Слово «ангел» и его производные из Священного Писания давно вошли в обыденный лексикон и не всегда употребляются в сакральном значении. Однако, в православии существует богословская дисциплина – ангелология, предмет которой происхождение, иерархия, роль и место ангелов. Кто такие ангелы, чем они отличаются от Архангелов и как связаны с людьми?
Кто такие ангелы?

Ангел (с греческого – «вестник») – разумный бесплотный служебный дух (Евр. 1:14), обладающий свободной волей, осознанно выбравший путь служения и послушания Господу, активный участник Промысла Божия.
Из Библии известно, что служение ангелов заключается:
- в откровении воли Господа, в помощи или наказании людей/конкретного человека (Ис. 6:6-7; Мф. 16:27; Откр. 5:2, Иов. 1:6 и др.);
- в прославлении Бога (Ис.6:3).
В богослужебных и богословских текстах ангелов называют Небесным воинством (силами). «Ангел – сущность, одаренная свободой и умом, служащая Господу, бесплотная, постоянно движущаяся» (преподобный Иоанн Дамаскин).
Иерархия

Святой Дионисий Ареопагит в трактате «О Небесной иерархии» изложил устройство мира ангелов, фактически, заложив основы ангелологии. Он выделяет 9 ангельских чинов (три лика), наименования которых упоминаются в Священном Писании (Кол. 1:16; Еф.1:21; Рим. 8:38; 1Пет. 3:22; Дан. 8:16 и др.). Каждый из чинов имеет собственное наименование и назначение в мироустройстве.
Чин | Описание | Празднование | В Св. Писании | |
1 | Серафимы | В переводе «пламенеющие», побуждают к любви к Богу; (изобр. шестикрылыми). | 8/21 ноября | Ис.6:2, 6 |
2 | Херувимы | «Многое разумение», чрез них ниспосылается просвещение; (изобр. четырёхкрылыми). | Евр. 9:5 | |
3 | Престолы | Чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие; (изобр. в виде колёс со множеством глаз на ободьях). | Кол. 1:16 | |
4 | Власти | Укрощают власть бесовскую, отражают искушения. | Кол. 1:16 | |
5 | Господства | Ниспосылают силу к мудрому управлению земным властям. | Кол. 1:16 | |
6 | Силы | Укрепляют людей, дают благодать чудотворений угодникам Божиим | Еф. 1:21 | |
7 | Начала | Управляют вселенной, законами природы; охраняют народы, страны. | Кол. 1:16 | |
8 | Архангелы | Являются проводниками откровения Божия (подробнее см. таблицу ниже). | 1Фес.4:16; | |
9 | Ангелы | Приставлены для хранения каждого христианина. | Быт.19:15; 32:1; Мф.13:49; 18:10 |
Отличие Ангелов от Архангелов

Ангелы – общее наименование всего воинства Небесного (Лк. 2: 13—14). Но, согласно иерархии святого Дионисия, Ангелы – 9 чин, вместе с Архангелами и Властями они образуют низший лик (триодь).
Архангел (с греческого – ангелоначальник, старший ангел) – учитель и провозвестник воли Господа для людей, проводник Божественного Откровения (1Фес. 4:16; Откр.12:7). В Небесной иерархии Архангелы – это 8 ангельский чин, занимающий место выше Ангелов.
Архангелы и Ангелы относятся к Небесному воинству, но хотя составляют один лик, различаются по действиям. Св. Дионисий писал, что Архангелы – «чин научения». Их миссия – возвещать волю Господа, наставлять и учить людей жить согласно воле Божией. Ангелы выполняют такую же миссию, но если высшие чины ангелов непрестанно пребывают с Господом, то низшие – с людьми. Ангелы охраняют человека, укрепляют его веру, помогают выбрать правильный (согласно Промыслу Божию) жизненный путь и способствуют возвращению оступившегося в лоно Церкви (Быт. 16:7—12).
Ангелы настолько близки к людям, что повсюду окружают их, «весь воздух наполнен ангелами» — говорил святой Иоанн Златоуст. К христианину приставляется Ангел-хранитель, который всегда готов помочь, только если человек сам пожелает. Ангелы хранители есть не только у конкретного человека, но и у государства, города, храма, семьи и так далее (Апок. 7:1; Апок. 14:18).
Еп. Сильвестр (Стойчев) пишет, что с апостольских времен в традицию вошло молитвенное почитание ангелов, поэтому молиться ангелам можно, но поклоняться им как Богу нельзя (Кол. 2:18), за это полагается анафема (35 правило Лаодикийского Собора 364 г.).
Архангелов называют великими благовестниками, потому что они возвещают о великих и торжественных событиях. Например, о Рождестве Иисуса Христа (Лк. 1:26-38), в то время как Ангелы – о будничных.
Имена Ангелов неизвестны. Из Библии и Священного Предания известно о 7 Архангелах (Тов. 12:15): Михаиле, Гаврииле, Рафаиле, Урииле, Иегудииле, Варахииле, Селафииле. Каждый из них выполняет особую миссию. Например, Михаил стоит во главе Небесных сил. Он – Архистратиг, полководец ангелов, победивший диавола (Откр.12:7).
Архангелы
1 | Михаил | Евр. «кто как Бог»; Архистратиг (военачальник); на иконе попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Поставлен Богом над всеми девятью Ангельскими чинами. | 8/21 ноября | Иуд.1:9; Дан. 3:92-95 |
2 | Гавриил | «Сила Божия»; возвещает людям великие дела Божии; изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой. | 26 мар./8 апр.; 13/26 июл.; 8/21 ноя. | Лк.1:26; Дан. 8:16 |
3 | Рафаил | «Исцеление Божие»; целитель, врач Божий; изображается держащим сосуд с целительными снадобьями и ведущим правою рукою Товию, несущего рыбу. | 8/21 ноября | Тов. 3:16; 12:15 |
4 | Уриил | «Свет, огнь Божий»; просвещает людей и воспламеняет их сердца любовью к Богу; изображается держащим в правой руке обнажённый меч на уровне груди, а опущенной левой руке – пламень огненный. | 3Езд. 5:20 | |
5 | Салафиил | «Молитвенник Божий»; изображается с руками, молитвенно сложенными на груди. | 3Езд. 5:16 | |
6 | Иегудиил | «Славящий Бога»; покровитель монахов и трудящихся для славы Божией; изобр. держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трёх чёрных верёвок с тремя концами (награда святым и воздаяние грешникам). | Упоминается только в Св. Предании | |
7 | Варахиил | «Благословение Божие»; податель благословений и милости Божией; изобр. Несущим на груди белые розы, как предвестие блаженства в Царствии Небесном, либо розы на одежде. | Упоминается только в Св. Предании | |
8 | Иеремиил | «Высота Божия»; изображается держащим в руке весы. | 3Езд. 4:36 |
Архангел — это когда люди из Архангельска!
Как у нас говорят — голь на выдумки богата. Даже по ранжиру всех, кого вы думали расставили и сан присвоили. Это видно от еженочных бдений глюки явились. И надо же до чего головы людям заморочили. Когда жили при социализме нормально никто в эти сказки ясновидящих и прочих шарлатанов не верил. А в трудные времена прихватизации и в Чумака поверили и всяких ясновидящих и плохо слышащих но исправно набивающих карманы от одурачивания чем и банки не гнушаются — там где присутствует человек, можно ждать чего угодно особенно наш самый начитанный — сколько схем одурачивания напридувымали? И с карточками, и с телефоном, и квартиры, и машины ни чем не брезгует. Хотя вера в бога существует уже давно, но не всем это дано.
Спаси Бог за статью! Велика мудрость Бога, который так чудесно устроил все. Читаю и сердце радуется!
Где в писании сказано, что Ангелы или Архангелы бесплотные Духи??? Такого не сказано нигде! Сказано, что Ангел или Архангел Дух Божий об этом сказано в Откровении Иоанн гл. 4, 5. А также сказано, что Дух Божий — это качества в человеке, любовь, совесть, благочестие, правдивость и т.д. выходит следующее, что Дух Божий это не бесплотный Дух, а сам Человек обладающий всеми качествами добродетели, собственно и сам человек является Ангелом или Архангелом.

Ты затронул слишком сложный вопрос. Или даже 3, но почему-то сам себе противоречишь. Вот ты говоришь «где в писании сказано?», а про какое ты писание говоришь? К примеру в одном из писаний, назваемое ныне «запрещенной для чтения книгами Еноха» есть такие стихи:
39. И Он повелел подняться мне и подойти к вратам – я же опустил своё лицо.
40. И Он отвечал и сказал мне Своим словом «Слушай!
41. Не страшись, Енох, ты праведный муж и писец правды; подойди сюда и выслушай Моё слово!
42. И ступай, скажи стражам неба, которые послали тебя, чтобы ты просил за них: вы должны попросить за людей, а не люди за вас.
43. Зачем вы оставили вышнее, святое, вечное небо, и преспали с жёнами, и осквернились с дочерьми человеческими, и взяли себе жен, и поступали как сыны земли, и родили сынов-исполинов?
44. Будучи духовными, святыми, в наслаждении вечной жизни, вы осквернились с женами, кровию плотской родили детей, возжелали крови людей и произвели плоть и кровь, как производят те, которые смертны и тленны.
45. Ради того-то Я им и дал жен, чтобы они оплодотворяли их, и чрез них рождали бы детей, как это обыкновенно происходит на земле.
46. Но вы были прежде духовны, призваны к наслаждению вечной, бессмертной жизни на все роды мира.
47. Посему Я не сотворил для вас жен, ибо духовные имеют свое жилище на небе.
48. И теперь исполины, которые родились от тела и плоти, будут называться на земле злыми духами и на земле будет их жилище.
В этом тексте ясно сказано, что ангел это хранитель, аспекта бытия, и более духовны, чем телесны, хоть и принять любую форму для них совершенно не проблема. А про разницу в чинах то понимай это так: есть некие строители и каждый из них занимается своим, т.е один делает стены, а другой проводит трубы. Таким образом, работа разделяется на черновую, где нужна грубая СИЛА, а в другом месте нужно управлять этой силой, в сути своей архангел отличается от ангела тем, что осознает мир более емко и четко нежели любой из ангелов ниже, в свою очередь архангел не способен осознать и мир и Бога так как серафим олицетворяющий волю, и живой разум. Что касаемо Духа Святого и человека тут еще проще. Человек сложное 3 составное существо живущие в вечно настоящем с возможностью оглядется в перспективе времени или же заглянуть далее. Три составные части человека есть: плоть, душа, дух. Где плоть существует лишь для того, чтобы человек приобретал опыт в свободе воли, и в свою очередь очень взаимо связан с душою. Душа служит для хранения и передачи опыта в свободе воли, результатами этого опыта и его передачи служит тело. Ну и третье это дух, он неотделимо связан с душою ибо он его выбора пишется то что будет хранится в душе как в результате отразится и в теле. Таким образом тело это прямое отражение, состояния души от выбора сделанным духом. Вот о чем говорил Христос говоря о теле как о храме. Ведь так и есть тело это храм души, в котором живет Дух. Ах да душа это не эфемерное понятие, а чисто физическое. Тот, кто скажет покажи мне душу, пусть порежет себе палец (ну или ткнет иголкой) именно кровь по мнению Моисея и есть душа. Прошу простить за столь длинный и боюсь не такой уж увлекательный текст, но надеюсь все ваши вопросы я раскрыл в той мере в коей они были заданы.
Здравствуйте, на греческом же ангел пишется аггелос, что значит охраняющий солнце. А ангел значит противоположное солнцу.
Чем отличаются ангелы от архангелов?
ИЕРАРХИЕЙ !
Ангел супротив архангела — как плотник супротив столяра.
Или как прапорщик супротив старшего прапорщика !
Как мне помнится, ангел это посланик. Делятся они лишь в том степени в какой степени осознают Бога. Так же у каждого ангела есть свой род занятий, которое ему вверено. Таким образом Уриил это ангел солнца, смотрящий на него денно и ночно (если я не ошибаюсь). Но а если ответить более правильно, то: Ангел — это охранник и воплощение того или иного аспекта бытия. Если рассмотреть чины, то иерархия выстроена именно по этому принципу. Так допустим Самъяза стал обманщиком, отступником за то и был назван противник и искуситель. Напомню что именно Самъяза вместе с другими ангелами отринул свое божественное ради своей прихоти породив нефилимов. За что их вечная жизнь как воплощение аспекта бытия была закончена и они стали «духами злыми». Иначе говоря, на основе сказаного мною есть двое ангел и его противник. Кто же они для человека? Если ангел воплощение Аспекта бытия, само проведение, озарение то его противник это привычка и чем пагубнее привычка тем она более явно обретает облик уже не ввиде эфимерных слов, а наглядно проявляяесь в человеке. Смерть такого человека, это становление его именем нарицательным таких как: Хам, Ирод, Изувер и многие другие, подчеркивая свое родство и прямую связь не с Богом, где дети Его сами куют свою судьбу, но рабами одного из падших. Надеюсь я емко и точно расскрыл для вас то, как я понимаю и вижу как ангелов, так и демонов и страшно лишь то, что с некоторыми из них я знаком лично…
Автор а ты не пробовал это всё с точки зрения Библии рассматривать а не каких то умников в скобках считающимися святыми? Дионис по ходу уже отшёл от веры которую имели 1 христиане. Так как зачем то выдуманная им иерархия прокатит только больному или фанатику ну ни как не верующему. В Библии да есть иерархия и она выглядит просто. Ангелы, Серафимы, Хирувимы, Архангел. Что касаемо последнего Архангела то этот титул самый высший и его занимает Михаил он же Сын Бога.
Это что за дичь? Архангелов называют великими благовестниками, потому что они возвещают о великих и торжественных событиях. Например, о Рождестве Иисуса Христа (Лк. 1:26-38) В Луки говорится что к Марии пришёл АНГЕЛ повторю АНГЕЛ Гавриил. Нечего всякой ересью людям мозги пудрить.
А по поводу имён ангелов автор ты хоть подумал сам? В Библии говорится только два имени это Гавриил и Михаил. Это все имена из Библии. Все остальные имена придуманы так взяты совершенно не из библии. Апокрифический тексты не связанны с писанием как и всё что Упоминается только в Св. Предании. Автор ты ещё с комиксов Марвел имена приплюсуй.
Так же бред по теории Диониса. Он считает что в иерархии ангелов есть Престолы, господства, власти, сила, начало. Это ж каким не грамотным в религиозном плане нужно было быть что бы такую ересь выдать в народы.
Возьмём и посмотрим эти 2 текста Кол. 1:16; Еф.1:21 Суть стихов одинакова но понятнее будет Колос. 1;16 «Посредством его сотворено всё остальное на небе и на земле, видимое и не видимое, будь то престолы, или господства, или правительства, или власти. Всё это было сотворено через него и для него» Где в этом стихе говорится о какой либо иерархии ангелов? А вот что говорится здесь. В этом тексте говорится об сыне Бога. Так как с ним Бог и начал всё создавать видимое и не видимое. Всё это создано через Иисуса и для него же. Всё текст прост. Так что автор не пиши чушь. Исследуй то что хочется написать. А уж потом пиши.