Что означает слово «ипостась» в православии?

Фраза «Бог явил себя в трех Ипостасях» известна любому верующему человеку. Понятен ее смысл, заключающийся в триединстве Господа, который соединяет в себе Отца, Сына и Святого Духа. Однако происхождение самого понятия «ипостась» для большинства остается большим вопросом.

Появление термина

Святая Троица
Фото: Pravlife.org

В христианской традиции этот термин считается богословским. Широкое распространение он получил в различных конфессиях, в том числе в православии. В его сути заключается особенность, сопровождающая каждую из личностей, входящих в Святую Троицу.

Изначально это понятие возникло в лексической форме «ипостасис». Он возник в Древней Греции, имея непосредственное отношение к философии. В переводе с греческого он означал подставку, что-то стоящее поблизости или некое основание. Если переводить это же понятие с латыни, то появляются более интересные значения – «существование», «субстанция».

Когда термин начал активно использоваться в богословии, то под ипостасью стали понимать определенный предмет или конкретную личность, обладающую ярко выраженной индивидуальностью. При этом важное условие – наличие сущностного начала непосредственно в личности или предмете.

В обиходном восприятии под понятием «ипостась» стали понимать индивидуальное бытие. Мыслитель Плотин, придерживавшийся идеализма, отмечал, что ипостась служит обозначением сущности, параллельно связывал понятие с характеристикой личности.

В христианстве под ипостасью стали понимать описание существования Бога одновременно в трех Лицах. Четкое определение сформулировано на IV Вселенском соборе. Подчеркивалось, что стоит разделять термины «ипостась» и «природа», иллюстрировавшего наличие двух сущностей в Спасителе – человеческой и божественной.

Свою лепту внес Григорий Богослов. Вместе со своими последователями он сформулировал четкие разграничения между терминами ипостаси и сущности. С его подачи под Троицей стали понимать все общее, а ипостась стала исключительно проявлением индивидуальности каждой личности, входящей в Троицу, по отдельности.

Ипостаси Бога в Троице

Изображение Святой Троицы
Фото: Flickr.com

Развивает эту мысль в своих трудах Василий Великий. В Ипостасях Господа он видит три образа его существования. Понимая под этим не только жизнь в земном смысле этого слова, но и бытие личности, обладающей природной уникальностью.

Он подчеркивает, что, рассматривая ипостась Троицы, необходимо выделять общее и частное. Так, у Святой Троицы есть единое существо, но каждая отдельно взятая личность обладает своими исключительно индивидуальными особенностями.

Григорий Нисский отмечает, что в Боге выделяются три разных ипостаси, но Господь остается единым. Остается уникальной сущностью, несмотря на то, что свое бытие присуще каждой личности. Он отмечает в своем догмате, что сохраняется тайна взаимоотношений трех личностей, заключающихся в Господе.

Ипостась Спасителя

Иисус Христос
Фото: Flickr.com

Немало появилось споров и разногласий в связи с неоднородной природой и сущностью Иисуса Христа, который одновременно соединял в себе человеческое и божественное начало.

Ряд богословов отмечают существование сложной ипостаси, относительно именно Иисуса. Они отмечают, что до прихода Спасителя на землю его сущность была достаточно простой, так как имела отношение только к одной природе – божественной.

Когда Божий Сын воплотился на земле в облике человека по имени Иисус, природа стала сложной, так как в ней объединились человеческое и божественное начала. Уникальность ситуации заключалась в том, что в одной природной ипостаси появились два естества. При этом не существует никакой возможности разделить их, так как они считаются нераздельными и поэтому истинными.

Божественная и человеческая природы способствовали тому, что сформировалась сложная личность Божьего Сына. При этом неизменными сохранились индивидуальные различия. Если Иисус Христос принял смерть на кресте, то Бог остался бессмертным. Когда Божий Сын был простой ипостасью, то не имел тела. Сделавшись Иисусом Христом, он воплотил в себе сложную личность, наделенную двойственной природой.

Языческие философы в своих работах выделяют две сущности – это природа и субстанция. Если под субстанцией понимается нечто общее, то природа обладает собственными различиями. Способна иметь или не иметь разум, быть бессмертной или смертной. Таким образом, они приходят к выводу, что все люди, а также животные и даже ангелы имеют непосредственное отношение к природе. При этом ипостаси обладают индивидуальностью.

Богословы субстанцией называют природу, а лицо – индивидуумом. Ипостась является субстанцией, способной существовать самостоятельно, при этом ее можно осязать через чувства.

В чем разница между ипостасью и личностью?

Икона Господь Вседержитель
Фото: Flickr.com

Между этими двумя понятиями много различий. Личность не имеет отношение к бытию, не является природной частью чего-то. При этом Бог выражается в ипостасном существовании, которое невозможно осознать человеческим разумом.

По этой причине ошибочно считать Господа некой абстракцией, безликим образом, не имеющих с людьми никаких личных отношений.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (14 оценок, среднее: 4,21 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 8
  1. Владимир

    «Богословы субстанцией называют природу, а лицо – индивидуумом. Ипостась является субстанцией»,…..
    Следовательно, ипостась = природа? Нет ли ошибки?
    Ипостась это же лицо, а природа — сущность. Или я не понял?

    1. николай

      Это слово «ипостасис-подставка или основание» появилось в Греции, имеет исключительно философское значение, но её так от паразитизма доморощенные «мудрецы» извратили, как и всё многое другое, что превратили в человека да ещё какого. Все эти термины преподобный, пречистая, придуманы для того, чтобы простой человек не «догонял» истины. Зачем писать, что верующие это слово знают. Во первых верующих если есть 1-2% и то хорошо. Библию православные 95% не знают, им попы навязывают православные обряды, догмы, вымыслы, домыслы, поверья, человеческие предания.

      1. Александр

        Чего ещё придумаешь?

  2. Михаил

    Личность и ипостась, это одно и то же, также как и Евхаристия и Причастие. :smile:

  3. Я

    Ипостась – дословно на современном языке «гипотетическое состояние». Один объект/явление может находится одновременно в нескольких состояниях, но проявляется, как привили лишь, одно и из них в зависимости от обстоятельств. Иногда бываете очень трудно сопоставить разные ипостаси как одно и тоже же явление.
    Самый простой физический пример: вода – может быть твердой, жидкой и и газообразной. Это три ипостаси вещества, обозначаемого H₂O, но это мы поняли легко.
    А вот с дуализмом света (две ипостаси: волна и корпускула) – было сложнее понять и до сих пор не все понимают.
    Если говорить о таком явлении как «Единый Бог», то ипостаси его:
    1. Сама Вселенная.
    2. Дух — огрубленный аналог «возДух», но фактически некое «супер-поле», пронизывающее всю Вселенную насквозь.
    3. Материальное локальные сосредоточение в каком-либо человеке (по принципу подобия). В таком человеке «концентрация» Духа должна быть максимальная по сравнению со всеми другими людьми в данном материальном мире.

  4. Александр

    Вода, огонь, земля

  5. Олег Киръ

    Понятие «ипостась» ввел в философию Аристотель. Это было гениальное открытие, опередившее мысль на два тысячелетия. Он субстанцией сущего посчитал не простое начало вроде атомов или огня, а предельно сложное, общее, не сводимое к элементам. А что может быть сложнее человека, а тем более в философии персонализма, основы которого заложило христианство. Поэтому-то каппадокийцы и назвали человека «ипостасью». Соответственно и Бога, образом и подобием Которого был человек. Ну так каппадокийцы учились в Афинской академии, чего не скажешь об основной массе отцов церкви, которые «академиев не кончали», а посему модусы ипостаси перепутали с самими ипостасями и напридумывали всякой вздорной всячины вроде о двух природах в Христе. Ну откуда им было знать о проблеме психофизического параллелизма? Хорошо, пусть трудности в понимании, но ведь перед ними был пример «образа и подобия» Бога — человека. А разве в нем в нем воля, разум и бытие персонализируются? Ведь это утроение личности. Безумие! Неужели модусы личности так трудно соотнести с ипостасью? На эту ошибку указали модалисты. И где они? Там же, где и Максим Исповедник, изящно решивший проблему двух воль в Христе, введя понятие «тропосы действия». Ну и т.д. Отцы, после Ньютона, а затем и современной психологии и гносеологии ваши аргументы выглядят как как споры алхимиков Средневековья.

  6. андрей

    да все умные, а простых вещей не знают

Добавить комментарий