Любовь к Богу предполагает благоговейное отношение к Нему и к святыням Православной Церкви. Пренебрежительное отношение к ним, оскорбления святынь является страшным грехом богохульства, которое карается как по Божественным, так и по гражданским, мирским законам. Богохульство – это оскорбительное и неуважительное отношение к Богу или святыням.
Было ли богохульство у язычников?
У язычников богохульство часто рассматривалось в контексте религиозных табу. Например, в древнегреческой мифологии осквернение священных мест или предметов считалось тяжким грехом, который приводил к наказанию со стороны божеств. Также существовали мифы и истории о героях, которые в определенный момент наказывались за свою дерзость перед божествами. Характерным примером тому является миф о титане Прометее, который пошел против воли олимпийских богов, в частности Зевса, из-за сострадания к человеческому роду подарил людям огонь Гефеста.
Однако стоит отметить, что само явление богохульства в мировоззрении язычников весьма относительно и зависит от конкретной культуры и временного периода. Например, в древних культурах существовали представления о возможности обмана богов, что могло восприниматься как форма богохульства, но в то же время могло рассматриваться как способ проявления некой доблести, позволяющей избежать наказания.
В эллинской культуре понятие богохульства было размыто. Сохранившийся письменный источник – диалог «Алкивиад Второй» под авторством философа Платона гласит, что богохульство (βλασφημοῦντός) являет собой обращение к богам с недостаточным усердием, что может повлечь их гнев на молящегося.
В Римской республике (впоследствии и империи) был разработан внушительный корпус законодательства, который определял, в том числе, и наказания за совершение тех или иных уголовных проступков. В их числе богохульство отсутствовало. Однако во времена империи сама личность императора была сакральной, а непочтение к богам приравнивалось к оскорблению самой власти императора. Такая практика зачастую применялась во времена гонений на первых христиан.
Богохульство в Ветхом Завете
Так, что означало богохульство в ветхозаветные времена? В Ветхом Завете оно было одним из тяжких грехов, за которое предполагалось строгое наказание. В книгах Левит и Второзаконие описываются различные формы богохульных действий, таких как:
- Идолопоклонство
- Преступления против заповедей Божьих
- Хуление святого имени Божьего
Это далеко не все примеры богохульства в древнееврейском обществе. В целом, в еврейской среде многие действия, которые считались отклонениями от веры и почитания Бога, соотносились с этим тяжким грехом.
Одним из наиболее ярких примеров, который относится к богохульству в ветхозаветной религии, является идолопоклонничество, когда люди обращались к ложным богам, создавая себе объекты для поклонения. Это противоречило основным принципам монотеизма. «Я Господь – Бог твой, да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» — гласит первая заповедь декалога в книге Исход.
Наказание за грех богохульства в Ветхом Завете было крайне строгим. В Библии описываются различные формы наказаний, которые могут быть применены к тем, кто осмелился богохульствовать публично. Например, по законам Моисея, за преступления против святости Божьего имени или за идолопоклонничество, человек мог быть побит камнями. При этом неважно, относился ли кощунник к богоизбранному народу или был чужаком – наказание было одним для всех.
Иудейские первосвященники считали Иисуса Христа богохульником и святотатцем. Причиной такого мнения о Спасителе были Его слова о том, что Он является Сыном Божиим по своей природе. Однако применить к нему наказание по закону Моисея они уже не могли, поскольку Иудея была протекторатом Римской империи, правосудие в ней не совершалось без участия соответствующих властей.
Таким образом, хула на Бога в ветхозаветном обществе считалась тяжким преступлением, которое подлежало строгому наказанию. Праведность и святость Божьего имени были для древних иудеев неделимы, поэтому было недопустимо позволять богохульство и кощунство среди своего народа.
Богохульство на Руси и в Российской империи
На протяжении истории Руси и Российской империи богохульство было серьёзным преступлением, подрывающее основы общественной морали и религиозных норм. Так, богохульством считалось следующее:
- Критика Церкви
- Надругательство над священными предметами и символами
- Пропаганда атеизма
- Отрицание религиозных догматов
Юридически наказание за религиозные преступления было оформлено еще во времена Древней Руси. Так, «Церковный устав Св. Владимира» причислял к ним ворожбу, исполнение языческих обрядов. Однако, о богохульстве в христианстве, как о деянии, направленном на хулу против Бога, в данном источнике речи не шло.
Уже во времена царя Алексея Михайловича было издано «Соборное уложение» – одно из первых кодифицированных источников права в России. Так, за хулу на Господа Иисуса Христа полагалось отсечение конечности или смертная казнь. Однако уже в период правления Екатерины II наказание смертью богохульников было отменено.
В 1845 году было издано «Уложение о наказания уголовных и исправительных», в которых наказание за хулу предусматривало конфискацию имущества, лишение гражданских прав и ссылку на каторжные работы на срок до 15 лет. К началу же XX века богохульство все так же имело значение тяжкого уголовного преступления, однако суровость наказания была смягчена.
В Российской Империи преступлением считалась хула только на православие и его догматы. Святыни других христианских конфессий и иноверцев от поругания безбожниками законом защищены не были.
В целом, в России богохульство вызывало острое общественное негодование и часто становилось основанием для внесудебных расправ. Подобные преследования могли привести к серьезным последствиям для подозреваемого, вплоть до лишения последнего жизни.
Наказание за богохульство в настоящее время в России
В советское время богохульство не являлось проступком, требующего государственного реагирования. Напротив, повсеместно распространялась антирелигиозная пропаганда, а верующие в определенные периоды подвергались серьезным гонениям.
После распада СССР соответствующие богохульству действия рассматривались как нарушение законодательства о свободе совести и являлись составом административного правонарушения.
В современной России, как и во многих других странах, оскорблением религиозных святынь является преступлением, за которое предусмотрено наказание. Согласно статье 148 Уголовного кодекса Российской Федерации, богохульство заключается в оскорблении чувств верующих, в воспрепятствовании совершении обрядов.
Наказание за подобные действия в России может включать в себя штрафы, исправительные работы на срок до 1 года или лишение свободы на срок до 3 лет. Причем, если богохульство совершено путем злоупотребления официальным положением или общественным доверием, наказание может быть ужесточено.
Однако стоит отметить, что законодательство о богохульстве вызывает довольно много споров и критики со стороны правозащитных организаций и деятелей культуры. Некоторые считают, что эта статья Уголовного кодекса ограничивает свободу слова и выражения мнения, а также может привести к цензуре и самоцензуре в обществе.
Тут следует отметить, что необходимо отличать кощунство от обоснованной критики. Если последняя не содержит в себе оскорблений, осмеяний догматов и обрядовой стороны жизни Церкви, то уголовным преступлением оно быть не может. Исходя из этой позиции, и строится текущая правоприменительная практика.
Законодательством также предусмотрена ответственность за разжигание межнациональной розни и ненависти, используя религиозную принадлежность в качестве основания для дискриминации (ст. 282 УК РФ). В этом случае наказание может быть более суровым, вплоть до лишения свободы на длительные сроки.
Почему хула на Святого Духа является непростительным грехом?
В христианской традиции хула на Святого Духа считается одним из самых серьезных и непростительных грехов.
Святой Дух считается одним из лиц Троицы – Божественной ипостасью, которая дает верующим силу, мудрость и утешение. Именно Его действие на человека преображает душу.
В Библии говорится:
«Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем»
Так что же значит богохульство в данном контексте? Собственно, хулу на Святого Духа следует понимать не как какие-либо оскорбительные или непочтительные действия, совершенные в Его отношении публично. Она являет собой намеренное противление человека Божественной благодати. Отвергая ее, человек, тем самым, становится объектом воздействия демонических сил.
Сама по себе хула на Святого Духа означает не неверие в Господа, а сознательное отречение от Него.
Следует отметить, что Господь прямо указывает на то, что хула на Сына Человеческого может быть прощена. Это связано с тем, что не каждый по факту рождения или воспитания в определенной среде может принять Христа как Спасителя. Однако искреннее покаяние и крещение приводит человека в Церковь, в число избранных Его. Отвержение же от Божественной благодати и противление ей – есть прямой путь к погибели.