Любостяжание – это вид сребролюбия, которое называют по-простому жадностью и алчностью. Слово состоит из двух частей – любовь и стяжание, то есть, приобретение. Это неконтролируемое стремление к богатству, постоянному приумножению своего имущества.
Одержимость богатством

Любостяжание относится к греховным страстям, то есть, к таким зависимостям, которые поселяются в душе и разлагают ее, разрушают изнутри. Греховные страсти отдаляют человека от Бога, занимая все большее место в его жизни, мыслях, делах. То есть, из-за таких страстей, как любостяжание, человек не приближается к Богу, а отдаляется от него.
Если человек одержим этой страстью, то он требует больше, чем базовый набор земных благ – пища, одежда, жилье, транспорт, связь. Речь идет о том, что приобретается сверх необходимого. Одержимость деньгами, накопительством, комфортом становится властвующей над человеком, поражает его полностью.
Святые отцы объясняют опасность любостяжания, предостерегая от него. Например, святитель Григорий Нисский:
Пределом твоей заботы о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть. Любостяжание не дает никакого покоя своему служителю… Поработив душу, оно всегда принуждает исполнять свои ненасытимые пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь…
Разве благополучие и богатство являются грехом?

Сам по себе обеспеченный человек не является безусловным грешником и материальное благополучие в православии не называется грехом. Ветхий Завет, наоборот, называет богатство наградой человеку от Бога за его праведность, трудолюбие и благочестие. И в Новом Завете также богатство однозначно не осуждается Иисусом Христом. Он в притчах говорит об обеспеченных, но при этом праведных людях.
Но Иисус Христос постоянно предостерегает от того, чтобы люди не меняли отношение к богатству, когда множество греховных соблазнов, доступных при богатстве, не завладели душой человека. Все становится доступным с деньгами, поэтому испытание постоянно преследует человека. И вот, одним из соблазнов, который может привести к греховной страсти, является желание постоянно преувеличивать свое имущество, то есть, любостяжание. И в этом случае любовь к Богу и желание бороться за свое спасение, конечно отходит на второй план.
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне [земным богатствам] (Мф.6:24)
Апостол Павел в послании к колоссянам называет любостяжателей идолопоклонниками, говоря, что они не обретут Царствия Небесного. Ведь удовлетворить свою страсть к преумножению богатства невозможно без того, чтобы не применить аморальные, а то и – преступные методы. Значит, грех преумножается и совершается не только против Бога, но и против людей, ближнего своего.

Православие основано на любви, как нам завещал в заповедях Господь. Но преподобный Ефрем Сирин считает, что любостяжание и любовь несовместимы:
При любостяжательности не может быть любви. Да и как ей быть? Кто пристрастился к деньгам, тот ненавидит брата, стараясь отнять у него что-нибудь
В Священном Писании мы неоднократно видим призывы к тому, чтобы стяжать сокровища на Небе, а не на земле. Искать духовных сокровищ, а не материальных. И тогда Господь, обязательно, даст то, в чем человек нуждается. При этом замечено, что чем больше человек накапливает богатств духовных, тем меньше ему нужны материальные блага. Только самое необходимое, ничего лишнего — зачем этот ненужный груз?
Как одолеть страсть любостяжания?

Опасность впасть в любостяжание преследует не только богатых, но и бедных. Стоит неимущему получить от Господа в награду за смирение и терпение какие-то блага, как он тут же начинает заниматься их накоплением, приумножением, также приобретая греховную привычку. Если человек вовремя опомнится, остановится, это прекрасно. Значит, испытание пройдено достойно, и награда на Небесах его ждет в тысячу крат, как говорил Господь. Стоит воспользоваться советом Иоанна Златоуста, который наставлял:
Когда страсть к любостяжанию будет сильно обольщать тебя, вооружись против них такой мыслью: презрев временное удовольствие, я получу великую награду. Скажи своей душе: ты скорбишь о том, что я лишаю тебя удовольствия, но радуйся, потому что я готовлю для тебя Небо
Молитва, пост, милостыня, добрые дела и участие в Таинствах Исповеди и Причастия — вот то, что искоренит любостяжание. В дар человек получает Божественную Благодать, радость от каждого дня, который потрачен на спасение души, а не накопление ненужных благ.
Если хочется призвать на помощь святых, то стоит вспомнить преподобного Феодора Печерского, который также был любостяжателем, но раскаялся, раздал все свое имущество нищим, а сам стал монахом. Этот пример показывает необходимость милостыни, как борьбы с грехом. Бескорыстная помощь нуждающимся, оказываемая без гордости, смиренно, тайно изгоняет из души самолюбие, дает умиротворение и покой. Когда деньги используются для доброго дела, человек становится соработником Божьим, получая от Него великие милости.