Покаяние – это глубокое раскаяние, осознание грешником своих грехов перед Богом. В переводе с греческого μετάνοια (метанойя) означает перемену образа мыслей и сознания. Также это явление можно перевести с сербского, как переосмысление или прозрение.
Суть покаяния

Стоит отметить два значения покаяния:
- Это очевидное раскаяние, сожаление о совершенных грехах. Сопровождается депрессивными проявлениями – печалью, тоской, которые вызваны угрызениями совести. Без покаяния верующие чувствуют себя разделенными с Церковью, оставленными Богом. У них возникает жгучее желание очиститься, изменить свою жизнь, обратиться за помощью к Господу.
- Это слово означает церковное Таинство, прощение верующему его грехов, которое по Божьему милосердию в присутствии священника происходит силой Божественной благодати.
Эти оба смысла в определенный момент объединяются и происходит чудо очищения человека от груза греховности, которое сопровождается радостью, облегчением, обретением чувства свободы.
Люди грешат против Бога, самих себя и ближних. Грехи совершаются делами, словами и даже мыслями. Ни один человек не может прожить жизнь и не согрешить. Но Господь не видит никакого греха, который бы не прощался при покаянии.
После покаяния человек изменяется внутренне, и даже внешне. Внутри он решительно отвергает грех, принимает решение жить по Божьим Заповедям и полагаться на Божью Волю. А внешне человек выглядит счастливым, он «светлеет лицом», как говорят в народе. Стоит поприсутствовать в храме во время принятия исповеди, чтобы убедиться в этом.
Большинство покаявшихся отходят от священника с улыбкой и выражением счастья на лице, расправив плечи и не замечая ничего вокруг. Конечно, такое происходит не с каждым, но с большинством людей.
Как верующие приходят к покаянию?

Покаяние зарождается в уме человека, который не может больше нести на своей душе груз греха. Ум хочет изменить направление мыслей, чтобы уйти с того пути, по которому шел ранее. Приходит понимание, что это не та дорога, по которой следует идти дальше.
Следом за умом изменяется сердце, которое понимает, что тот образ жизни, который насаждался грехом, не ведет ни к чему хорошему. Любовь к греху исчезает. Сердце чувствует, что есть другая любовь, более высокая и благодатная.
К сожалению, часто понимание этой любви приходит к людям через страдания и утраты, потому что иным способом спасти их не представляется возможным. И после тяжелых утрат, когда вокруг нет никого, кто мог бы помочь, человек, вдруг, ощущает присутствие Бога, его заботу и любовь. Конечно, есть и другой путь – постепенный, осознанный, продуманный. Но в современном мире этим путем идут очень немногие.
Не следует думать, что какой-то из этих путей к покаянию более легкий. Господь в любом случае будет предоставлять возможность человеку выбирать между добром и злом, чтобы испытать его свободный выбор. Этот выбор или напряжение воли при преодолении тяги к греху, часто называют подвижничеством. Подвижники проявляют желание отказаться от греха усилием собственной свободной воли. А Господь в ответ на это дает им благодать, помогающую совершать этот подвиг.
Бог никого не тащит в вечную жизнь насильно. Но те, кто покажет свою решимость, в итоге обретут душевный покой и тишину – главные сокровища мира.
Исповедь – лестница в Небо

В разрешительной молитве, которая произносится священником над покаявшимся, говорится о том, что человеку после покаяния дается шанс примириться со Святой Церковью. Но разве человек ссорился с ней, враждовал? Кажется ему, что — нет, жил, как все, даже что-то делал для спасения, в отличие от многих.
Но дело в том, что Господь сказал, что имеющему дастся, а у не имеющего отнимется. То есть, чем человек ближе подходит к Богу, тем строже с него спрос. А каждая исповедь в жизни верующего – это ступенька, позволяющая удалиться от греха. И христиане, которые начинают вести активную духовную жизнь, в какой-то момент понимают, что список грехов у них не уменьшается, становится все длиннее и длиннее. То, что раньше казалось нормальным, теперь отвращает. То, что делалось автоматически, как у всех, теперь становится неприятным и тяготящим.
Причина этого в том, что люди на каком-то этапе покаяния, в самом деле, начинают измерять себя по Божьим Заповедям. И понимают, насколько они далеки от Того, кто эти Заповеди оставил, кто жил на Земле по ним каждый день. Господь наш Иисус Христос – только Он может быть образцом для подражания.
Заблуждения

К сожалению, многие христиане совершают большую ошибку, думая, что явка на исповедь, «перечисление» подходящих грехов из списка для исповедующихся, будет достаточным. Грехи названы, священник список разорвал, разрешительную молитву прочел – все, можно дальше жить также, а через месяц снова прийти и покаяться в тех же грехах. И Бог простит и поймет, что времена вот нынче такие…
На самом деле, покаяние, как было сказано выше, должно исходить от ума в сердце. И решение об изменении жизни связано не только с сожалением о грехе, но и трудом по избавлению от него полностью. Если этого не происходит, то получается, что человек упорствует в грехе, пренебрегает Божьими Заповедями. Это значит, что совершается гораздо больший грех, чем все совершенные ранее. Это следует всем понимать и не злоупотреблять долготерпением Вседержителя.
Почему нужно успеть прийти к покаянию?

Покаяние, как очищение от греха и восстановление связи с Богом, возможно для людей только в пределах земной жизни. После смерти покаяние невозможно. Церковь дает все возможности для этого – службы служатся, богослужения проводятся, храмы открыты для посещений, воскресные школы работают.
После смерти душа отделяется от тела, поэтому прийти и покаяться человек уже не может, его душа существует вне времени, она становится неизменной до Страшного Суда. Таким образом, в том состоянии, в котором смерть застанет христианина, в том состоянии он и явится перед Богом в День Суда. И это довольно страшно представить, когда перед миром будут представлены все грехи, о которых не принесено покаяние.
Человек будет раскаиваться в них, жалеть в том числе и о том, что не поспешил покаяться. Но раскаяние, это не покаяние. Вернуть ничего нельзя, разве что молитвы живущих об усопшем Господь обязательно примет во внимание. Но много ли останется живущих, кто бы вспоминал усопшего в своих молитвах? Это вопрос очень важный, который также нужно решать во время земной жизни.
Не стоит забывать также и о том, что после покаяния можно возрастать в добродетелях, делать добрые дела, проявлять непоказное милосердие. И этот процесс бесконечный, благодатный и очень нужный для решения вопроса о вечной жизни. Каждый ответит только сам за себя.
Сколько бы не молились верующие за своих близких, полностью освободить их от ответственности вряд ли получится. Что-то должно быть на весах у каждого, куда можно добавить и горячие молитвы.
В итоге нужно сказать, что даже мысль о том, что можно пойти покаяться, а затем снова грешить, является тяжким грехом.
Преподобный Исаак Сирин сказал по этому поводу:
Покаяние всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим улучить спасение. И нет предела усовершению, потому что совершенство и самых совершенных подлинно несовершенно. Посему-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами.