Апокалипсис – это последняя книга Нового Завета в Библии, составленная евангелистом Иоанном Богословом. Эта книга также называется Откровением Иоанна Богослова. Под апокалипсисом также понимают события последних времён, описанные в этой Книге.
- Значение слова «апокалипсис»
- Последняя книга Нового Завета в Библии
- Конец мира и предшествующие ему трагические события
- Откровение Иоанна Богослова
- О чем говорит книга «Апокалипсис»?
- Когда и где была написана книга «Апокалипсис»?
- Содержание «Апокалипсиса»
- Кто такие четыре всадника апокалипсиса?
- Когда наступит апокалипсис и что будет после него?
Значение слова «апокалипсис»
В христианстве слово «апокалипсис» имеет особое значение, поскольку оно связано с пророчествами и предсказаниями о конце света, являясь краеугольным камней всей христианской эсхатологии. В Священном Писании он непосредственно связан со «страшным судом», которому будут предшествовать неисчислимые бедствия и всеобщее воскресение мертвых.
Сам термин «апокалипсис» происходит от греческого слова «ἀποκάλυψις», что простыми словами означает «откровение». Однако в целом это более многозначное понятие. Так, в переводе на русский язык значение слова «апокалипсис может быть воспринято, как «явление», «просвещение», «раскрытие», «открытие». Собственно, все эти слова относительно близки по своему значению.
Апокалиптические тексты в Библии, особенно Книга Откровения Иоанна Богослова, рассказывают о различных символических представлениях конца мира как такового.
Говоря о том, что такое апокалипсис, следует понимать два значения:
Последняя книга Нового Завета в Библии
В книге содержатся видения Иоанна, суть которых заключается пророчествах о судьбах Церкви и мира в целом. Это единственная пророческая книга в Новом Завете в принципе. Следует отметить, что она довольно сложна в понимании, поскольку полна символизма, и написана в сложном для восприятия жанре. По этой причине длительное время ее не включали в официальный канон, считая ее даже апокрифом.
На богослужениях в Русской Православной Церкви отрывки из Откровения Иоанна Богослова также читаются крайне редко. Так, Типикон дает лишь одно указание, когда стихи Апокалипсиса читаются во время службы. Как правило, чтение приходится на день памяти апостола Иоанна Богослова.
Конец мира и предшествующие ему трагические события
Христианская эсхатология на первый взгляд видится довольно двояко. Сам Спаситель и апостолы говорили, что наступит конец света – нынешний мир исчезнет, а жизнь христиан, особенно в последние времена будет непростой. Особенно тяжелые испытания люди и земная Церковь будут переживать непосредственно перед Вторым пришествием Господа.
В то же время трагичность событий последних времен не должно быть поводом для уныния, поскольку сам Господь будет пребывать с верными Ему, укрепляя и наставляя их, а Церковь Христова сохранится даже в самых тяжелых обстоятельствах и «врата адовы не одолеют ее».
Таким образом, конец земного мира станет началом новой, вечной жизни во Христе, которая наступит после всеобщего воскресения и Страшного суда.
Следует отметить, что тема апокалипсиса будоражила умы людей с давних времен. Неопределенность и туманность написанного в Откровении стало основой для спекуляций на эту тему со стороны всевозможных сект, которые стали особенно активными в последние годы. Не обошла тема пророчеств апокалипсиса и современную массовую культуру. Так, конец мира и псевдорелигиозные сюжеты часто встречаются в книгах, фильмах и компьютерных играх. Однако следует отметить, что все эти попытки обыграть апокалипсис являются художественным вымыслом и имеют мало общего с тем пониманием конца времени, которое содержит православие.
Откровение Иоанна Богослова
«Откровение Иоанна Богослова» — это последняя книга Нового Завета Библии, написанная апостолом Иоанном. Она представляет собой сборник видений, полученных Иоанном от Господа Иисуса Христа. «Откровение» рассказывает о конечных событиях человеческой истории и предсказывает существенное преображение мира и человечества.
Повествование начинается с послания автора семи церквам в Малой Азии, где он делится своими видениями. Он выражает похвалу некоторым церквам за их верность и предостерегает другие церкви от их неправедных поступков. Далее он видит явление великого престола, на котором восседает Бог, окруженный ангелами. Затем Иоанн рассказывает о ряде пророческих видений о борьбе добра с грехом.
Также Иоанн видит ряд страшных и потрясающих событий, которые происходят на различных этапах истории. Он описывает антихриста и его влияние на людей, и, наконец, окончательное победоносное пришествие Христа во славе. Включены также видения о небесном Иерусалиме и жизни будущего века.
Сама книга вызывает много размышлений и, а также является источником споров среди верующих. Некоторые считают ее символичной и аллегорической, в то время как другие принимают ее буквально.
О чем говорит книга «Апокалипсис»?
Главная цель книги «Апокалипсис» – рассказать о страшном суде Божьем и предупредить о событиях, которые должны произойти перед концом земной истории человечества. Иоанн пишет об откровениях, которые он получил от Иисуса Христа и ангелов, содержащие предостережения и пророчества.
«Откровение» было написано в соработничестве его автора и Бога. В связи с этим книгу в полной мере можно считать боговдохновенной, поэтому впоследствии она и вошла в новозаветный канон.
Одним из главных моментов книги является повествование об антихристе, который восстанет против Бога и попытается установить свою власть. «Апокалипсис» также описывает различные знамения и чудеса, которые будут признаками приближающегося конца времен. Эти признаки включают, кроме прочего, ужесточение насилия и мученичество преследуемых верующих.
Помимо предсказаний о концах мира, книга «Апокалипсис» также дает обетование о будущем с Богом. В конце произведения Иоанн описывает новое небо и новую землю, где не будет боли, плача и смерти, и где Бог будет пребывать с людьми вовеки.
В целом, книга «Апокалипсис» это сложный текст, полный символов, метафор и аллегорий, который требует от читателя особого внимания. При изучении Откровения следует опираться на толкование Святых отцов и официальную позицию Церкви. Это необходимо в целях исключения возможных неверных интерпретаций текста.
Когда и где была написана книга «Апокалипсис»?
Книга «Апокалипсис» была написана в конце I века н.э. Автором книги признаётся Иоанн Богослов, один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Считается, что книга была написана Иоанном во время его ссылки на остров Патмос, куда его отправили римские власти.
Остров Патмос располагается в Эгейском море, около берегов современной Турции. В то время, когда Иоанн написал «Апокалипсис», остров был местом изоляции для политических заключенных.
Следует отметить, что авторство «Откровения» долгое время было поводом для дискуссий. Так, сам автор нигде не указывает, что он является апостолом Христа. Однако ряд косвенных признаков позволяют полагать, что это именно так.
Сам же апостол Иоанн был любимым учеником Спасителя. Помимо «Апокалипсиса» им было написано одно из Евангелий, а также ряд апостольских посланий. Его же трудами Христово учение распространилось на обширнейших территориях тогдашней ойкумены.
Апостол Иоанн Богослов был единственными из числа двенадцати, который дожил до глубокой старости и умер своей смертью, хоть и пережил ряд гонений и притеснений. Остальные близкие сподвижники Христа в разное время были казнены по решению римских властей, приняв мученическую смерть.
«Откровение» написано риторикой апокалиптики – жанра книг ветхозаветного периода. Апокалиптическая литература того времени использовала специфические символы и образы, чтобы передать скрытый в ней смысл. «Апокалипсис» не исключение – в нём содержатся числовые символы и образы животных, олицетворяющих различные силы и явления.
Содержание «Апокалипсиса»
Сама книга «Откровение» не очень большая по объему, однако является весьма сложной для прочтения. В целом, она может быть разделена на несколько основных частей:
- Введение. В данной части автор представляет себя как Иоанн, обозначает цель и временной контекст своего откровения, а также делает введение в содержание произведения.
- Семь посланий семи церквям. В этих частях Иоанн пишет послания семи церквям Азии, которые описывают различные аспекты ранней христианской церкви. В каждом послании обсуждаются проблемы и достоинства каждой общины.
- Видение небесного храма и Божьего престола. В этой части Иоанн описывает видение Божьего престола и Христа, восседающего на нем. Величественное описание Божьей славы создает общую атмосферу произведения.
- Череда образов, повествующих о грядущих событиях. В этой части Иоанн описывает последовательность событий, которые будут происходить на земле. Здесь представлены семь печатей, семь труб, семь чаш гнева и повествование о Вавилонской блуднице. Все эти описания глубоко символичны и вызывают особые трудности при их интерпретации и толковании.
- Воцарение антихриста. По Иоанну, в последние времена земную власть получит антихрист. Это будет крайне тяжелое время для христиан, которые будут подвергаться гонениям, однако срок его правления будет недолгим.
- Воцарение Христа и страшный суд. В этой части Иоанн описывает Христа, его победу над злом и страшный суд над грешниками.
В заключительной части Иоанн описывает новое небо и новую землю, где не будет боли, смерти и скорби. Он описывает Новый Иерусалим и жизнь святых с Богом, которая будет существовать вечно.
Кто такие четыре всадника апокалипсиса?
Среди образов, имеющихся в «Откровении» особый интерес представляли всадники, появляющиеся после вскрытия четырех печатей. Многие толкователи пытались их персонифицировать, то есть ассоциировать их с конкретными историческими персонажами. Однако на сегодня преобладает версия, что четыре всадника апокалипсиса – это описание всей истории человечества и его дурных наклонностей с момента грехопадения Адама.
- Всадник на белом коне. Он олицетворяет добрые помыслы, которые были вложены в человека Богом в момент его создания. Это доброе начало было в значительной мере искажено после грехопадения Адама.
- Всадник на рыжем коне. Олицетворяет разрушительное действие страстей на человека и его природу.
- Всадник на вороном коне. Он ассоциируется с духовным обеднением человечества, когда внешнее, материальное ставится в приоритет.
- Всадник на бледном коне. Относительно данного символа расхождений у толкователей не было никогда. Он всегда ассоциировался со смертью.
Когда наступит апокалипсис и что будет после него?
Столетиями богословы ломали голову, пытаясь определить дату конца времен, ссылаясь на различные интерпретации «Откровения» и косвенные признаки, которые дал сам Христос в своем Евангелии. Однако, опять же, по словам Спасителя, сроки знать человеку невозможно и лишь Богу Отцу они известны.
После апокалипсиса настанет второе пришествие Христа, Страшный суд и начнется «жизнь будущего века», когда все верующие в него воскреснут и будут жить вечно в единении с Богом.