Что такое душа человека?

Душа – это бессмертная субстанция, имеющая нематериальную природу, в которой выражена божественная сущность человека, его личностные качества, дающие начало жизни и способности ощущать, мыслить, осознавать, чувствовать и проявлять свою волю. Душа и тело – две разные сущности человека.

Познание своей души всегда было главной целью человечества, что было отражено в Книге Бытия, где душа представляется как:

  1. Составная часть сущности конкретного человека, в которой, обязательно есть зачатки Божественного совершенства (глава 1, стих 26).
  2. Часть ипостаси человека, отличная от тела (Глава 2, стих 7).
  3. Собственно, человек, как «живая душа». (Глава 46, стих 26)
  4. В контексте Книги Бытия слово «душа» использовалось для обозначения животных, обладающих жизненной силой (Глава 1, стих 24 и 30).

Часто можно встретить слово «дух», которое используется, как синоним слову «душа», хотя имеет более узкое значение.

Происхождение души

Душа человека

По сей день богословы ищут ответ на вопрос о происхождении души. Несколько тысячелетий он остается открытым и нерешенным. Как возникает душа каждого человека? Творится ли она в момент зарождения или позднее, или души сотворены заранее и ждут своих тел? Последнее утверждение было решительно отвергнуто и осуждено вместе с его автором Оригеном. Ересь оригенизма не объясняет идею первородного греха и боговоплощения.

Святой Кирилл Иерусалимский называет душу прекрасным творением, созданным по образу Божьему. Душа нетленна, бессмертна, свободна и разумна. Таким образом, именно душа в человеке есть образ Творца, а не его тело.

Разумность души, ее самостоятельность, личностная уникальность, говорят о ней, как об образе Божьем.

До зачатия человека души не существует, она не создается заранее Господом. Не способна душа и к перевоплощению, так как Господь неизменен и вечен. После смерти тела она предстает на частный суд, после которого ожидает Страшного Суда и своей вечной участи.

Некоторые богословы древности считали, что душа ребенка рождается от душ родителей. Такой теории придерживался философ Тертуллиан, святитель Иоанн Богослов и некоторые другие христианские ученые.

А вот святой Ефрем Сирин, святитель Григорий Нисский и их последователи склонны к теории о том, что душа творится Богом из ничего, как в первые дни сотворения мира.

Господь не дает ответа на этот вопрос, а значит люди пока не готовы к его разгадке, чтобы не навредить столь хрупкой и бесценной субстанции, как собственная душа.

Три силы души

Сила души

Душа по мнению святых отцов Церкви, которые пытались ее изучать, имеет строение, в котором можно выделить три способности или силы. Это ум, чувства и воля. Их называют разумная, раздражительная и вожделевательная силы.

  1. Разумная сила (rationale) имеет несколько иных определений – словесная, мыслительная, познавательная сила. Это главная часть души, господствующая над двумя другими. Если человек имеет неповрежденную душу, то рацио в нем рассуждает здраво, легко отличает зло от добра, решает, к каким вещам склоняться, а каких избегать.
  2. Раздражительная сила (irascile) это чувства и эмоции, «душевный нерв», как называет ее Св. Василий Великий. Вначале, в неповрежденном состоянии, эта сила дает душе энергию для развития добродетельных качеств. Также она имеет гнев и ярость, но не в отрицательном смысле, как греховная страсть. Они выражаются в рвении к добру, справедливости, отвержении от зла. Гневаться душа может только на дьявола. Эту силу называют иногда сердцем.
  3. Вожделевательная сила (concupiscentiale) определяется, как деятельная или пожелательная. Именно она желает стремиться к чему-то или отвергаться от чего-то. Это воля, которая имеет свойство действовать.

Подытожив, можно выразить мысль Св. Симеона Богослова, который писал, что разумная сила указывает раздражительной, что следует любить, а что ненавидеть, и та выполняет ее посыл, и раздражительная сила покорно подчиняется этим двум, находясь между ними, как покорный раб. Это идеальное состояние души.

Об этом так сказали Каллист и Игнатий Ксанфопулы:

«Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли…»

Душа, дух и тело: соотношение понятий в православии

Храм

Душа человека едина с его телом. Это неслиянное соединение, в результате которого в человеке присутствуют душевная и телесная природы. Как сказал Св. Симеон Новый Богослов, душевное и телесное «срастворенны неслиянно». Две природы объединены Богом и создано одно существо, в котором тело не может стать душой и душа не может стать телом. С другой стороны, это соединение может быть разделенным и разлученным вследствие того, что тело смертно и разделяется с душой до Страшного Суда.

Чувствуя, что душа и тело противоречат друг другу, каждый человек должен понимать, что он подвержен греху и единство двух ипостасей нарушено в результате впадения в грех. Тело является храмом для души, а, значит, по словам апостола Павла, которые он обратил к коринфянам, следует поступать каждому:

«…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6:19-20)

Читая Священное Писание, произведения Святых отцов Церкви, нередко встречаются высказывания об отношениях души и тела. Понимать их и интерпретировать нужно строго в рамках данного контекста, что личность, созданная по подобию Божьему, должна быть целостной и единой. И как бы не мучили христианина противоречия между духовными и телесными потребностями, следует отдавать преимущество духовному, как бессмертному и предстоящему через некоторое время на Страшном Суде.

Но есть еще одно понятие, неотделимое от души – это дух. Он не является самостоятельной частью души, но и не отличим от нее. Дух всегда пребывает в душе, составляя ее высшую сторону. Феофан Затворник называл дух «душа души человеческой».

Создатель имел замысел о том, что тело должно подчиняться душе, а душа – духу. Безгрешный человек так и поступал – Бог говорил в духе, дух передавал душе, а она отдавала команду телу, которое воплощало делами Божью Волю. Христианская совесть, способность различать добро и зло, стремление к Святому Духу – вот идеальная работа тела, души и духа православного человека.

Свойства и качества души человека

Борьба за душу человека

О свойствах и качествах человеческой души много написано святыми отцами Церкви. Св. Иоанн Златоуст выразил всю красоту и непостижимость души:

«Душа — есть естество разумное и духовное, быстродвижное, непрестанно находящееся в деятельности, дражайшее всего мира, беспримерной и неописанной красоты, сущность, имеющая сродство с небесным, — отнюдь, впрочем, не Божественного естества, но сродная небесным и бесплотным существам. Душа человека так благолепна, что несравнима ни с какой природной красотой. Если было бы возможно телесными очами видеть красоту души, то никакие красоты земные не могли бы сравниться с нею.»

Отсюда можно говорить о 10 свойствах человеческой души, которые выделяют христианские богословы. Итак, душа человека:

  1. Обладает самостоятельностью.
  2. Имеет целостность, то есть, не разделяется на части – ум, чувство и волю. Эти части неделимы и постоянно находятся в душе.
  3. Является нематериальной и бестелесной.
  4. Имеет свободу воли.
  5. Способна к деятельности и стремится к ней.
  6. Не имеет пола, а также не является двуполой.
  7. Бессмертна по Божьей Благодати.
  8. Сотворена Господом из ничего.
  9. Обладает разумностью.
  10. Имеет самосознание.

Бессмертна ли душа?

Душа человека в православии

Господь своим дыханием создал душу человека, как об этом сказано в Книге Бытия. Тело Адама, первого человека, было создано из праха, а душу в него вдохнул Бог (Книга Бытия, глава 2, стих 7). Поэтому, так как Бог создал душу, она не обладает свойством исчезать бесследно.

Если подходить строго к терминологии, то сказать, что душа бессмертна, нельзя. Бессмертен только Бог, а душа человека неуничтожима. То есть, после смерти она не утрачивает своего сознания, не исчезает. Но для любой души существует своя «смерть», которая заключается в неведении Бога. Согрешающая, отрекшаяся от Божьих Заповедей, душа, может погибнуть. Об этом сказано в книге пророка Иезекииля: «Душа согрешающая, она умрет» (глава 18, стих 20).

Учения некоторых христианских сект, например, Свидетели Иеговы и Адвентисты 7 дня, не верят в бессмертие души, отвергая его. Душа, по их мнению, является просто одной из частей тела. Основанием для таких утверждений они считают вырванную из контекста цитату из Книги Екклезиаста, в которой автор рассуждает на тему схожести души человека и животного:

«Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!» (Еккл.3:19)

Рассуждения, которые приведены в этой депрессивной книге, включенной в Библию после многих споров, часто похожи на монолог разочарованного в жизни человека. Он задает вопрос и через несколько стихов вдруг приводит ответ. Поэтому Екклезиаст очень сложен для прочтения, понимания и толкования. Но тема души человека не окончена на этой цитате. Далее в 12 главе звучит и ответ на вопрос о бессмертности души:

«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7)

Становится понятно, что душа человека возвращается к Богу, но не исчезает и не попадает в землю вместе с прахом тела. Поэтому вопрос о неуничтожимости души, как бы не был он сложен, не имеет двух толкований, он решен богословами однозначно.

Ценность человеческой души в том, что именно она несет в себе образ Божий. Так как Господь по природе является чистым духом, не облеченным материальным телом, то и душа человека живет в духе Божьем.

Высшие свойства души состоят в свободной воле, разуме, способности к чистой любви.

  • Душа человека, являющаяся Божьим творением, бессмертна по Божьей Благости, а не по своей природе;
  • Господь обладает высшей степенью свободы в своих действиях, поэтому и душа человека, по подобию Божьему, имеет волю и способность к свободе поступков в определенных рамках;
  • Бог – это высший разум, поэтому человек также наделен умом, который способен познавать и изменять мир, а не только фиксировать видимую сторону вещей. Разум человека делает его волю сознательной, направляя ее к достижению высших целей, а не низменных потребностей;
  • Человек был создан Богом с любовью по Своей благости. И после сотворения никогда не переставал любить и заботиться о людях. Поэтому и человек, имеющий душу, стремящуюся к Богу, постоянно испытывает потребность соединиться с Ним, вернуться к своему источнику, началу всех начал.

Таким образом, все, что есть в человеческой душе доброго, благородного и высокого, все воплощает в себе Божий Образ, по подобию которого душа создана.

Святые отцы о душе

Преподобный Амвросий Оптинский считал человеческую душу главной драгоценностью мира. Он оценивал ее дороже всех богатств и благ, существующих во Вселенной. Но при этом святой с грустью отмечал, что люди очень мало понимают эту ценность.

Многие святые уделяли теме души много места в своих произведениях, считая ее великим чудом.

Преподобный Макарий Египетский говорит о душе:

«Душа – дело великое, Божие и чудное. При создании ее такою сотворил ее Бог, что в естество ее не было вложено порока, напротив того, сотворил ее по образу добродетели Духа, вложил в нее законы добродетелей, рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели, по образу Духа»

Каждый православный христианин должен заботиться о своей душе, питать ее Словом Божьим, воспитывать воздержанием и любовно омывать покаянием. Такая сберегаемая, окруженная заботой душа, пребывает в чистоте своего духа и стремится к Царствию Божьему. Человек забывает о низменном, ему неприятны суета и грешные мысли. Окружающие его люди начинают казаться лучше, ведь приходит понимание, что и их души созданы Господом по Своему подобию. Да только не заботится каждый человек о своей душе, вот и гибнет она от страстей, изменяясь и страдая от разлучения с Создателем.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 3,40 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий