Чем отличаются ангелы от архангелов?

Слово «ангел» и его производные из Священного Писания давно вошли в обыденный лексикон и не всегда употребляются в сакральном значении. Однако, в православии существует богословская дисциплина – ангелология, предмет которой происхождение, иерархия, роль и место ангелов. Кто такие ангелы, чем они отличаются от Архангелов и как связаны с людьми?

Кто такие ангелы?

Белый ангел
Фото: Pravoslavie.ru

Ангел (с греческого – «вестник») – разумный бесплотный служебный дух (Евр. 1:14), обладающий свободной волей, осознанно выбравший путь служения и послушания Господу, активный участник Промысла Божия.

Из Библии известно, что служение ангелов заключается:

  • в откровении воли Господа, в помощи или наказании людей/конкретного человека (Ис. 6:6-7; Мф. 16:27; Откр. 5:2, Иов. 1:6 и др.);
  • в прославлении Бога (Ис.6:3).

В богослужебных и богословских текстах ангелов называют Небесным воинством (силами). «Ангел – сущность, одаренная свободой и умом, служащая Господу, бесплотная, постоянно движущаяся» (преподобный Иоанн Дамаскин).

Иерархия

Архангелы и ангелы
Фото: Pravmir.ru

Святой Дионисий Ареопагит в трактате «О Небесной иерархии» изложил устройство мира ангелов, фактически, заложив основы ангелологии. Он выделяет 9 ангельских чинов (три лика), наименования которых упоминаются в Священном Писании (Кол. 1:16; Еф.1:21; Рим. 8:38; 1Пет. 3:22; Дан. 8:16 и др.). Каждый из чинов имеет собственное наименование и назначение в мироустройстве.

Чин Описа­ние Празд­но­ва­ние В Св. Писании
1 Се­рафи­мы В пе­ре­во­де «пла­ме­не­ю­щие», по­буж­да­ют к люб­ви к Бо­гу; (изобр. шес­ти­кры­лы­ми). 8/21 но­яб­ря Ис.6:2, 6
2 Хе­руви­мы «Мно­гое ра­зу­ме­ние», чрез них нис­по­сы­ла­ет­ся про­све­ще­ние; (изобр. че­ты­рёх­кры­лы­ми). Евр. 9:5
3 Прес­то­лы Чрез них пре­иму­ще­ствен­но про­яв­ля­ет­ся пра­во­су­дие Бо­жие; (изобр. в ви­де ко­лёс со мно­же­ством глаз на обо­дь­ях). Кол. 1:16
4 Влас­ти Ук­ро­ща­ют власть бе­сов­скую, от­ра­жа­ют ис­ку­ше­ния. Кол. 1:16
5 Гос­под­ства Нис­по­сы­ла­ют си­лу к муд­ро­му уп­рав­ле­нию зем­ным вла­стям. Кол. 1:16
6 Си­лы Ук­реп­ля­ют лю­дей, да­ют бла­го­дать чу­до­тво­ре­ний угод­ни­кам Бо­жи­им Еф. 1:21
7 На­чала Уп­рав­ля­ют все­лен­ной, за­ко­на­ми при­ро­ды; ох­ра­ня­ют на­ро­ды, стра­ны. Кол. 1:16
8 Ар­хан­ге­лы Яв­ля­ют­ся про­вод­ни­ка­ми от­кро­ве­ния Бо­жия (под­робнее см. таб­ли­цу ни­же). 1Фес.4:16;
9 Ан­ге­лы Прис­тав­ле­ны для хра­не­ния каж­до­го хри­сти­а­ни­на. Быт.19:15; 32:1; Мф.13:49; 18:10

Отличие Ангелов от Архангелов

Ангелы
Фото: Pixabay.com

Ангелы – общее наименование всего воинства Небесного (Лк. 2: 13—14). Но, согласно иерархии святого Дионисия, Ангелы – 9 чин, вместе с Архангелами и Властями они образуют низший лик (триодь).

Архангел (с греческого – ангелоначальник, старший ангел) – учитель и провозвестник воли Господа для людей, проводник Божественного Откровения (1Фес. 4:16; Откр.12:7). В Небесной иерархии Архангелы – это 8 ангельский чин, занимающий место выше Ангелов.

Архангелы и Ангелы относятся к Небесному воинству, но хотя составляют один лик, различаются по действиям. Св. Дионисий писал, что Архангелы – «чин научения». Их миссия – возвещать волю Господа, наставлять и учить людей жить согласно воле Божией. Ангелы выполняют такую же миссию, но если высшие чины ангелов непрестанно пребывают с Господом, то низшие – с людьми. Ангелы охраняют человека, укрепляют его веру, помогают выбрать правильный (согласно Промыслу Божию) жизненный путь и способствуют возвращению оступившегося в лоно Церкви (Быт. 16:7—12).

Ангелы настолько близки к людям, что повсюду окружают их, «весь воздух наполнен ангелами» — говорил святой Иоанн Златоуст. К христианину приставляется Ангел-хранитель, который всегда готов помочь, только если человек сам пожелает. Ангелы хранители есть не только у конкретного человека, но и у государства, города, храма, семьи и так далее (Апок. 7:1; Апок. 14:18).

Еп. Сильвестр (Стойчев) пишет, что с апостольских времен в традицию вошло молитвенное почитание ангелов, поэтому молиться ангелам можно, но поклоняться им как Богу нельзя (Кол. 2:18), за это полагается анафема (35 правило Лаодикийского Собора 364 г.).

Архангелов называют великими благовестниками, потому что они возвещают о великих и торжественных событиях. Например, о Рождестве Иисуса Христа (Лк. 1:26-38), в то время как Ангелы – о будничных.

Имена Ангелов неизвестны. Из Библии и Священного Предания известно о 7 Архангелах (Тов. 12:15): Михаиле, Гаврииле, Рафаиле, Урииле, Иегудииле, Варахииле, Селафииле. Каждый из них выполняет особую миссию. Например, Михаил стоит во главе Небесных сил. Он – Архистратиг, полководец ангелов, победивший диавола (Откр.12:7).

Архан­ге­лы

1 Ми­ха­ил Евр. «кто как Бог»; Ар­хис­тра­тиг (вое­на­чаль­ник); на ико­не по­пи­ра­ет но­га­ми диа­во­ла, в ле­вой ру­ке дер­жит зе­ле­ную фи­ни­ко­вую ветвь, в пра­вой – копье с бе­лой хо­руг­вью (ино­гда пла­мен­ный меч), на ко­то­рой на­чер­тан черв­ле­ный крест. Пос­тав­лен Бо­гом над все­ми де­вя­тью Ан­гель­ски­ми чи­на­ми. 8/21 но­яб­ря Иуд.1:9; Дан. 3:92-95
2 Гав­ри­ил «Си­ла Бо­жия»; воз­ве­ща­ет лю­дям ве­ли­кие де­ла Бо­жии; изо­бра­жа­ет­ся с рай­ской вет­вью, при­не­сен­ной им Прес­вя­той Де­ве, или со све­тя­щим­ся фо­на­рем в пра­вой ру­ке и зер­ка­лом из яс­пи­са – в ле­вой. 26 мар./8 апр.; 13/26 и­юл.; 8/21 ноя. Лк.1:26; Дан. 8:16
3 Ра­фа­ил «Ис­це­ле­ние Бо­жие»; це­ли­тель, врач Бо­жий; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим со­суд с це­ли­тель­ны­ми сна­до­бья­ми и ве­ду­щим пра­вою ру­кою То­вию, не­су­ще­го ры­бу. 8/21 но­яб­ря Тов. 3:16; 12:15
4 Ури­ил «Свет, огнь Бо­жий»; про­све­ща­ет лю­дей и вос­пла­ме­ня­ет их серд­ца лю­бо­вью к Бо­гу; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в пра­вой ру­ке об­на­жён­ный меч на уров­не гру­ди, а опу­щен­ной ле­вой ру­ке – пла­мень ог­нен­ный. 3Езд. 5:20
5 Са­лафи­ил «Мо­лит­вен­ник Бо­жий»; изо­бра­жа­ет­ся с ру­ка­ми, мо­лит­вен­но сло­жен­ны­ми на гру­ди. 3Езд. 5:16
6 И­егу­ди­ил «Сла­вя­щий Бо­га»; пок­ро­ви­тель мо­на­хов и тру­дя­щих­ся для сла­вы Бо­жи­ей; изобр. дер­жа­щим в пра­вой ру­ке зо­ло­той ве­нец, а в ле­вой бич из трёх чёр­ных ве­рё­вок с тре­мя кон­ца­ми (наг­ра­да свя­тым и воз­да­я­ние греш­ни­кам). Упо­ми­на­ет­ся толь­ко в Св. Пре­да­нии
7 Ва­рахи­ил «Бла­го­сло­ве­ние Бо­жие»; по­да­тель бла­го­сло­ве­ний и ми­ло­сти Бо­жи­ей; изобр. Не­сущим на гру­ди бе­лые ро­зы, как пред­ве­стие бла­жен­ства в Царс­твии Не­бес­ном, ли­бо ро­зы на одеж­де. Упо­ми­на­ет­ся толь­ко в Св. Пре­да­нии
8 И­ере­ми­ил «Вы­сота Бо­жия»; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в ру­ке ве­сы. 3Езд. 4:36

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (36 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 9
  1. Анатолий

    Архангел — это когда люди из Архангельска! :idea:

    1. Виктор

      Как у нас говорят — голь на выдумки богата. Даже по ранжиру всех, кого вы думали расставили и сан присвоили. Это видно от еженочных бдений глюки явились. И надо же до чего головы людям заморочили. Когда жили при социализме нормально никто в эти сказки ясновидящих и прочих шарлатанов не верил. А в трудные времена прихватизации и в Чумака поверили и всяких ясновидящих и плохо слышащих но исправно набивающих карманы от одурачивания чем и банки не гнушаются — там где присутствует человек, можно ждать чего угодно особенно наш самый начитанный — сколько схем одурачивания напридувымали? И с карточками, и с телефоном, и квартиры, и машины ни чем не брезгует. Хотя вера в бога существует уже давно, но не всем это дано.

  2. Arhmil

    Спаси Бог за статью! Велика мудрость Бога, который так чудесно устроил все. Читаю и сердце радуется!

  3. Anton

    Где в писании сказано, что Ангелы или Архангелы бесплотные Духи??? Такого не сказано нигде! Сказано, что Ангел или Архангел Дух Божий об этом сказано в Откровении Иоанн гл. 4, 5. А также сказано, что Дух Божий — это качества в человеке, любовь, совесть, благочестие, правдивость и т.д. выходит следующее, что Дух Божий это не бесплотный Дух, а сам Человек обладающий всеми качествами добродетели, собственно и сам человек является Ангелом или Архангелом. :!: :!: :idea:

    1. Алексей

      Ты затронул слишком сложный вопрос. Или даже 3, но почему-то сам себе противоречишь. Вот ты говоришь «где в писании сказано?», а про какое ты писание говоришь? К примеру в одном из писаний, назваемое ныне «запрещенной для чтения книгами Еноха» есть такие стихи:

      39. И Он повелел подняться мне и подойти к вратам – я же опустил своё лицо.
      40. И Он отвечал и сказал мне Своим словом «Слушай!
      41. Не страшись, Енох, ты праведный муж и писец правды; подойди сюда и выслушай Моё слово!
      42. И ступай, скажи стражам неба, которые послали тебя, чтобы ты просил за них: вы должны попросить за людей, а не люди за вас.
      43. Зачем вы оставили вышнее, святое, вечное небо, и преспали с жёнами, и осквернились с дочерьми человеческими, и взяли себе жен, и поступали как сыны земли, и родили сынов-исполинов?
      44. Будучи духовными, святыми, в наслаждении вечной жизни, вы осквернились с женами, кровию плотской родили детей, возжелали крови людей и произвели плоть и кровь, как производят те, которые смертны и тленны.
      45. Ради того-то Я им и дал жен, чтобы они оплодотворяли их, и чрез них рождали бы детей, как это обыкновенно происходит на земле.
      46. Но вы были прежде духовны, призваны к наслаждению вечной, бессмертной жизни на все роды мира.
      47. Посему Я не сотворил для вас жен, ибо духовные имеют свое жилище на небе.
      48. И теперь исполины, которые родились от тела и плоти, будут называться на земле злыми духами и на земле будет их жилище.

      В этом тексте ясно сказано, что ангел это хранитель, аспекта бытия, и более духовны, чем телесны, хоть и принять любую форму для них совершенно не проблема. А про разницу в чинах то понимай это так: есть некие строители и каждый из них занимается своим, т.е один делает стены, а другой проводит трубы. Таким образом, работа разделяется на черновую, где нужна грубая СИЛА, а в другом месте нужно управлять этой силой, в сути своей архангел отличается от ангела тем, что осознает мир более емко и четко нежели любой из ангелов ниже, в свою очередь архангел не способен осознать и мир и Бога так как серафим олицетворяющий волю, и живой разум. Что касаемо Духа Святого и человека тут еще проще. Человек сложное 3 составное существо живущие в вечно настоящем с возможностью оглядется в перспективе времени или же заглянуть далее. Три составные части человека есть: плоть, душа, дух. Где плоть существует лишь для того, чтобы человек приобретал опыт в свободе воли, и в свою очередь очень взаимо связан с душою. Душа служит для хранения и передачи опыта в свободе воли, результатами этого опыта и его передачи служит тело. Ну и третье это дух, он неотделимо связан с душою ибо он его выбора пишется то что будет хранится в душе как в результате отразится и в теле. Таким образом тело это прямое отражение, состояния души от выбора сделанным духом. Вот о чем говорил Христос говоря о теле как о храме. Ведь так и есть тело это храм души, в котором живет Дух. Ах да душа это не эфемерное понятие, а чисто физическое. Тот, кто скажет покажи мне душу, пусть порежет себе палец (ну или ткнет иголкой) именно кровь по мнению Моисея и есть душа. Прошу простить за столь длинный и боюсь не такой уж увлекательный текст, но надеюсь все ваши вопросы я раскрыл в той мере в коей они были заданы.

  4. Влад

    Здравствуйте, на греческом же ангел пишется аггелос, что значит охраняющий солнце. А ангел значит противоположное солнцу.

  5. ОДНАКО

    Чем отличаются ангелы от архангелов?
    ИЕРАРХИЕЙ !

    Ангел супротив архангела — как плотник супротив столяра.
    Или как прапорщик супротив старшего прапорщика !

    :razz: :razz: :razz:

  6. Алексей

    Как мне помнится, ангел это посланик. Делятся они лишь в том степени в какой степени осознают Бога. Так же у каждого ангела есть свой род занятий, которое ему вверено. Таким образом Уриил это ангел солнца, смотрящий на него денно и ночно (если я не ошибаюсь). Но а если ответить более правильно, то: Ангел — это охранник и воплощение того или иного аспекта бытия. Если рассмотреть чины, то иерархия выстроена именно по этому принципу. Так допустим Самъяза стал обманщиком, отступником за то и был назван противник и искуситель. Напомню что именно Самъяза вместе с другими ангелами отринул свое божественное ради своей прихоти породив нефилимов. За что их вечная жизнь как воплощение аспекта бытия была закончена и они стали «духами злыми». Иначе говоря, на основе сказаного мною есть двое ангел и его противник. Кто же они для человека? Если ангел воплощение Аспекта бытия, само проведение, озарение то его противник это привычка и чем пагубнее привычка тем она более явно обретает облик уже не ввиде эфимерных слов, а наглядно проявляяесь в человеке. Смерть такого человека, это становление его именем нарицательным таких как: Хам, Ирод, Изувер и многие другие, подчеркивая свое родство и прямую связь не с Богом, где дети Его сами куют свою судьбу, но рабами одного из падших. Надеюсь я емко и точно расскрыл для вас то, как я понимаю и вижу как ангелов, так и демонов и страшно лишь то, что с некоторыми из них я знаком лично…

  7. Михаил

    Автор а ты не пробовал это всё с точки зрения Библии рассматривать а не каких то умников в скобках считающимися святыми? Дионис по ходу уже отшёл от веры которую имели 1 христиане. Так как зачем то выдуманная им иерархия прокатит только больному или фанатику ну ни как не верующему. В Библии да есть иерархия и она выглядит просто. Ангелы, Серафимы, Хирувимы, Архангел. Что касаемо последнего Архангела то этот титул самый высший и его занимает Михаил он же Сын Бога.
    Это что за дичь? Архангелов называют великими благовестниками, потому что они возвещают о великих и торжественных событиях. Например, о Рождестве Иисуса Христа (Лк. 1:26-38) В Луки говорится что к Марии пришёл АНГЕЛ повторю АНГЕЛ Гавриил. Нечего всякой ересью людям мозги пудрить.
    А по поводу имён ангелов автор ты хоть подумал сам? В Библии говорится только два имени это Гавриил и Михаил. Это все имена из Библии. Все остальные имена придуманы так взяты совершенно не из библии. Апокрифический тексты не связанны с писанием как и всё что Упоминается только в Св. Предании. Автор ты ещё с комиксов Марвел имена приплюсуй.
    Так же бред по теории Диониса. Он считает что в иерархии ангелов есть Престолы, господства, власти, сила, начало. Это ж каким не грамотным в религиозном плане нужно было быть что бы такую ересь выдать в народы.
    Возьмём и посмотрим эти 2 текста Кол. 1:16; Еф.1:21 Суть стихов одинакова но понятнее будет Колос. 1;16 «Посредством его сотворено всё остальное на небе и на земле, видимое и не видимое, будь то престолы, или господства, или правительства, или власти. Всё это было сотворено через него и для него» Где в этом стихе говорится о какой либо иерархии ангелов? А вот что говорится здесь. В этом тексте говорится об сыне Бога. Так как с ним Бог и начал всё создавать видимое и не видимое. Всё это создано через Иисуса и для него же. Всё текст прост. Так что автор не пиши чушь. Исследуй то что хочется написать. А уж потом пиши.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: