Апологет – это название христианских авторов II–III веков, преемников апостолов и мужей апостольских, которые пытались обосновать христианское учение и открыто защищали его от критиков. Они оставили огромный массив святоотеческой литературы, вступающей в полемику с критиками христианства.
В широком понимании слова апологет – представитель того или иного идейного течения, который защищает его постулаты логическими и интеллектуальными методами.
Значение слова апологет
Христианство, как учение последователей Иисуса Христа, возникло в Иудее, к моменту его появления, являющейся провинцией Римской империи. При этом значительная их часть была религиозными евреями, среди которых и проповедовал Господь со своими ближайшими сподвижниками.
Однако усилиями апостолов и их учеников христианство очень скоро вышло за пределы Иудеи, распространившись по всему античному миру. Римские власти, поначалу не придававшие значения новому учению, проявляли крайнюю нетерпимость по отношению к последователям Христа, неоднократно устраивая гонения на Церковь и верующих.
Ко II веку нашей эры среди христиан уже было немало представителей элиты римского государства, включая известных философов и мыслителей. Противостояние империи и Церкви переросло во многом в форму заочных диспутов и перешло в интеллектуальную сферу, что, впрочем, не исключало открытые гонения, когда тысячи последователей Христа и Его Апостолов приняли мученическую смерть от рук язычников.
Основные доводы противников христианства заключались в том, что оно представляет опасность для государства, а его последователей обвиняли во всех возможных грехах. Такие нападки вызвали ответную реакцию христианских мыслителей, которые писали произведения, направленные на оспаривание клеветы и в защиту принципов и догматов. Многие из этих писателей заложили базис Священного предания, развив христианскую философию до невиданных ранее высот.
Таких христианских писателей, отстаивавших чистоту веры и оберегающих ее от нападок язычников, стали называть апологетами уже в наше время. Это слово греческого языка, происходит от термина ἀπολογία (апология). В оригинале он переводится на русский язык как «защитительная речь». В изначальном понимании термин «апология» сугубо юридический. Ею называли речь, произносимую в античном суде, направленную на защиту подсудимого, а известно, что римское и греческое судопроизводство немыслимо без применения сторонами различных риторических приемов.
Среди первых известных трактатов данного жанра является «Апология» Платона, которая содержит три речи философа, когда он выступал во время суда над ним за неуважение к богам и развращение юношества.
В эпоху апологетов, которые, по духу и по наименованию своему выступали как защитники христианской веры, апология стала распространённым литературным приемом, которые применяли как христиане, так и их противники. Таким образом, апологет это, простыми словами, защитник веры.
После принятия императором Константином Великим Христовой веры в качестве официальной религии в Римской империи нападки не нее со стороны язычников были прекращены и постепенно апология, как жанр начинает отмирать. Время апологетов заканчивается, а христианство, не сломленное внешними противниками, вступает в период внутренних раздоров – начинается борьба с ересями и эпоха Вселенских Соборов.
В современном мире значение слова «апологет» несколько расширилось. В словарях ими стали называть защитников любых религиозных течений. Христианская же апологетика, выстроенная на крепком фундаменте творений святых отцов I-IV веков, вынуждена и сейчас защищать веру от нападок со стороны атеистов и поклонников нетрадиционных верований, политических течений и сект.
Главная задача христианских апологетов
Церковные писатели и ученые ставят перед собой задачу защитить и объяснить основные доктрины и истины христианства, а также предложить разумные аргументы в пользу существования Бога достоверности библейских событий с исторической точки зрения. Они стремятся использовать различные методы и подходы, опираясь на реальные знания из области философии, истории, археологии и естественных наук для подтверждения истинности христианства.
Важно отметить, что христианские апологеты не стремятся принудить людей к вере или доказать что-либо насильно. Их задача заключается в том, чтобы предоставить убедительные аргументы и объяснения в пользу истины, на основании которых сомневающиеся могут прийти к соответствующим выводам. В этом отношении современные апологеты во многом выполняют и миссионерскую функцию.
Во времена же раннего христианства главная задача христианских апологетов состояла в том, чтобы предоставить разумные и уместные ответы на аргументы и обвинения, которые поступали со стороны языческих философов и других религиозных групп против Христовой веры. Так, среди язычников особо яростными ее противниками выступали:
- Цельс
Написал сочинение «Истинное слово», тезисы которого блестяще опровергнуты апологетом Оригеном.
- Фронтон
Ученый, который был наставником самого императора Марка Аврелия.
Язычники считали христиан опасными сектантами и строили против них самые скверные домыслы. Так, к примеру, совершенное непонимание смысла таинства Причастия, в котором хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Иисуса Христа, стало поводом для обвинения христиан в каннибализме.
Одной из наиболее важных целей христианских апологетов было оправдание веры перед римскими властями. Они старались доказать, что христианство не представляет угрозу для государства и является легитимной религией с положительными этическими и социальными ценностями, приемлемыми для римского общества. В какой-то степени их задачей было недопущение открытых гонений, которые власти империи регулярно проводили против христиан.
Также раннехристианские апологеты выступали от нападок на веру со стороны иудеев. Они пытались доказать тождественность иудейского мессию со Христом, убеждали, что именно в Спасителе исполнились все увещевания ветхозаветных пророчеств.
Первые христианские апологеты
Первые апологеты христианства были учеными и философами, которые использовали свои знания и риторические навыки, чтобы оправдать веру в свете нападок на нее. Наиболее известные апологеты того времени:
- Иустин Философ
Иустин Философ изначально был язычником, который обратился в христианскую веру, и стал ярким проповедником и защитником христианства. Его апология «Первое слово к римлянам» является одним из наиболее ранних примеров защитного труда, в котором он оправдывает христиан перед римскими властями и доказывает, что Христова вера не несет угрозу государству.
- Тертуллиан
Тертуллиан жил также во втором веке. Он был юристом по образованию и принял христианство после долгих поисков и изучения многих философских воззрений. Тертуллиан как писатель оставил ценные труды, в которых он защищал веру от критики языческого мировоззрения. Он призывал крещеных отвергать языческие обычаи и практики, а также подчеркивал значение христианского благочестия в жизни верующих.
- Ириней Лионский
Священномученик Ириней Лионский жил и проповедовал в Галлии, вдали от центров римской и греческой философской мысли. Однако, будучи епископом, он проповедовал христианство в этом диком краю Римской Империи. До нас дошел его труд «Против ересей», в котором святой отец выступил против гностицизма – лжеучения, базирующегося на смешении христианских, языческих и оккультных идеях и практиках.
На страницах этого и некоторых иных его произведений содержится положительное объяснение христианства и его догматов, что позволяет отнести их к апологиям в полной мере.
Вклад в развитие богословия
Первые апологеты оказали значительное влияние на развитие богословской мысли. Они были первыми христианскими писателями, которые стали защищать и объяснять постулаты веры перед враждебными язычниками и иудеями.
Они также внесли значительный вклад в формирование православных догматов, относящихся к Троице, Иисусу Христу и другим аспектам и философии христианства.
Среди апологетов было немало основателей богословских школ. Так, Климент Александрийский стоял у истоков богословской школы, получившей название Александрийской и под влиянием которой сформировались личности Афанасия Великого и Кирилла Александрийского – учителей и богословов вселенской Церкви.
Как апологеты защищали христианскую веру?
Они защищали веру, используя философские и логические аргументы, чтобы доказать существование и природу Бога, а также обосновать христианское богословие. Это помогло привлечь новых последователей и укрепить позицию христианства в обществе.
Сочинения апологетов были направлены как в отношение отдельных их оппонентов («Против Цельса» Оригена), так были обращены к группе лиц («К эллинам» Аполлинария Иеропольского). Были распространены и обращения к властям (2-я Апология Иустина Философа была обращена к Сенату).
Среди апологетических трудов следует выделить «Диалог с Трифоном иудеем». Он был выражен в форме диспута автора (Иустина Философа) с иудейским священником. В трактате Иустин приводит обоснование христианской веры для иудеев, а также опровергает их традиционные обвинения.
Наиболее известные высказывания апологетов
Многие высказывания апологетов в целом широко известны как среди верующих, так и в среде представителей иных воззрений. Особенно популярны два тезиса Тертуллиана из трактата «Апологетик»:
«Кровь мучеников есть семя христианства»
В нем Тертуллиан обосновывает тезис о том, что жертвенность христиан во имя веры приводит к тому, что на их примере сомневающиеся готовы принять крещение.
«Душа – христианка по природе»
Этим тезисом автор подтверждает, что каждый человек есть подобие и образ Божий, а душа человеческая способна к его пониманию и принятию.
Известные православные апологеты
В современную эпоху апологетика важна как никогда. Нынешние критики Церкви подходят к этому вопросу со стороны научного атеизма, тезисов о вседозволенности и якобы важности «свободы» индивидуума. Однако истинная свобода заключается в отречении от греха, а потакание своим страстям, декларируемое противниками христианства, не имеет к ней никакого отношения.
Среди современных православных апологетов известны следующие имена:
- Петр Алексеев – современный российский православный богослов и апологет, чьи работы посвящены защите православия в современном мире. В своих трудах он затрагивает вопросы науки, этики и морали.
- Алексей Осипов – российский православный богослов, апологет и автор десятков книг на тему защиты веры.
- Александр Мень – русский православный священник и богослов, известный своими публикациями и лекциями на тему апологетики и защиты православной веры.
Представленный список не является исчерпывающим, поскольку апологетику, так или иначе, затрагивает практически каждый современный православный писатель и публицист.