Богородичен — что это такое в молитвослове?

Богородичен – это молитвенное песнопение в православном богослужении, посвященное Божьей Матери. Они имеются в составе всех служб, они упоминаются во всех книгах, регламентирующих состав и порядок богослужения.

В молитвослове Богородичен содержит обращение и прошение к Царице Небесной и всем лицам Святой Троицы:

«Пресвятая Богородице, спаси нас, Господи, очисти грехи наша, Владыко, прости беззакония наша, Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради»

Таким образом, это молитвословие, знакомое всем, но существуют несколько Богородичных, отличающихся от этого текста.

Различают по следующим критериям:

  • по содержанию;
  • по месту;
  • по гласам.

Не следует путать Богородичны с самостоятельными песнопениями, посвященными Богоматери. Они выполняют только функцию замыкающих текстов, они могут быть не связаны с событием праздника по своему содержанию.

Распределение Богородичных по гласам

Богородичен

В Минеях и Ирмологии, то есть церковнослужебных книгах, молитвословах, содержащих тексты и мелодии богослужений, Богородичны содержатся в приложениях и распределены по гласам. Гласы — это особые мотивы, лады, которые используются в православной Церкви для пения богослужебных текстов. Существует 8 гласов, из которых 4 – основные, а 4 – производные, или плагальные.

Распределение Богородичен по гласам:

  1. Поются после стихир праздничные. Их поют в воскресенье и по праздничным дням. Порядок употребления изложен в Октоихе – чинопоследовательной богослужебной книге. К ним относятся догматики, то есть Богородичны, в которых содержится учение о двух ипостасях Иисуса Христа – человеческой и Божественной. Так как это догмат Церкви, то такие песнопения называются догматики. Также к этому виду относятся Богородичны, исполняемые после стиховных стихир, то есть поемые после псалмов.
  2. Поются после стихир в будние дни. Октоих определяет их, как Богородичны вечерни и утрени после стиховных стихир каждого дня седмицы.
  3. Поются после тропарей. Их называют отпустительные. Эти Богородичны поются в воскресенье и по некоторым праздникам. По Октоиху это богородичны вечерни по гласам дней недели. Эти песнопения также содержатся в Типиконе, богослужебной книге, определяющей порядок богослужений с учетом календаря.
  4. Поются отпустительные по будням после тропарей. Приводятся в Типиконе, в главе 57.

Разновидности Богородичных

Богородичен, глас 8

Богородины часто поются после стиха «И ныне и присно, и во веки веков. Аминь», завершая тропари или стихиры.

Как уже указано, существует два вида Богородичен по содержанию:

  1. Первая группа, это догматики, которые излагают догматические постулаты христианского учения. Эти догмы исповедуются Церковью, в том числе через песнопения. Поется на воскресной малой вечерне.
  2. Вторая группа – крестобогородичен. Это особый гимн в честь Божьей Матери, в котором воспеваются её душевные страдания, стоящей у Креста, на котором был распят её единственный Сын. Распятие Христа здесь является главной темой, раскрываемой через душевную боль Богородицы. Крестобогородичны поют во вторник и в четверг во время вечерни. На утрени их поют в пятницу и среду. Это те дни, когда вспоминаются крестные страдания Господа.

Богородичны непрестанно звучат во время богослужений. Без них читаются и поются только тропари Богородице и Иисусу Христу. Тропари святым всегда покрываются богородичным.

Каждый верующий, который присутствует на богослужении, следит за ним, пытается изучать состав службы, знает все Богородичны, запоминая их раз от раза. Они логично заканчивают другие молитвенные тексты, завершая их и делая все богослужение гармоничным, красивым и цельным. Многие века служили для постоянного усовершенствования служб, наполнения их смыслом и красотой.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий