Что такое мощи святых и почему их почитают?

Многие ученые изучали феномен нетления мощей, но так и не пришли к единому мнению, почему это происходит. Церковь всегда была уверена в их подлинности. Мощи являются одним из ярких доказательств истинности веры, подтверждением любви Господа ко всем людям.

Традиция почитания мощей

Мощи Победоносца Георгия в Коломне
Фото: Kpds.ru

Исторически традиция почитания мощей святых связана с представлениями верующих об обожении человека, которое начинается еще в физическом бренном мире. Если плоть наполнена Святым Духом, то когда душа покидает тело, она все равно сохраняет святость.

Свидетельства об этом можно найти еще в ветхозаветной Книге Царств, что подтверждает, что об этом было известно задолго до прихода Спасителя на землю. В ней рассказывается, как человек, который умер, воскрес после прикосновения к мощам пророка Елисея.

Во времена Нового Завета у христиан появилась возможность получить дополнительный опыт, подтверждающий, что Святой Дух способен действовать через вещи, принадлежащие святым людям. В апостольских Деяниях упоминается о том, как больные выздоравливали, освобождались от злых духов после того, как прикасались к платкам апостола Павла.

Святой Дух и нетленные мощи

Десница святителя Спиридона Тримифунтского
Фото: Eparhia-saratov.ru

В истории христианства достаточно много свидетельств того, как Святой Дух оказывал благодатное действие через нетленные мощи святых. Сами мощи являются не только отсылкой к пророчеству из Ветхого Завета о том, что тело святого не увидит тления, но и подтверждением того, что в будущем состоится всеобщее воскрешение мертвых и вечной жизни.

В раннем христианстве верующие, рискуя собственной жизнью, так как подвергались гонениям со стороны властей, собирали останки мучеников, чтобы с благоговением хранить их в святых местах. Многие древние христианские церкви, открывавшиеся в то время, получали мощи, становившиеся их главной святыней.

Эта тенденция сохраняется до наших дней. Во всех крупных православных храмах имеются мученические мощи для совершения Божественной Литургии. Священнослужители отмечают, что почитание мощей – яркое и важное основание для молитв, которые возносят верующие к почитаемым святым. Это возможность обратиться за помощью в трудную минуту, испросить спасения и поддержки у Господа. Анализируя данный религиозный опыт, участниками VII Вселенского Собора было принято решение считать мощи источниками спасения, способными осенять Божьей благодатью нуждающихся.

Митрополит Антоний (Паканич) подчёркивает, что прихожанин поклоняется мощам не так, как Богу. Однако испытывает при этом перед ними душевный трепет, относится к ним, как к ценным сосудам, содержащим Святой Дух. Истинное почитание мощей святых в вознесении к ним молитвы, ведении праведной жизни, которая бы соответствовала стандартам праведности, заданным святыми.

Разделение мощей

Мощи Николая Чудотворца в Бари
Фото: Pravmir.ru

Участники VII Вселенского Собора также указали: источником чудес и исцеления является не само по себе тело святого, а Божья сила, остающаяся после его смерти. Отсюда появилась практика выделение небольших частиц мощей. Она основана на представлении, что данная сила является неделимой, нисколько не уменьшается, если мощи разделить.

Даже если прикоснуться к крошечной частице мощей святого, человек будет осенен Божьей благодатью в той же полноте, если бы прикоснулся к мощам целиком. Благодаря этому, удается максимально увеличить число людей, которые получают возможность прикоснуться к чудотворным мощам, ощутить на себе Божью Силу.

Те, кто поражается существованию данной традиции, не осознает, что в действительности происходит во время любой литургии. Когда священнослужитель разделяет Тело Христово, предваряя Таинство Причастия, он опускает его частицы в Чашу. В результате прихожане вкушают не частицу Спасителя, а принимают Сына Божьего целиком в свою жизнь. Более того, они сами становятся после этого Таинства частью неделимого и единого Тела Христова.

Иоанн Златоуст о разделении мощей

Иоанн Златоуст
Фото: Simvolik.ru

Разделять мощи святых и праведников было принято более тысячи лет назад. В IV столетии Иоанн Златоуст писал, что мощи являются неисчерпаемыми сокровищами, которые несравненно ценнее любых земных богатств.

В качестве доказательства он говорил о том, что после их разделения на части значение каждой частицы не только не уменьшается, а возрастает.

Это свойство, присущее многим духовным вещам, которые после разделения не уменьшаются, а их значение только увеличивается.

Сохранение мощей

Мощи равноапостольного князя Владимира
Фото: Kamensk-eparhiya.ru

На заре христианства святыни часто приходилось скрывать, они терялись и обретались вновь. Известно о существование мощей, остающихся нетленными на протяжении столетий (например, мощи, принадлежащие святителю Спиридону Тримифунтскому, жившему в III-IV веках).

Чем более известен святой, тем большее количество храмов и церквей желает иметь у себя частицу его мощей. Однако после смерти некоторых святых мощи не оставались. Особенно часто это происходило во времена раннего христианства, когда верующие подвергались гонениям. Из-за этого мучеников, не отказывавшихся от веры в Бога и Иисуса Христа, убивали. Тела их топили в воде, сжигали или уничтожали другим способом.

При необходимости мощи или их частицы переносят из одного храма в другой в соответствии с определенным порядком. Для этого требуется направить запрос епископу, например, чтобы отделить часть мощей для нового храма. Если такая возможность существует, частицы отделяют, направляя вместе с доверенным священником.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (30 оценок, среднее: 2,93 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 19
  1. иосиф

    а разве это не кощунство расчленять труп, это же не христианский обычай. Дикари каннибалы поглощают трупы своих врагов, здесь же расчленяя поклоняются им, поклоняться можно и наверное нужно, но зачем расчленять? :?: :?: :?:

    1. Брут

      Полностью согласен. В этом есть что-то каннибальское. Если посчитать количество храмов и количество мощей в них, получится (прости, Господи) что у святых было по несколько (больше двух) рук и ног.

    2. Олег

      А как вам это?
      Житие святого отца нашего Василия Великого
      Господь Бог некоторыми чудесными знамениями засвидетельствовал еще при жизни Василия об его святости. Однажды, когда он совершал божественную службу, некий еврей, желая узнать, в чем состоят святые тайны, присоединился к прочим верующим, как бы христианин, и, войдя в церковь, увидел, что святой Василий держит в своих руках младенца и раздробляет его на части. Когда верующие стали причащаться из рук святого, подошел и еврей, и святитель подал ему, как и прочим христианам, часть Святых Даров. Приняв их в руки, еврей увидел, что это была действительно плоть, а когда приступил к чаше, то увидел, что в ней была действительно кровь. Он спрятал остаток от святого причащения и, придя домой, показал его жене своей и рассказал ей обо всем, что видел своими глазами. Уверовав, что христианское таинство есть действительно страшное и славное, он пошел наутро к блаженному Василию и умолял удостоить его святого крещения. Василий же, воздав благодарение Богу, немедленно окрестил еврея со всем его семейством.

  2. Елена

    Около мощей святых людей обитает святой Дух и, если помолиться, то Бог обязательно услышит и то из-за наших грехов молитва ко Господу не доходит. А в мощах обитает святой Дух и поэтому Господь слышит молитвы, человек находится в это время рядом с ним.

    1. Вячеслав

      Вы это сами придумали?? Писание читали?- там вообще всё просто по поводу молитв

  3. 123

    «В качестве доказательства он говорил…» отличное доказательство! «Мамой клянусь!». Прекратите уже поклоняться трупам. Это даже не язычество — это ещё более тёмная фаза недоразвития.

  4. Андрей

    Мёртвых надо хоронить. А не раздербанивать на сувениры. Тьфу!

    1. Томас

      А если окажется, что после разделения мощи стали недостаточно мощные, их надо пропустить через усилитель мощности :)

  5. Борис

    Христианство уже более 1000 лет как скатилось к язычеству с его иконами, статуями святых, почитание святых, вообще, пышность и богатство храмов и одеяний служителей

  6. Виталий

    В православии нет места радости, но существует десяток обозначений разного рода страдальцев — мученики, новомученики, священномученики….

    Да и Христос в Евангелиях не смеется, а плачет.
    Посмотрите со стороны на этот постоянный «постный» настрой нашей веры, темные юбки, ежедневная готовность к Апокалипсису (читай — смерти), почитание мощей.
    Христос для меня потерялся, затерся в бесконечных толкованиях и обсуждениях.

    Всё, что вошло в «каноническое учение» многократно переделывалось в угоду существования «религии как системы» ещё много веков назад.

    Не мощам надо поклоняться, а делать усилия в совершенствовании себя, Ведь именно таких усилий ждёт от нас Бог-Отец.

    1. Ольга

      Нужно жить и не делать зла и совершенствовать свою душу! Поклоняться трупам это дикость!

      1. Рафаил

        Вы просто не отличаете поклон (физический жест почитания) от поклонения (обожествления).

  7. Стас

    Абсолютно с Вами согласен!

  8. Андрей

    Мы почитаем и поминаем своих близких, приходя к ним на могилку в Родительский день. С виду это походит тоже на обряд поклонения мертвым, но нормальный человек понимает, что это наша память и она нужна как нам, так и нашим детям! Человек физически не сможет совершать поломничество к могилам святых, чтоб выразить своё уважение к этим людям. Очень хорошо, когда мощи святых сами прибывают к нам.

  9. Юрий

    Огромный грех — поклоняться мертвым

  10. алексей

    мертвым никто не поклоняется, а просят святых помолиться и попросить за нас, не надо путать. а те кто думает, что православие молится мертвым и просит их оказать какое-то чудо, тот ошибается. Чудо явить может только господь через них …

  11. Виталий

    В тексте ошибка: Св.Спиридон Тримифутский жил не в XV-XVIв.в., а в IV веке по Р.Х.!!! Ну, а то, что здесь пишут про «мертвых, трупах», то это атеистическая чушь, ничего не имеющая общего с основами Православия!

    1. admin

      Спасибо, исправили ошибку в статье.

  12. Вованыч

    У нас на городском кладбище был похоронен Илья, многие приходили по выходным к его могиле, молились, о чём-то просили, и т.д., но потом приехали представители собора, выкопали мощи и отвезли к себе в собор. Это своего рода коллекционирование с целью привлечь больше прихожан, чем больше останков святых, тем круче церковь, тем больше доходы. Я человек не верующий, для меня это дико :twisted:

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: