Те, кто только начинает церковную жизнь, часто заранее начинают бояться исповеди. Кажется, что рассказать человеку о своих грехах совершенно невозможно, стыдно и опасно. Да и о том, что говорить на исповеди тоже не понятно. Но без покаяния нет Причастия, то есть, верующий лишает себя самого главного, за чем люди, в принципе, приходят в церковь – Божьей Благодати.
Что такое исповедь?
После крестной смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа у людей появилась возможность спасения и обретения вечной жизни. До этого, со времен грехопадения наших прародителей Адама и Евы, такой возможности не было. Господь взял на себя все грехи человечества, отдав взамен свою жизнь и претерпев страшные мучения.
Для того, чтобы те согрешения, которые были совершены христианином за время его жизни, не висели тяжким грузом на душе и не были «учтены» на Страшном суде, человек должен просить за них прощения у Бога через священника. Роль церковнослужителя заключается в засвидетельствовании того, что человек испытывает раскаяние и имеет намерение жить по Божьим Заповедям. Во время этого церковного Таинства читается разрешительная молитва, которая обозначает разрешение от грехов самим Господом.
Как подготовиться?
Готовиться к исповеди – проделать большой духовный труд. Это серьезная работа над собой, которая требует системного подхода.
Прежде, чем пойти на исповедь, придется вспомнить все свои грехи. Лучше всего их записать на бумаге, чтобы ничего не забыть в этот волнительный момент Таинства. Что говорить на исповеди священнику, должна подсказать совесть:
- То, что гнетет, не дает спокойно жить, мучает – это записать в первую очередь.
- Второй момент – то, за что упрекают и ругают родные и близкие. Ведь со стороны виднее, что делается не так.
- Третий момент – вспомнить всех, кого обидел и к кому был несправедлив. Не нужно писать имена, но вспомнить нужно всех и попросить прощения.
- Важное – набраться решимости более не возвращаться к тому плохому, о чем у Бога просишь прощения. Жить дальше по-другому, изо всех сил стараясь исполнять Божьи Заповеди.
- Исповедовать нужно всё страшное и отвратительное, что вспомнилось. Утаивать от священника ничего нельзя. И это страшное нужно высказать в первую очередь.
Чтобы неопытные прихожане могли как-то систематизировать свои прегрешения, нужно понять, что некоторые вещи, которые являются обыденностью, частью повседневной жизни – грехи. Можно привести пример того, что каждое утро христиане ждут по радио астрологический прогноз на день и в соответствии с ним строят свое поведение. Но это грех, это недопустимо, зависеть от каких-то посторонних вещей. Полагаться нужно только на Бога. И таких примеров немало.
Для такого упражнения своего покаянного настроя следует приобрести в храме соответствующую литературу, например, «Как подготовиться к исповеди». Если на книге есть рекомендация Русской Православной Церкви, то она может служить руководством. Святоотеческие труды, например, святителя Игнатия Брянчанинова «В помощь кающимся» и архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди» послужат не только образцом, но и духовной пищей.
В книге можно найти условный перечень грехов с расшифровкой, то есть называется грех, а затем его проявления. Это очень помогает на исповеди. Такой список служит образцом того, что нужно говорить на исповеди в церкви.
Исповедь перед Причащением
Таинство Причащения или Евхаристии, это важнейшее Таинство Христовой Церкви.
Исповедь перед Причащением служит основным условием для принятия Святых Христовых Тайн. В этот момент верующий соединяется с Христом, принимая внутрь себя частицы Его Тела и Крови. Причащаться без исповеди нельзя. Поэтому очень важно знать то, что следует говорить священнику на исповеди перед Причастием.
Какой бы список грехов вы не составили, в исповеди главное – покаяние, то есть твердая решимость ничего из перечисленного не повторять, либо стараться всем сердцем и душой постепенно, изо дня в день, изживать в себе греховные страсти. Только помня это, можно использовать образцы и списки грехов для исповеди.
Что говорить на исповеди?
Святой Дмитрий Ростовский составил «поновление», то есть перечень прегрешений, который лег в основу всех современных перечней. На основании этого можно составить следующий список, что говорить на исповеди.
Грехи против Бога и Святой Церкви
- Маловерие, сомнение в догматах Церкви, в истинность Писания и Предания. Отказ от веры по причине людского неодобрения и риска потери земного благополучия. Маловерие свойственно современному обществу в большой степени, и оно приводит к духовной смерти. Поэтому такой грех нужно преодолевать в первую очередь.
- Нежелание изучать Святое Писание, незнание Евангелия, отсутствие стремления духовно развиваться, приводят к сомнениям в истинности веры. Отсутствие таких знаний ведет к непониманию сути богослужения, невнимательности при молитве.
- Суеверия и ереси. Ересь, это учение, которое лживо освещает духовные проблемы и противоречит Священному Писанию. Ереси в 21 веке распространяются мгновенно, благодаря интернету. Смешение правды и лжи, вызывающее сомнения у верующих, это главная уловка сатаны. Поддаваться им нельзя. Суеверия ведут свои корни от язычества. Они противоречат истинной вере, ставят людей в зависимость от ложных источников и традиций. Магия, приметы, колдовство, гадание, астрология – вот результат злоупотребления суевериями. Это все приводит к уходу от веры и гибели души.
- Обрядоверие, то есть строгое исполнение внешних признаков церковной жизни без понимания их смыслов и целей, является серьезным грехом. В конце концов оно уходит в гордость, суеверие и далее в отлучение от Церкви. Главное лекарство от него – изучение Священного Евангелия.
- Недоверие к Богу. Неупование на него, отсутствие уверенности во всеобъемлющей Божьей Воле, первопричинности Господа во всем. Оно ведет к унынию, отчаянию, неблагодарности, желанию полагаться на земные блага, а не на Божью Помощь.
- Ропот на Бога является причиной недоверия к Нему. Источником является незнание истории православия, нежелание проникать в суть Веры. Ропот возникает после того, как неудачи и несчастья настигают христианина, а он не может нести это испытание самостоятельно, без Божьей помощи. И вместо того, чтобы за помощью обратиться, начинает роптать. «А нам за что?». Далее возникает неблагодарность, когда Господь помогает, этого даже не желают замечать.
- Нежелание молиться, общаться с Богом. Молитва формальная, невнимательная, расслабленная. Память о Боге в повседневной жизни отсутствует, забивается житейскими заботами. Равнодушие, суета и лень – вот причины этого греха.
- Отсутствие Страха Божия. Это значит, что верующие не осознают, что своими грехами они распинают Господа снова и снова, не боясь этого сделать. Как ребенок боится сделать плохой проступок, чтобы не огорчить маму, так и верующие должны относиться в своих поступках к Господу, боясь его огорчить.
- Непослушание воле Божьей. Действие на свой страх и риск, вопреки Святому Писанию, советам духовного отца, рассмотрение своей воли выше Божьей Воли. Сюда же можно отнести и неисполнение обещаний, данных Господу на прежних исповедях.
- Самооправдание. Довольство собой, обвинение в своих грехах посторонних, обстоятельств и прочих причин.
- Духовная гордость, когда все присущие таланты и достижения приписываются только себе, а не рассматриваются, ка Божий дар.
- Духовный блуд. Это использование в своей жизни оккультизма, мистики, теософии. Пребывание в Духе Святом – вот единственная форма духовной жизни христианина.
- Святотатство и легкомыслие, когда Господь упоминается в шутках, анекдотах и проклятиях. Неблагоговейное отношение к Господу.
- Нетерпение в молитве, отсутствие духовных подвигов. Это означает невыполнение молитвенного правила, нарушение поста, уход с богослужения без уважительной причины.
- Потребительское отношение к Церкви, когда нет желания что-то сделать для Бога и Церкви, потрудиться. Молитвы только о мирских почестях, успехах и славе.
Грехи против ближнего
- Осуждение и нелюбовь к людям.
- Гордость, возвышение себя, высокомерие. Это один из важнейших грехов, по которому у священника обычно возникает много вопросов на исповеди. Его стоит изучить отдельно и расписать наиболее подробно.
- Равнодушие к ближним, пренебрежение. Несострадательность. Отчужденность и самозамкнутость.
- Честолюбие и тщеславие. Любоначалие, то есть желание повелевать. И обратный грех – человекоугодие, желание нравиться людям.
- Нарушение мира в семье.
- Зависть, злорадство. Желание зла другим.
- Гнев, раздражительность, вспыльчивость.
- Злопамятность, мстительность.
- Неоказание помощи ближнему. Отсутствие дел милосердия.
Грехи против самого себя
- Уныние. Мысли о самоубийстве, отчаяние.
- Телесные излишества – чревоугодие, многоядение. Лишний сон, лень, расслабленность. Курение, пьянство.
- Чувственные помыслы, плотские грехи, блуд, прелюбодеяние.
- Недобросовестность, проявляющаяся в отношении к работе, ближним, родственникам и друзьям.
- Мироугодие, бездумное следование поведению и образу жизни, который навязывается окружающей средой и противоречит Божьим Заповедям.
- Праздность, расточительность.
- Непослушание
- Стяжательство, накопление богатства за счет использования времени вместо молитвы и богослужения.
Этот очень краткий список того, что следует говорить на исповеди перед причастием, стоит серьезно обдумать. По тем пунктам, которые явно являются характерными для исповедующегося, стоит почитать дополнительную литературу, поискать их значение в православном словаре.
После исповеди перед Причастием нужно соблюдать пост и хранить свою душу в чистоте до момента Святого Таинства Причащения.