у колокольни Андроникового монастыря. По решению Русской православной церкви Андрей Рублев был канонизирован в 1988 г.

Творчество

Рождество Христово Андрея Рублева

Андрей Рублев в значительной степени отдалился от длительно существовавшей византийской традиции создания икон. Результатом этого стало появление собственного стиля, позволяющего легко узнавать работы русского мастера среди других.

В композициях живописца объединены традиции, характерные для Новгородской, Владимиро-Суздальской школы, гармонично сочетающиеся с особенностями византийского иконописания. Важные особенности творчества Андрея Рублева — стремление сделать изображаемых персонажей ближе к обычному народу, отсутствие на полотнах суровых лиц, преобладание просветленных образов, акцент на человеческой красоте и величии.

К самым известным иконам мастера принадлежат:

  • «Рождество Христово»;
  • «Вход Господень в Иерусалим»;
  • «Спас Вседержитель»;
  • «Вознесение Господне»;
  • «Троица»;
  • «Архангел Михаил»;
  • «Апостол Павел».

Основной целью написания таких произведений было отображение безграничной любви Творца, прощения грехов тем, кто искренне и с глубокой верой произносит молитвы к Господу.

Художник непосредственно участвовал в росписи московского Благовещенского собора, находящихся во Владимире Успенского и Троицкого храмов, Спасского собора Андроникова монастыря. Трудился над иконостасом и росписью Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

Техника рублевской иконописи

Икона Богоматери Владимирская «Умиление»

Работы Андрея Рублева характеризуются:

  • преобладанием светлых, нежных цветов;
  • плавностью, лаконичностью контуров и сюжетов;
  • легкостью в пропорциях изображаемых фигур;
  • молитвенной сосредоточенностью персонажей, созерцательностью;
  • отсутствием чрезмерного драматизма;
  • возвышенным аскетизмом.

В ранних образцах рублевской иконописи наблюдается следование правилам, которые были характерны для живописи тех времен. Здесь еще можно было увидеть темные цвета (коричневый, бордовый, охристо-желтый). Поначалу лики святых писались иконописцем Андреем Рублевым тонкослойно, моделировались темной охрой без акцента на наиболее светлых местах.

В более поздних работах очевиден отход от иконописных канонов. Мастер все чаще обращается к светлым, неотягощенным оттенкам (золотисто-желтому, светло-голубому, розовому). В этот период он часто задействует прием лессировки, при котором ведущий слой краски покрывается другим, полупрозрачным, необходимым для создания тонких деталей. Благодаря этому подходу появлялись плавные линии, сглаживались переходы цвета. Во внешности изображаемых Рублевым святых прослеживаются славянские черты, для которых характерны мягкий округлый овал, широкий лоб, светлые глаза и волосы. На некоторых ликах видны едва заметные улыбки.

Роспись Успенского собора

Роспись Успенского собора

В мае 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный начали расписывать Владимирский Успенский собор, построенный в XII ст. После нашествия ордынцев от фресок храма практически ничего не осталось, и святыня нуждалась в восстановлении.

Некоторые из фресок, выполненных Рублевым и Черным, сохранились до наших дней. Это фрагменты Предтеченского, Богородичного и Праздничного циклов. Также уцелела часть иконостаса. От более поздней росписи данные работы отличаются четкими формами и сдержанными цветами. Особое внимание привлекает к себе картина Страшного Суда. На ней показаны не типичные для того времени пугающие сцены страданий и мук грешников, а торжество справедливости и вечной жизни, ожидающее всех праведников. Также интересны иконы с изображением Иисуса Христа, высота которых превышает 3 метра. При создании этих композиций автор придерживался византийских традиций и принципов иконописной школы Феофана Грека, однако обеспечил собственную трактовку образам святых, Божьего Сына и Девы Марии.

Роспись Успенского собора во Владимире является единственной из сохранившихся работ Рублева, период создания которой удалось точно установить. В настоящее время иконы и фрагменты фресок из Успенского собора являются частью Списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Иконы Звенигородского чина и Евангелие Хитрово

Архангел Михаил

В начале ХХ ст. художника Андрея Рублева считали создателем Звенигородского чина. Последний представлял собой собрание икон, написанных по княжескому велению. Предполагается, что изначально существовало не менее семи таких полотен, предназначавшихся для Рождественской церкви Саввино-Сторожевского монастыря или для Успенского собора. До наших дней сохранились лишь три крупных поясных изображения, на которых присутствуют Спас, архангел Михаил и апостол Павел. После стилистического анализа этих картин, произведенного в 1926 г., их отнесли к рублевскому творчеству. В 2017 г. осуществили другое экспертное исследование, на основании которого был сделан вывод, что собрание сделал не Андрей Рублев, а совершенно другой человек.

Иконописец создал немало иллюстраций к Евангелию Хитрово, получившему название в соответствии именем своего богатого владельца. Эта рукопись, украшенная образами Спасителя, Богородицы, рисованными заставками и оригинальным инициалами, датируется концом XIV в. Также в ней содержатся миниатюры апостолов Иоанна, Луки, Матфея, Марка. На отдельных листах присутствуют евангелистские символы в виде ангелов, львов, орлов. До начала ХХ ст. местом хранения Евангелия Хитрово оставалась Троице-Сергиева лавра. Теперь рукопись помещена в Российскую государственную библиотеку.

Икона «Троица»

Икона Троица

Икона «Троица» считается самым известным произведением искусства среди всех работ, когда-либо созданных Рублевым. Трудиться над ней мастер начал в период между 1425 г. и 1427 г. Точная дата неизвестна, поскольку нет сведений о том, для какого именно храма предназначалась эта композиция. Среди возможных вариантов — собор Троицкого монастыря, построенный из дерева, или каменный храм, возведенный позже на его месте. В статье представлены фото «Троицы» Андрея Рублева, последняя реставрация которой имела место в 1904 г.

Знаменитая икона также имеет второе название, которое является менее распространенным. Автор именовал ее как «Троицей», так и «Гостеприимством Авраама».

Композиция основана на ветхозаветном сюжете о праотце Аврааме. Как повествует Священное Писание, перед ним и его женой предстали три ангела, принявшие вид странников. После радушного приема путники сообщили пожилым бездетным супругам удивительную весть — вскоре они станут родителями и дадут начало великому еврейскому народу.

Написанная Рублевым «Троица» лишена некоторых деталей, которые полагалось изображать по канону. Здесь нет супруги Авраама, отсутствует сцена трапезы, а показана лишь ангельская беседа. Небесные фигуры распределены так, чтобы подчеркивать собой триединство Бога. На иконе преобладают насыщенные оттенки. Фон золотисто-желтый, ангельские одежды зеленые, розовые и ярко-голубые.

Вплоть до 1917 г. «Троица» пребывала в Троице-Сергиевой лавре. В настоящее время полотно находится в Третьяковской галерее.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий