Страх человека перед чем-то, еще не состоявшимся, является неотъемлемой частью нашей жизни. Бояться люди начинают с самого раннего детства.
Чего люди боятся?

С первых самостоятельных шагов маленькие люди боятся — сначала, что обидят в садике, потом, что поставят двойку в школе, не поступить в институт, не найти работу. Получив работу, боятся, что уволят. Девушки боятся не выйти замуж. Вышли замуж, родили детей, начинают бояться за них. С возрастом боятся заболеть, остаться немощными. И так по кругу – непрестанный страх.
И этим пользуются, прежде всего, враги рода человеческого – бесы. Они разжигают опасения в людях, нагнетают обстановку в обществе, подменяют истинные ценности ложными. А потом порождают в людях очередной кошмар, заключающийся в боязни предстоящих бедствий.
Разве возможна полноценная, счастливая земная жизнь на таком негативном фоне вечного предвкушения беды? Разумеется, нет. Но совсем по-другому должны ощущать себя верующие люди.
Как относиться к страхам православному христианину?

На этот вопрос лучше всего ответят православные священники. Им постоянно задают вопросы о страхах, ведь проблема эта, разумеется, мучает многих людей.
Протоиерей Димитрий Смирнов
И, прежде всего, обратимся к словам протоиерея Димитрия Смирнова. На вопрос о том, чего нужно бояться верующим, батюшка Димитрий ответил коротко и емко:
Бояться нужно только двух вещей: Бога и греха. Ничего другого бояться не нужно. Грех отдаляет человека от Бога, а страх Божий приближает к нему.
Бояться Господа, это значит – относиться к Нему и ко всему, что связано с Богом, с благоговением. Премудрость можно получить только через страх Господень, через опасение оскорбить Великого Бога своими поступками, оказаться в Его глазах недостойным вечной жизни и Царствия Небесного.
Протоиерей Александр Абрамов
Все, кто прочитал, хотя бы, однажды, Святое Евангелие, знают притчу о хозяине, который устроил виноградник самым лучшим образом и отдал его виноградарям, чтобы они трудились над плодами. Когда же пришло время получить плоды, виноградари не пожелали делиться ими, а всех посланных от хозяина виноградника, прогоняли. И сына, в котором они узнали наследника, убили. Эта притча была рассказана самим Иисусом Христом, который спросил у народа – как поступить с виноградарями? И народ ответил, что они заслуживают страшной смерти. Господь забирает у них виноградник и передает другим.
Так и мы, верующие люди, которым Господь оставил виноградник в лучшем виде — свои заповеди, Церковь, возможность соединяться с ним в любое время в таинстве причащения – мы не трудимся над плодами, не хотим очищать свои души от скверны греха. Но что будет с такими виноградарями, которые загубили виноградник, оставленный Господом? То же самое – страшная смерть и отлучение.
Вот это и есть единственный страх, который люди должны в себе сохранять и воспитывать. А все остальное – в руках Божьих.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Стоит обратиться и к святоотеческой мудрости, чтобы понять путь, по которому стоит пойти, чтобы преодолеть страх. Святой Иоанн Кронштадтский говорил:
Не бойся лишений телесных, бойся лишений душевных. Не бойся, не малодушествуй, не раздражайся, когда тебя лишают денег, пищи, питья, сладостей, одежды, жилища, даже самого тела, бойся, когда враг лишает душу твою веры, упования, любви к Богу и ближнему, когда он всевает в твое сердце ненависть, вражду, пристрастие к земным вещам, гордость и прочие грехи.
Именно душа – самая великая ценность человека. В Евангелии от Матфея об этом сказано самым прямым образом:
Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф.10:28)
Таким образом, бояться нужно лишь за душу, которая станет тем, что останется у человека после смерти. Зачем же бояться материальных вещей?
Как же избавиться от страха?

Прежде всего, нужно быть образованным. Чем более грамотным и разносторонне развитым является человек, тем меньше у него страхов. Темные и ограниченные люди боятся даже бытовых вещей -темноты, черных кошек, пустых ведер и прочей белиберды.
Люди, понимающие природу явлений, изучившие материальный мир и его механизмы, не боятся того, что можно объяснить с точки зрения науки и понять суть происходящего.
А вот люди, образованные духовно, понимающие суть вещей с точки зрения христианского учения, живущие по Заповедям Божьим, не боятся, вообще, ничего. Они понимают, что повлиять на то, что невозможно без Божьего промысла — нельзя. А это значит, что нужно беречь свою душу, которая бессмертна, беречь свое тело, которое создано по образу и подобию Божьему, не искушать Господа ненужными рисками.
Это понимание степени самосохранения приходит с повышением уровня духовного образования. Читая православную литературу, проповеди лучших священников, изучая Святое Евангелие, возникает понимание, что бытовые страхи отвлекают от главного предназначения человека – любви к Богу и любви к ближнему.
Поэтому и бояться начинают только того, как бы не стать отвергнутыми, лишними в Царстве Божием. А этот страх благодатный, ведущий к чистоте и легкости души. Он не ложится тяжким бременем на плечи. Недаром Господь сказал:
Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф.11:29).
Святитель Феофан Затворник, оставивший нам величайшее наследие, необходимое для внимательного изучения, говорит по этому поводу:
Душа, возжелавшая избавиться от грехов, знает, что сказать Господу: «возьми бремя от меня тяжкое, греховное, а я возьму иго Твое благое». И бывает так: Господь прощает грехи, а душа начинает ходить в заповедях Его. И заповеди – иго, и грехи – бремя. Но, сличив то и другое, душа находит, что иго заповедей легко, как перо, а бремя грехов тяжело, как гора.
Никто не сможет сказать лучше и полнее. И вопрос о том, как избавиться от боязни, будет закрыт – вера и надежда на Божью милость, вот единственный путь избавления от страха.
Человек, тем более православный, вообще ничего не должен бояться. Там где страх — места нет Любви…