Антифон — что это такое в православии?

Антифон – это попеременное пение, которое совершается одновременно двумя хорами, повторяющими фразы друг за другом. Слово происходит от греческого ἀντίφωνος, что означает «ответ звуком на звук» или «противогласие». Выделить антифон, ка самостоятельную единицу гимнографического пения сложно. Скорее это исполнительский прием, имеющий глубокие, еще древнегреческие корни.

История появления антифонов

Антифон

Уже в самых ранних христианских источниках имеются упоминания антифонов. Византийский историк С. Схоластик в своих трудах доносит до нас историю того, как антифонное исполнение было введено святым Игнатием Богоносцем. Он использовал его для богослужебных песнопений уже в I веке.

После того как хоровое пение в храмах стало широко распространяться, благодаря деятельности святителя А. Медиоланского, европейская христианская Церковь также ввела антифоны в свой обиход. Красота и невероятная сложность антифонного пения выделяла особые моменты богослужения, подчеркивая моменты с важным смыслом и значением. Большую роль в его распространении среди Константинопольской епархии сыграли труды святителя Иоанна Златоуста.

Вначале антифоны служили входным песнопением, исполняемым в певой части богослужения. При этом исполнялось «Трисвятое».

Крестные ходы, которые с распространением православия стали проводиться все шире, способствовали привнесению проповеди в мир, приобщению все большего числа людей к вере. Торжественные процессии, когда масса верующих, с крестами и хоругвями, шествовала по улицам, во время чего звучали песнопения на основе псалмов, показывали согражданам, как велико милосердие Божье и Его любовь. Отсюда пошла традиция исполнять антифоны перед началом Божественной литургии.

В 5 веке традиция крестных ходов прочно укрепилась во всех общинах. Процессии от нескольких храмов по праздничным дням сходились к центральному собору и там несколько хоров разных храмов пели гимны, звучание которых переплеталось и дополняло друг друга. Так и появилась традиция антифонного пения, при котором стоящие отдельно хоры, попеременно исполняли стихи, подчеркивая торжественность и значимость момента. Кроме этого, повторение помогало прихожанам быстрее запоминать священные тексты.

Псалом 94 заслужил называться первым антифоном. Именно это песнопение легло в основу дальнейшего развития этого исполнительского приема. При его исполнении каждый стих разделялся особым припевом «Спаси нас, Сыне Божий…». В 7 веке этот текст с припевом уже вошел в церковные документы и имел широкое распространение. Чуть позднее 91 и 92 псалмы, также, стали антифонами. Они обосновывают и по-богословски трактуют Воскресение Христа, поэтому являются лучшими текстами для воскресной литургии. Их поставили на первую часть богослужения, когда входят в храм священник и иные участники литургии. Позднее псалмы сократили до нескольких отдельных стихов, призывающих славословить Христа и его человеколюбие.

На Руси, согласно Типикону патриарха Алексия Студита, в середине 11 столетия, когда Типикон был переведен на старославянский язык, антифоны исполнялись полностью, целым псалмом. И только в 15 веке при переходе на иерусалимский формат богослужения, их стали пропевать в сокращенном варианте.

Классификация

Антифон литургии

В российском православном богослужении антифоны классифицируются по содержанию и тому месту, которое они занимают во время службы.

Антифоны литургии

Эти антифоны используются наиболее часто. Среди них выделяют три подвида: праздничные, вседневные и изобразительные. Первые два перешли в русскую православную церковь из богослужения Константинопольского кафедрального собора.

  • Праздничные антифоны имеют следующее строение: стихи псалмов, которые перемежаются припевами. Первый чередуется припевом: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». Второй имеет припев: «Спаси ны, Сыне Божий». Третий антифон поется из псалмов, подходящих к празднику с припевом тропаря.
  • Вседневные антифоны также чередуются припевами, как и праздничные. По содержанию, в них входит 91 псалом и его припев «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», 92 псалом и его припев «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас» и 94 псалом с «Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый, поющия Ти: Аллилуия».
  • Изобразительные антифоны заключаются в исполнении стихов из 102 и 145 псалмов. Кроме них, поются Заповеди блаженства (блаженны, по первой строке 1 заповеди). Эта последовательность выбрана для того, чтобы описать Царство Божие, которое ожидает людей только в случае исполнения ими Божьих заповедей. Псалмы рассказывают о том, каково Царство Божие, а блаженны рассказывают о том, каковы условия для возвращения в тот утраченный рай, которого жаждет каждая душа и ее спасения. Изображая эту картину, изобразительные антифоны помогают верующим встать на сложный, но утешительный путь в вечную жизнь.

Антифоны вечерни

Антифоном вечерни называют 1 кафизму «Блажен муж». Эта кафизма в воскресные дни поется в формате 1 антифона. Дополняется припевом «Аллилуйя». В конце исполняется «Слава и Ныне». Этот антифон пришел из древнего константинопольского богослужения, почти в неизменном виде.

Антифоны утрени

По содержанию антифоны утрени имеют целью вызвать грешника к покаянию, а также восхвалить Святого Духа, который своей Благодатью избавляет душу от грехов и страстей. Это 119-133 псалмы. Антифонов утрени – восемь. Это число соответствует числу гласов, согласно неделе каждого гласа. Текст делится на три или четыре части. Одна часть поется, остальные читаются.

Антифоны Великой Пятницы

Эти антифоны можно выделить в отдельную группу. При том, что они не похожи на прочие, они напоминают по структуре стихиры. Например, чаще всего можно услышать 15 антифонов Великой Пятницы, которые раскрывают смысл Искупительной Жертвы и соответствуют значению этого дня.

Особенности исполнения

Пение антифонов

Антифоны исполняются попеременно двумя хорами, которые стоят напротив друг друга. Например, на правом и левом клиросе. Распевы в современных богослужениях очень разнообразны. Кроме традиционных мотивов, для антифонов используются мелодии, созданные церковными композиторами. Самые известные распевы те, которые знакомы прихожанам, слушающим хоры Троице-Сергиевой Лавры, Оптиной пустыни, Валаамского и Покровского монастырей.

В современном храме антифонное пение услышать можно довольно редко. Тем, кто хотел бы познакомиться с этим пением, стоит посетить праздничные богослужения в крупных храмах и монастырях, где имеются архиерейские или монастырские хоры.

Видео

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий