Среди многих жанров и типов христианских молитвословий особое место в культуре православной церкви занимают акафисты — особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых. Корни хвалебного гимна уходят далеко в прошлое. Первоначальное восхваление было написано в честь Богородичного Собора, примерно в VI веке, а следующий акафист воспевал Благовещение. Различие между акафистом и прочими песнопениями состоит в том, что первый в хвалебном тексте воспевает события Нового Завета. Уникален факт — жанр акафиста сохранился до современников практически в неизменном виде.
Значение акафиста

Хвалебное пение воспевает благодарность человека Творцу, Деве Марии, Ангелу-хранителю, либо определенному святому. Чтобы более понять и вникнуть в суть и смысл благого текста, желательно изучить житие святого, которому идет восхваление, ознакомиться со знаменательными, радостными и скорбными событиями в его жизни.
К чтению акафиста люди прибегают по разным причинам. Это может быть сердечное почитание любимого святого (в этом случае молитвенник возносит благодарственную хвалу святителю, а не испрошает милости Божией). Обычно при чтении (пении) акафистов люди молят об исцелении от тяжких недугов, просят помощи в семейных неурядица, просят защитить от врагов, избавить от душевных мук, испрашивают благословения на совершение добрых дел.
В православной культуре акафисты имеют глубокий религиозный смысл. При молитвенном пении человек стремится и движется навстречу Всевышнему, его сердце наполняется божественной благодатью, исчезают мучительные сомнения, а разум «сигнализирует», что молитвенник выбрал верный путь и сворачивать с него нельзя.
Если человек ощущает сильное желание прочесть акафист, то ему не обязательно идти в храм Божий. Хвалебную песнь он может совершить у себя дома. Но необходимо знать, что читать ее следует стоя, тем самым выражая почтение и уважение к Господу, Его Матери или святому угоднику. Если же молитвенник состоит в преклонном возрасте или имеет тяжкий недуг, ограничен в физической активности — он обладает исключительным правом молиться сидя. Это же правило касается непраздных женщин на больших сроках беременности.
Зачем читают акафист?

Обычно христиане восхваляют или благодарят Иисуса Христа, Его Пресвятую Мать, просят милости и защиты в жизни у Небесных угодников:
- о помощи в зачатии долгожданного дитя;
- о скором и легком разрешении беременности;
- о счастье детей и внуков;
- о быстром истреблении недугов;
- об избавлении от зависимостей: алкоголизма, наркомании, игромании;
- о завершении военных действий и возвращении защитников домой живыми;
- о прекращении мучительной душевной скорби;
- об избавлении от бедности;
- о достойном выходе из сложных ситуаций (в жизни, на работе, в семье).
Верующие замечают, что после чтения акафиста с ними происходят «волшебные» вещи:
- при обращении ко Христу душа светлеет, ее покидает чернота и груз проблем, она наполняется радостью и счастьем, а сам человек готов петь и летать от легкости, посетившей его;
- при каждодневном чтении акафиста молящийся быстрее понимает текст молитвы, Библейские события;
- после чтения (пения) славословия уходят все сомнения о благополучном исходе задуманного дела.
В разы усиливает обращение к Небу молитва по соглашению — коллективное исполнение акафиста. Родные и близкие люди, да и просто знакомые, живущие в разных городах страны и далеких уголках планеты в строго определенное время начинают читать (петь) определенный акафист.
Правила песнопения

Акафист следует читать стоя, лицом к иконостасу и молитве того святого, кому возносится молитвенная песнь. Если на иконостасе нет лика святителя, то нужно пойти в храм. В случае, если нет иконы и нет возможности посетить церковь, то следует встать лицом на восток и прочесть акафист.
Перед началом чтения необходимо прочитать предначинательную молитву. Это может быть «Отче наш» или другая (рекомендуется пользоваться молитвословом, приобрести который можно в церковной лавке прихода).
В каждом акафисте имеется 25 песен (13 кондаков — хвалебных, 12 икосов — пространных). Они объясняют людям сущность праздничного события. Все икосы заканчиваются словом «Радуйся», а по окончании кондаков мы слышим «Аллилуйя» — «хвалите Бога». Последний кондак — это обращение святому, кому посвящен акафист, он читается он трижды. Затем следует прочесть молитву.
Клирики рекомендуют читать акафист тогда, когда душа просит. Но в Великопостные дни восхвалять Небо не принято.
Акафист есть песнопение, но пропевать его не обязательно, достаточно текст просто прочитать, с любовью и благоговейно.
Акафист – это вечная и пламенная песнь сердца. И каждый верующий благодатно чтит её и хранит в своей душе, как самое драгоценное сокровище.
Большое спасибо, за разъяснения. Храни вас Господь!
Благодарю за статью. Всё очень понятно и доходчиво.
Образ бога.
Естественно и однозначно, что человек придумал образ Бога. Это случилось из-за страха перед стихийными явлениями, возникающих в природе. Невозможность объяснения этих явлений и подтолкнуло человека в «существовании нечто», который управляет всеми процессами окружающего мира. Это мы сейчас понимаем, что это «нечто» и есть законы развития природы и общества, а древний человек – это «нечто» назвал Богом, который творит и добро, и зло. В ходе развития мыслительного процесса человека, появились понятия «добра и зла», оценивать свои поступки. Появились зачатки морали и нравов. Дальше — больше. Появились группы, родовые формации, общины. Кто-то должен быть старшим, а кто-то младшим. Кто-то должен работать, а кто-то пользоваться благами чужого труда. Появились бедные и богатые. Богатым нужна была система присвоения продуктов чужого труда, т. е. система управления богатых над бедными. Вот здесь и проявились способности «пронырливых» проходимцев и именем Бога закрепить властную структуру управления через духовность в человеке. Появилось понятие — «душа», которая накрепко связала человека с добровольным рабством, т.е. «поклоняйся хозяину и исправно плати дань» или тоже самое — «богу богово, кесарю кесарево»! И чтобы эту структуру закрепить, придумали веру в бога, которую веками закладывали в человека пытками, калёным железом другими людьми, присвоившие власть жестокостью и обманом! Т. е. «так решил бог»!
«Это мы сейчас понимаем, что это «нечто» и есть законы развития природы и общества». А кто же написал эти законы?
А как же Акафист за единоумершего? Это тоже песнь, восхваление отца за умершего?