Что такое исповедная роспись?

Исповедальные ведомости или исповедные росписи, являлись ежегодным отчетным документом, который составлялся в каждом приходе России в период с 18 века по 20 век. Российская Империя имела единую религию, которую проповедовали по всей огромной стране. И каждый прихожанин, проживающий в населенном пункте, имел возможность постоянно посещать храм. Как сегодня говорят – в пешей доступности обязательно была православная церковь.

Что из себя представляли?

Исповедная роспись
Фото: Ukrainianline.info

Православные священники ежегодно во время Великого Поста, перед Пасхой, составляли списки тех, кто побывал на исповеди и причастии. Ведомости велись по семьям, указывался глава семьи и все ее члены, побывавшие в церкви. Это было не просто желание, а обязанность православного – явиться к Чаше. Если по какой-то причине это не получалось сделать в Великий Пост, то должно было исповедоваться в Петров или Успенский пост.

В ведомости указывалось «был» или «не был» и причина отсутствия. Например, отъезд, или нерадение. В последнем случае прихожанин попадал на заметку, его лояльность ставилась под сомнение. Последствия такого отсутствия в исповедной росписи могли быть самые неприятные.

История исповедных росписей

Исповедальная ведомость
Фото: Cultinfo.ru

О том, что православные ежегодно должны исповедоваться, Патриарх Адриан дал указание еще в 1697 году. Но тогда священник должен был направлять в патриархию списки только тех, кто уклонялся от исповеди. Остальные прихожане не учитывались.

Учет всех православных начал вестись по указу Петра 1, изданному в 1716 году. Как многие документы этого царя, он предполагал и карательные меры для тех, кто осмеливался Указ нарушать. Не явившимся к причастию полагалось назначить штраф, а если причина была «раскол», то они облагались двойным налогом. Именно это и послужило тому, что раскольники стали покидать насиженные места и убегать за Урал.

Указ Синода звучал так:

…учинить именныя прихожанам своим всякого звания мужеска и женска пола людям книги, в которых как православных, так и раскольников означить по домам изъяснительно, и под написанием всякого дома оставлять праздное место на ходящее впредь быть прибылым в тот дом, также убылым объявление: в котором туда прибудет и кто куда отбудет…

Только в 1801 году штрафы были отменены и вместо этого налагалась епитимья по усмотрению священника.

Структура

Исповедальная ведомость часть 2 Бежецкого и частично Кашинского уездов Тверской губернии
Фото: Ru.wikipedia.org

Запись производилась по сословиям. Каждая сословная группа имела свой раздел. Например, на 1 странице записывалось духовенство, далее шли разделы, в которых учитывались военные, дворяне, купцы, крестьяне.

Структура была строгой: семьи перечислялись по алфавиту, полным списком. Сначала глава семьи, его возраст, род занятий. Далее жена, дети и прочие. Все с возрастом на момент причастия. Вдов и вдовцов отмечали отдельно. Нумерация для мужчин и женщин велась сквозная, но раздельная.

Собственно, причастие, описывалось в 3 графах. Первая – был или не был. Вторая – не причащался в связи с отлучением за какой-то тяжкий грех. Здесь было мало отметок, потому что не практиковалась такая мера. Только в исключительных случаях. И третья графа для тех, кто не приходил в храм – здесь указывалась причина. Обычно «по отлучке», то есть, человек не находился в данный момент по месту жительства.

Дети вносились в росписи с 1 года. Хотя к исповеди они шли с 7 лет, но причащались с момента крещения. В графе «исповедь» ставилась отметка, что не исповедовались по малолетству.

Таким образом, составление исповедных росписей было очень ответственным делом, отличалось строгой структурой и установленными правилами заполнения.

Значение

Для государства, а особенно для потомков, данный документ имел огромное значение. Это была своего рода ежегодная перепись населения России, при чем, очень точная, с указанием всех необходимых для статистики сведений.

Росписи хранятся по сей день в архивах регионов нашей страны. К сожалению, их сохранилось не так много, потому что, после революции они были признаны не имеющими исторической и практической ценности и переработаны на макулатуру в 1920-1930 годы.

Хотя значение данных документов трудно переоценить. Особенно они ценятся теми, кто занимается генеалогией, розыском предков, проживавших в известном районе. Ведь каждый приход составлял два экземпляра, один из которых сдавал в архив гражданский, а второй – в церковный.

Изучать образ жизни, род занятий, динамику изменения населения по Великопостным росписям очень просто и удобно. Но переломные моменты истории сопровождались и не такими потерями.

Конечно, обязательное посещение церкви не является проявлением какой-то демократии или свободы слова. Некоторые авторы считают даже, что это явление послужило отторжению православия многими людьми. Но об этом говорить невозможно. Люди шли в храм по зову души, за облегчением и помощью. А то, что на протяжении двух с половиной веков, то есть примерно 10 поколений, их переписывали при этом, уже не могло вызывать никаких отрицательных эмоций. Это было само собой разумеющимся, из года в год, на протяжении веков.

Жаль, что сохранилось мало подобных росписей. Но и то, что осталось, служит историкам верную службу.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий