Душа – это бессмертная субстанция, имеющая нематериальную природу, в которой выражена божественная сущность человека, его личностные качества, дающие начало жизни и способности ощущать, мыслить, осознавать, чувствовать и проявлять свою волю. Душа и тело – две разные сущности человека.
Познание своей души всегда было главной целью человечества, что было отражено в Книге Бытия, где душа представляется как:
- Составная часть сущности конкретного человека, в которой, обязательно есть зачатки Божественного совершенства (глава 1, стих 26).
- Часть ипостаси человека, отличная от тела (Глава 2, стих 7).
- Собственно, человек, как «живая душа». (Глава 46, стих 26)
- В контексте Книги Бытия слово «душа» использовалось для обозначения животных, обладающих жизненной силой (Глава 1, стих 24 и 30).
Часто можно встретить слово «дух», которое используется, как синоним слову «душа», хотя имеет более узкое значение.
Происхождение души
По сей день богословы ищут ответ на вопрос о происхождении души. Несколько тысячелетий он остается открытым и нерешенным. Как возникает душа каждого человека? Творится ли она в момент зарождения или позднее, или души сотворены заранее и ждут своих тел? Последнее утверждение было решительно отвергнуто и осуждено вместе с его автором Оригеном. Ересь оригенизма не объясняет идею первородного греха и боговоплощения.
Святой Кирилл Иерусалимский называет душу прекрасным творением, созданным по образу Божьему. Душа нетленна, бессмертна, свободна и разумна. Таким образом, именно душа в человеке есть образ Творца, а не его тело.
Разумность души, ее самостоятельность, личностная уникальность, говорят о ней, как об образе Божьем.
До зачатия человека души не существует, она не создается заранее Господом. Не способна душа и к перевоплощению, так как Господь неизменен и вечен. После смерти тела она предстает на частный суд, после которого ожидает Страшного Суда и своей вечной участи.
Некоторые богословы древности считали, что душа ребенка рождается от душ родителей. Такой теории придерживался философ Тертуллиан, святитель Иоанн Богослов и некоторые другие христианские ученые.
А вот святой Ефрем Сирин, святитель Григорий Нисский и их последователи склонны к теории о том, что душа творится Богом из ничего, как в первые дни сотворения мира.
Господь не дает ответа на этот вопрос, а значит люди пока не готовы к его разгадке, чтобы не навредить столь хрупкой и бесценной субстанции, как собственная душа.
Три силы души
Душа по мнению святых отцов Церкви, которые пытались ее изучать, имеет строение, в котором можно выделить три способности или силы. Это ум, чувства и воля. Их называют разумная, раздражительная и вожделевательная силы.
- Разумная сила (rationale) имеет несколько иных определений – словесная, мыслительная, познавательная сила. Это главная часть души, господствующая над двумя другими. Если человек имеет неповрежденную душу, то рацио в нем рассуждает здраво, легко отличает зло от добра, решает, к каким вещам склоняться, а каких избегать.
- Раздражительная сила (irascile) это чувства и эмоции, «душевный нерв», как называет ее Св. Василий Великий. Вначале, в неповрежденном состоянии, эта сила дает душе энергию для развития добродетельных качеств. Также она имеет гнев и ярость, но не в отрицательном смысле, как греховная страсть. Они выражаются в рвении к добру, справедливости, отвержении от зла. Гневаться душа может только на дьявола. Эту силу называют иногда сердцем.
- Вожделевательная сила (concupiscentiale) определяется, как деятельная или пожелательная. Именно она желает стремиться к чему-то или отвергаться от чего-то. Это воля, которая имеет свойство действовать.
Подытожив, можно выразить мысль Св. Симеона Богослова, который писал, что разумная сила указывает раздражительной, что следует любить, а что ненавидеть, и та выполняет ее посыл, и раздражительная сила покорно подчиняется этим двум, находясь между ними, как покорный раб. Это идеальное состояние души.
Об этом так сказали Каллист и Игнатий Ксанфопулы:
«Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли…»
Душа, дух и тело: соотношение понятий в православии
Душа человека едина с его телом. Это неслиянное соединение, в результате которого в человеке присутствуют душевная и телесная природы. Как сказал Св. Симеон Новый Богослов, душевное и телесное «срастворенны неслиянно». Две природы объединены Богом и создано одно существо, в котором тело не может стать душой и душа не может стать телом. С другой стороны, это соединение может быть разделенным и разлученным вследствие того, что тело смертно и разделяется с душой до Страшного Суда.
Чувствуя, что душа и тело противоречат друг другу, каждый человек должен понимать, что он подвержен греху и единство двух ипостасей нарушено в результате впадения в грех. Тело является храмом для души, а, значит, по словам апостола Павла, которые он обратил к коринфянам, следует поступать каждому:
«…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6:19-20)
Читая Священное Писание, произведения Святых отцов Церкви, нередко встречаются высказывания об отношениях души и тела. Понимать их и интерпретировать нужно строго в рамках данного контекста, что личность, созданная по подобию Божьему, должна быть целостной и единой. И как бы не мучили христианина противоречия между духовными и телесными потребностями, следует отдавать преимущество духовному, как бессмертному и предстоящему через некоторое время на Страшном Суде.
Но есть еще одно понятие, неотделимое от души – это дух. Он не является самостоятельной частью души, но и не отличим от нее. Дух всегда пребывает в душе, составляя ее высшую сторону. Феофан Затворник называл дух «душа души человеческой».
Создатель имел замысел о том, что тело должно подчиняться душе, а душа – духу. Безгрешный человек так и поступал – Бог говорил в духе, дух передавал душе, а она отдавала команду телу, которое воплощало делами Божью Волю. Христианская совесть, способность различать добро и зло, стремление к Святому Духу – вот идеальная работа тела, души и духа православного человека.
Свойства и качества души человека
О свойствах и качествах человеческой души много написано святыми отцами Церкви. Св. Иоанн Златоуст выразил всю красоту и непостижимость души:
«Душа — есть естество разумное и духовное, быстродвижное, непрестанно находящееся в деятельности, дражайшее всего мира, беспримерной и неописанной красоты, сущность, имеющая сродство с небесным, — отнюдь, впрочем, не Божественного естества, но сродная небесным и бесплотным существам. Душа человека так благолепна, что несравнима ни с какой природной красотой. Если было бы возможно телесными очами видеть красоту души, то никакие красоты земные не могли бы сравниться с нею.»
Отсюда можно говорить о 10 свойствах человеческой души, которые выделяют христианские богословы. Итак, душа человека:
- Обладает самостоятельностью.
- Имеет целостность, то есть, не разделяется на части – ум, чувство и волю. Эти части неделимы и постоянно находятся в душе.
- Является нематериальной и бестелесной.
- Имеет свободу воли.
- Способна к деятельности и стремится к ней.
- Не имеет пола, а также не является двуполой.
- Бессмертна по Божьей Благодати.
- Сотворена Господом из ничего.
- Обладает разумностью.
- Имеет самосознание.
Бессмертна ли душа?
Господь своим дыханием создал душу человека, как об этом сказано в Книге Бытия. Тело Адама, первого человека, было создано из праха, а душу в него вдохнул Бог (Книга Бытия, глава 2, стих 7). Поэтому, так как Бог создал душу, она не обладает свойством исчезать бесследно.
Если подходить строго к терминологии, то сказать, что душа бессмертна, нельзя. Бессмертен только Бог, а душа человека неуничтожима. То есть, после смерти она не утрачивает своего сознания, не исчезает. Но для любой души существует своя «смерть», которая заключается в неведении Бога. Согрешающая, отрекшаяся от Божьих Заповедей, душа, может погибнуть. Об этом сказано в книге пророка Иезекииля: «Душа согрешающая, она умрет» (глава 18, стих 20).
Учения некоторых христианских сект, например, Свидетели Иеговы и Адвентисты 7 дня, не верят в бессмертие души, отвергая его. Душа, по их мнению, является просто одной из частей тела. Основанием для таких утверждений они считают вырванную из контекста цитату из Книги Екклезиаста, в которой автор рассуждает на тему схожести души человека и животного:
«Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!» (Еккл.3:19)
Рассуждения, которые приведены в этой депрессивной книге, включенной в Библию после многих споров, часто похожи на монолог разочарованного в жизни человека. Он задает вопрос и через несколько стихов вдруг приводит ответ. Поэтому Екклезиаст очень сложен для прочтения, понимания и толкования. Но тема души человека не окончена на этой цитате. Далее в 12 главе звучит и ответ на вопрос о бессмертности души:
«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7)
Становится понятно, что душа человека возвращается к Богу, но не исчезает и не попадает в землю вместе с прахом тела. Поэтому вопрос о неуничтожимости души, как бы не был он сложен, не имеет двух толкований, он решен богословами однозначно.
Ценность человеческой души в том, что именно она несет в себе образ Божий. Так как Господь по природе является чистым духом, не облеченным материальным телом, то и душа человека живет в духе Божьем.
Высшие свойства души состоят в свободной воле, разуме, способности к чистой любви.
- Душа человека, являющаяся Божьим творением, бессмертна по Божьей Благости, а не по своей природе;
- Господь обладает высшей степенью свободы в своих действиях, поэтому и душа человека, по подобию Божьему, имеет волю и способность к свободе поступков в определенных рамках;
- Бог – это высший разум, поэтому человек также наделен умом, который способен познавать и изменять мир, а не только фиксировать видимую сторону вещей. Разум человека делает его волю сознательной, направляя ее к достижению высших целей, а не низменных потребностей;
- Человек был создан Богом с любовью по Своей благости. И после сотворения никогда не переставал любить и заботиться о людях. Поэтому и человек, имеющий душу, стремящуюся к Богу, постоянно испытывает потребность соединиться с Ним, вернуться к своему источнику, началу всех начал.
Таким образом, все, что есть в человеческой душе доброго, благородного и высокого, все воплощает в себе Божий Образ, по подобию которого душа создана.
Святые отцы о душе
Преподобный Амвросий Оптинский считал человеческую душу главной драгоценностью мира. Он оценивал ее дороже всех богатств и благ, существующих во Вселенной. Но при этом святой с грустью отмечал, что люди очень мало понимают эту ценность.
Многие святые уделяли теме души много места в своих произведениях, считая ее великим чудом.
Преподобный Макарий Египетский говорит о душе:
«Душа – дело великое, Божие и чудное. При создании ее такою сотворил ее Бог, что в естество ее не было вложено порока, напротив того, сотворил ее по образу добродетели Духа, вложил в нее законы добродетелей, рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели, по образу Духа»
Каждый православный христианин должен заботиться о своей душе, питать ее Словом Божьим, воспитывать воздержанием и любовно омывать покаянием. Такая сберегаемая, окруженная заботой душа, пребывает в чистоте своего духа и стремится к Царствию Божьему. Человек забывает о низменном, ему неприятны суета и грешные мысли. Окружающие его люди начинают казаться лучше, ведь приходит понимание, что и их души созданы Господом по Своему подобию. Да только не заботится каждый человек о своей душе, вот и гибнет она от страстей, изменяясь и страдая от разлучения с Создателем.