Что означает фраза «Суббота для человека, а не человек для субботы»?

Читая Святое Евангелие, многие православные не сразу способны понять и правильно истолковать для себя описываемые там события. Некоторым даже, на первый взгляд, кажется, что есть эпизоды, в которых Господь «перегибает палку» в общении со старейшинами и фарисеями. Такие мысли, разумеется, посещают людей от того, что они еще малообразованы в православии, не знают основ его и не понимают подоплеки происходящих с Иисусом Христом вещей.

Евангелие для того и существует, чтобы читать его непрестанно, вникать в толкование и достигать просветления, понимания Божественной мудрости и глубины.

Евангелие от Марка, глава 10

Иисус Христос и фарисеи в поле
Фото: Flickr.com

В этой главе описывается спор Господа с фарисеями по поводу субботы. Дело в том, что согласно Ветхому Завету было установлено строгое правило, заключающееся в том, что 6 дней в неделю человек добывает хлеб насущный, а один день он должен полностью посвятить Богу. И иудеи самым тщательным образом придерживались этого правила. Были установлены даже 39 видов работ, которые запрещено выполнять в субботу. В этот перечень входили, среди прочего: сбор урожая, молотьба, жатва, веяние и изготовление муки. Делать это считалось смертным грехом.

И вот, в субботу Иисус Христос с учениками шли мимо полей, засеянных пшеницей, захотели есть. Тогда они стали рвать колосья и, очищая их от мякины, ели. Фактически, они собирали урожай, веяли его и готовили себе пищу.

Увидев это, фарисеи немедленно обвинили Иисуса и его последователей в этом грехе, объявив его преступником Закона. Но Господь ничуть не смутился, ведь он не мог совершить греха по своей сути, будучи безгрешным от рождения.

Он объяснил книжникам, что они плохо знают писание. Ведь там был описан подобный случай с Давидом, когда он спасался от смертельной опасности, то он ел хлебы предложения, которые могли употреблять в пищу только священники. Значит, прецедент уже был, и поэтому Закон допускает исключения для избранных. А кто, как не Он, Иисус Христос, является избранным? Мало того — Он имеет законное право давать подобные привилегии и тем людям, которые следуют за ним.

Суббота для человека

Иисус Христос и фарисеи
Фото: Flickr.com

Подводя итог спору о колосьях, съеденных в субботу, Спаситель произносит фразу из Ветхого Завета, которую фарисеи предпочитали забыть: «Суббота для человека, а не человек для субботы».

Тем самым он дал понять, что человека Господь сотворил еще до того, как появились нормы и правила, предписывающие, как ему нужно жить. То есть, сначала человек, а потом – правила. Эти правила создавались для того, чтобы упорядочить общественные отношения, сделать их более совершенными. Но книжники и фарисеи использовали их, как рычаги влияния на людей, преувеличивая значение одних и тщательно скрывая другие. Ведь в то время люди были неграмотны, все знания и правила черпали лишь из уст книжников. Но Господь постоянно обличал их, обвиняя в лицемерии и обмане.

Главное – не свод правил, а любовь

Исцеление Иисусом человека с сухой рукой
Фото: Flickr.com

Иисус не оставил тему субботы, а сделал обличение фарисеев полным. Он исцелил человека с сухой рукой, спросив перед этим у фарисеев – можно ли делать добро в субботу? Они молчали. И он совершил доброе дело, своей Божественной властью вернув подвижность руке больного человека.

То есть Господь напомнил о самом главном, самом существенном в нашей христианской вере – о том, что первично милосердие, любовь, прощение и служение людям. И только если эти качества имеются в достатке, то только тогда следует строго придерживаться всех установленных предписаний и правил. Но без любви и служения добру, все внешние признаки религиозности теряют смысл и даже становятся лицемерием. Только любовь имеет решающее значение во всех поступках верующего человека, а не буква закона или исполнение канонов.

Заключение

Господь Иисус Христос
Фото: Azbyka.ru

Слова Господа о том, что суббота — для человека, нельзя вырывать из контекста и давать волю своим страстям в тот день, который, на самом деле, мы должны посвящать Богу. Это совсем не означает, что в воскресенье (которое в Евангелии называется субботой) можно делать все, что хочется. Нет, это тот день, который мы должны отдать Богу, но отвлечь от этого могут дела милосердия, любви и служения людям. Только так стоит понимать слова Спасителя, только так Его заповеди зазвучат для нас во всей полноте и станут откровением – любить Бога и ближнего своего – вот наша вера и православный идеал.

Как сам Господь отдал себя на растерзание ради нас, так и мы должны хотя бы небольшую часть души и времени отдать во искупление грехов, привнося в мир добро, помощь нуждающимся и внимание к одиноким.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (15 оценок, среднее: 4,53 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий