Теология инославных конфессий христианства содержит множество догматов, которые в православии таковыми не признаются. Один из них гласит о чистилище, которое представляет собой промежуточное состояние между адом и раем в католическом представлении. По представлениям католицизма, чистилище — это временная посмертная обитель душ, которые умерли в покаянии, но не успели очиститься от грехов в земной жизни.
История
Первые сочинения о посмертной жизни умерших христиан возникло в самом начале христианской эпохи. Впоследствии в религиозной практике закрепилось поминовение усопших за каждой Литургией. Однако понимания, что именно происходит с душами усопших, попросту не было, равно как нет его и сейчас.
Так, впервые об «очищении огнем» можно прочитать у Григория Двоеслова. Однако это лишь было его частным мнением – так называемым теологуменом. Впрочем, данная концепция начала активно развиваться уже в период Высокого средневековья. Особое внимание к ней было приковано у авторов с Запада. Так, Фома Аквинский, живший в XIV веке, уже полностью сформулировал данный догмат в своих сочинениях. В свою очередь, он опирался на постановления Лионского собора 1274 года.
Само понятие чистилища в своем современном виде стало формироваться позже, получив свое развитие именно в католической церкви в Европе. Окончательно догмат был закреплен на Тридентском соборе, который состоялся в 1563 году.
Средневековая церковь активно развивала учение о чистилище, утверждая, что верующие могут помогать душам умерших очищаться от грехов молитвами, милостыней и другими благими делами. В это время было разработано также понятие о чистилище как промежуточном состоянии между райским блаженством и адским мучениями.
Сама католическая церковь активно злоупотребляла стремлением людей помочь своим близким в посмертии. Так, догмат о чистилище тесно связан с продажей, так называемых индульгенций. Предполагалось, что за определенную плату человек способен освободиться от грехов и очистительного огня.
Во время Реформации протестанты отвергли учение о чистилище как мифическое и невозможное с точки зрения Священного Писания. Однако в католической церкви это понятие оставалось важной частью вероучения, хотя оно подвергалось изменения и пересмотру.
В настоящее время в религии чистилище — это состояние или место, где души верующих очищаются, проходя через временные муки для освобождения от грехов, прежде чем они могут войти в райское блаженство. Собственно, чистилище также рассматривается как проявление милосердия Божия, которое позволяет душам, совершившим покаяние, добиться очищения и спасения.
Чистилище в католицизме
Согласно учению католической церкви, есть три состояния после смерти человека:
- Рай
- Чистилище
- Ад
Также, по мнению католической церкви, молитвы за усопших, служение панихид и другие дела благочестия помогают человеку, который умер, пройти очищение и достигнуть блаженства. Также верующие могут помогать душам умерших постом, милостыней и другими благочестивыми делами.
Существование чистилища, в которое попадают грешники, не имеющие нераскаянных смертных грехов, имеет догматическое значение, поэтому каждый католик обязан следовать данной догме. Соответствующее учение играет значительную роль в духовной практике католицизма и представлении верующих католиков о состоянии, которое испытает душа после смерти тела.
Есть ли чистилище в православии?
Православное учение о посмертной участи души является одним из важнейших аспектов веры. Так, верующие убеждены, что душа человека после смерти продолжает существовать и предстает перед Богом для суда.
В православной традиции большое значение имеют даты после смерти тела. Так, до третьего дня душа остается на земле, а затем восхищается в духовный мир, где на сороковой день совершается частный суд и определяется дальнейшая ее судьба до момента всеобщего воскресения мертвых. Такое представление о посмертии имеет место в Предании, однако оно не относится к догматическим принципам.
Важно отметить, что посмертная участь души не является окончательной – православные верят в возможность искупления грехов через молитвы и милостыню. Однако в Церкви не могут совершать молитвы за упокой души тех, кто умер некрещенным. Впрочем, частная молитва, по мнению многих церковных авторов, дает им возможность получить некоторое облегчение.
Несмотря на схожие представления о посмертии, в отличие от католиков, чистилища в православии нет. При этом имеет место представление о мытарствах.
Само учение о мытарствах не является догматом православной церкви и основано лишь на нескольких источниках, включая «Житие преподобного Василия Нового», в котором описываются мытарства блаженной Феодоры.
Под ними следует понимать препятствия, чинимые злыми духами по пути к престолу Божию. Считается, что с души будет спрос за каждый совершенный, но нераскаянный ею грех. В свою очередь, молитвы близких позволяют человеку успешно пройти мытарства.
В целом, мытарства можно считать неким аналогом чистилища, однако официальная позиция Церкви не рассматривает ни то, ни другое, в качестве предмета или догмата вероучения.