Что такое похоть и что значит это слово?

Похоть – это грубое чувственное половое влечение, сладострастие. Собственно, рассматриваемое понятие в православии довольно многогранно. Так, по учению святых отцов похотью называют развращение сердца, которое ведет ко злу. То есть, ею называют всякое вожделение, которое по своему существу является греховным и противоестественным. Под такое определение попадает всякий порок и страсть. Именно поэтому похоть относится к числу смертных грехов, требующих действенного покаяния.

Виды похоти

Похоть

Само православие же не выделяет каких-либо видов этой страсти, признавая греховным любое ее проявление. Однако католический богослов Фома Аквинский привел ее классификацию, которую вполне уместно использовать, чтобы понять, чем же является этот порок, а что к нему отнести нельзя. Так, к похоти относится:

  1. Блуд. Под блудом следует понимать любой сексуальный контакт, который произошел между парой, не состоящей в отношениях друг с другом. В более строгом значении – между мужчиной и женщиной, не заключившими церковный брак.
  2. Прелюбодеяния. Им следует называть любую половую связь с замужней женщиной или женатым мужчиной.
  3. Кровосмешение. Под этим термином следует понимать противоестественные контакты между близкими родственниками.
  4. Совращение. По Фоме Аквинскому, совращение – соитие с девушкой, находящейся под опекой семьи. В более широком смысле совращения является преступным контактом с малолетними.
  5. Изнасилование. Под ним понимается сексуальный контакт, произошедший против воли одной из сторон.

Плотские отношения между супругами, даже в период постов и иных церковных ограничений, похотью признаны быть не могут.

Отдельно следует упомянуть противоестественные контакты между людьми одного пола, которые являются высшим проявлением развращенности и свойственные тем, в чьих душах похоть это превалирующее чувство.

Причины

Грех похоти

Итак, похоть простыми словами это пристрастие к блуду и развращениям. Причиной этой пагубной страсти, как и других пороков, является греховное естество человека после грехопадения. При этом появление ее обусловлено, по сочинениям святых отцов, следующим:

  • Развращением души и тела.
  • Желанием потакать телесным потребностям, не заботясь о духовной составляющей.
  • Леностью, от которой возникает скука с желанием испытать новые ощущения.
  • Отсутствием веры или нестойкостью в следовании заповедям.

Вышеперечисленное относится к чувственным причинам возникновения данного порока. Однако не следует забывать, что у нее также имеются и физиологические причины. Так, сексуальное желание и соответствующие потребности обусловлены биохимическими процессами, происходящими в организме.

Но половое влечение и присущая ему чувственность не является греховным сам по себе. В семейном союзе супруги должны любить друг друга, выражая свою любовь и телесным образом. О похоти же в христианстве речь идет, когда человек не может контролировать свои желания и стремится к противозаконным и неестественным связям. Простым примером их может служить супружеская измена, называемая в церковной традиции прелюбодеянием.

Борьба с похотью в христианстве

Борьба с грехами

В Священном Писании о похоти говорится неоднократно. Соответствующие упоминания имеются в Ветхом Завете, Евангелии, и в других корпусах книг Библии.

В Ветхом Завете

Так, грехи, совершенные из-за страсти похоти, в Ветхом Завете упоминаются неоднократно. При этом они настолько мерзки перед Богом, что за них людям посылаются страшные наказания.

Так, для соответствующего понимания следует вспомнить причины Потопа, который поразил род человеческий. Среди них и страшное развращение людей того времени.

По слову Ветхого Завета противоестественные грехи поражали и целые города. Так Содом и Гоморра за бесчестие их жителей по воле Божией были сожжены и стерты с лица земли.

В последующем через Моисея Господь дал заповеди, к числу которых относился и запрет на прелюбодеяние, а также прямо указано не желать жены ближнего своего, поэтому похоть – это грех для верующего. А книга Второзаконие гласит:

«Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину»

В Евангелии

Если Ветхий Завет признавал грехом фактическое блудное соитие, то Христос осудил одно лишь желание его, объяснив, почему похоть это грех, опасный для верующего:

Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5:28)

О пагубности греха похоти в целом Христос говорит так:

«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну»

Преподобный Анастасий Синаит, в толковании на эти слова говорит, что под членами тела Господь подразумевает не плоть, а страсти, обуревающие нас, которые необходимо отсечь от себя, а похоть является одной из самых опасных для духовного состояния человека пороков.

В апостольских посланиях

Святые апостолы зачастую похоть воспринимали в широком ее смысле, как стремление ко греху и нарушению заповедей:

«Всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин; 2:16)

Похоть в искусстве

Похоть в искусстве

Принято считать, что современная массовая культура не пренебрегает этим человеческим пороком и именно в наше время искусство стало совершенно безнравственным и антихристианским по своей сути. Однако это не так.

От древних фресок до современной живописи эротика всегда присутствовала в искусстве.

Исследование эротических тем в искусстве стало особенно популярным в период Ренессанса, когда художники начали изображать голые фигуры и сцены интимного характера.

С появлением фотографии и кинематографа эротика стала еще более доступной для широкой аудитории. Кинематографические работы, такие как «Последнее танго в Париже» и «Синяя английская роза», вызывали скандалы своей откровенностью.

Сегодня же с массовым распространением интернета и снятием многих барьеров – темы прелюбодеяния и сексуальной раскрепощенности стали широко популярными.

Несмотря на это, на человеческую душу похотливые и развращенные желания действуют все так же пагубно, как и в библейские времена.

Как бороться с грехом похоти?

Победить греховную страсть очень сложно, однако опыт Церкви предлагает следующие способы борьбы с ней:

  • Соблюдение целомудрия, воспитание в себе скромности.
  • Молитва и покаяние.
  • Частое причащение Святых Христовых Тайн.
  • Воздержание в пище, алкоголе и развлечениях.
  • Освобождение от соблазнов.

Очевидным же практическим способом не впасть в грех является вступление в брак. Однако следует помнить, что выбор спутника жизни должен основываться не по причине его сексуальной привлекательности, а по взаимной любви, стремлении прожить друг с другом долгую и счастливую жизнь в вере и благочестии.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий