Известное изречение Христа, которое приведено в Евангелии от Матфея, «Не мир пришел Я принести, но меч», многим верующим, впервые прочитавшим его, кажется возмутительным и непонятно страшным. Кое-кто даже начинает считать, что Евангелие — мрачная и фанатичная книга, а кто-то пытается пропустить в своем сознании подобные фразы, считая, что не совсем понял, почему это было сказано именно так.
Любовь или война?

В самом деле, для нас совершенно очевидно, что мир – это хорошо, а война и меч – это горе, страдания и зло. Так почему же Евангелие содержит такие слова, которые, как нам кажется, призывают к насилию?
Более того, в Святом Евангелии, которое должно служить для нас точным сводом указаний по построению своей жизни, обнаруживаются непримиримые противоречия, если говорится о любви к ближнему и тут же, отсутствие мира и воцарение меча – так ли это? Нет, это не так.
Новый завет проповедует полное отрицание насилия и всепоглощающую любовь. Иисус говорит своим ученикам:
Вы слышали, что сказано, люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему заходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:43-45)
Но как тогда понимать его фразу: «Не мир пришел Я принести, но меч»?
Эта фраза должна рассматриваться не отдельно, а в том контексте, в котором она читается в главе. Нужно с этим строго разбираться, не допуская передергиваний и искажений. Так, выдергивая из контекста, можно любое изречение Господа повернуть в такой плоскости, что оно оправдает самые страшные грехи.
И эту фразу некоторые сегодня пытаются использовать как оправдание войны, указывая, что Христос, якобы, сказал, что война полезна для духовного состояния народа. Прикрываясь мнимым благочестием, они льют воду на мельницу бесов, еретиков и безнравственных торговцев, для которых русский народ метко и емко сказал: «кому война, а кому и мать родна».
Историческая ситуация

Помните, что христианство стало переломным моментом в жизни человечества, когда любое насилие стало называться грехом и подлежать божественному наказанию:
Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону (Мф. 5: 21-22).
Все те законы, которые ранее были непререкаемыми для народов, вмиг стали меняться. При этом ломались не только мировой порядок, но и взаимоотношения между людьми в этом мире.
Нужно понимать, что израильтяне веками ждали Спасителя, который был предсказан им пророками, как избавителя от всех бед, злобы и ужаса мира. Мессия, по их мнению, должен был прийти и установить идеальный земной порядок, когда справедливый божественный закон вмиг избавит общество от бедных, больных, обездоленных и страдающих.
Они думали, что с приходом Христа у них установится царство всеобщей гармонии, рай на земле. Такие мечты и чаяния иудеев возникли не на пустом месте, это было в пророчествах, которым они свято верили. И вся горестная история еврейского народа давала им основания надеяться, что за страдания должно прийти вознаграждение.
Но проблема в том, что их фарисеи и книжники повели общество не в ту сторону. Они сами стали корыстны, двуличны и безнравственны. Поэтому общество, вместо того, чтобы объединяться, стало расслаиваться, о чем Иисус Христос немало говорил и упрекал фарисеев.

Именно по этой причине он был вынужден создать Новую Церковь, в которой каждый человек будет равен другому, не выделяясь ничем, кроме духовного совершенства. Именно спасение души должно стать главной целью жизни христианина, а не накопление земных богатств и имущества.
Разумеется, принять такую позицию могли не все. Даже самые близкие люди, члены семьи христианина, могли сказать своему родственнику: «Зачем идти за Мессией, если ты потеряешь при этом свой дом, землю, скот? Не нужно этого делать, ведь мы и так неплохо живем, у нас есть все, что нужно».
Вот именно это и имел в виду Господь, когда говорил жестокие и кажущиеся всем страшными, лишающими человека права на счастье слова:
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10:34-39).
Иисус, говоря это, имел в виду именно то, что Его приход в мир сулит верующим не благоустроенность и спокойствие, но отрицание, ненависть, презрение и гонения.
Конечно, в нашем мире эти слова звучат по-иному. В семьях, где все люди православные, в той или иной степени, уже нет такого антагонизма и непонимания. Исторически эти слова, возможно, утратили ту остроту, которая была во времена проповеди Иисуса.
Сегодня, по прошествию двух с лишним тысячелетий, мы видим, что слова Господа полностью оправдались. Христианство стало объединяющей и влияющей на мировой порядок, религией. Оно принесло в мир новые ценности, законы справедливости и любви. Но при этом постоянно испытывало давление, подвергалось гонениям и уничтожениям.
Что, кроме Божественной Благодати, могло помочь этой религии сохраниться, если христиан уничтожали тысячами и десятками тысяч? Почему, несмотря на это, люди продолжают его проповедовать?
Ответ один – потому, что это истина и спасение для них. Потому, что чудеса, совершаемые Господом, не дают усомниться в Его правде и дают надежду на вечную жизнь. «Заменить» Бога не может ничто, даже то, что все люди считают святым и главным – семья, дети, любимые родители. Это здесь, в этом мире. Но Царствие Небесное не заменить ничем.
Хорошее пояснение. Без знания истории и пояснений со стороны людей знающих и посвящённых трудно понять, написанное более двух тысяч лет назад. В России в школах преподавали Закон Божий и люди верили не бездумно. В славное советское время, мы подобно древним евреям, верившим новое мироустройство с приходом Мессии, верили в построение коммунизма. При этом проповедовать церковникам сначала запретили, а затем они и сами отвыкли ходить с проповедями в народ. Целенаправленно распространяли и комментировали Библию — «Свидетели Иеговы». Хорошо, что их в РФ запретили. Это секта. Однако что взамен? Пустое место занимает всякая нечисть. Пример тому несколько церквей дерущихся между собой на Украине. Скажем давно действующая на Украине Униатская церковь. Уния — объединение церквей, казалось бы что лучше. Однако, как говориться, нечистый спрятан в деталях. А чтобы это понимать, нужны знания…