Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, обвинений, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение — пост истинный есть, и благоприятный.
Приближается время Рождественского поста. И многие православные с нетерпением ждут этого времени. Почему же в древней стихире, с которой начата эта статья, говорится, что пост приятный, если он полон ограничений и запретов?
Приятность поста подразумевается в том, что люди испытывают ощущение свободы от своих страстей, в их душах воцаряется, так сказать, молчание страстей, некая отрешенность от мира сего.
Определение поста по православному словарю

Пост – добровольное делание во славу Божию, аскетического характера, которое состоит из:
- воздержания от сытной и приятной пищи, отсутствия развлечений и увеселений;
- тщательной проверки души и очищение от греховных помыслов;
- самостоятельного понуждения на молитву, чтение духовной литературы, размышления о духовных предметах и добрых дел.
Цель и предполагаемый итог каждого поста – существенный духовный рост.
Для чего нужен пост?

Православные во время поста приветствуют друг друга словами «С постом приятным Богу», подразумевая под этим некий праздник, какую-то радость и освобождение, совершенное на счастье себе и в честь Господа.
Святые отцы сравнивали пост с лекарством от греха. Особенно ярко это описано в трудах Иоанна Златоуста, который сказал про пост:
Да постыдятся эллины, да посрамятся иудеи, видя, с какою радостною готовностью мы приветствуем его наступление, и да познают самым делом, какое различие между нами и ими. Пусть они называют праздниками и торжествами пьянство, всякого рода необузданность и бесстыдства, которые обыкновенно при этом они производят. Церковь же Божия — вопреки им — да называет праздником пост, презрение (удовольствий) чрева, и следующие затем всякого рода добродетели. И это есть истинный праздник, где спасение душ, где мир и согласие, откуда изгнана всякая житейская пышность, где нет ни крика, ни шума, ни беганья поваров, ни заклания животных, но вместо всего этого господствует совершенное спокойствие, тишина, любовь, радость, мир, кротость и бесчисленные блага. (из беседы 1-ой на Бытие)
К словам великого подвижника и добавить, кажется, нечего. Вот она, истинная суть праздника – избавиться от давления телесной стороны человеческого организма на душевную. Подавляя требования тела, православные христиане воспитывают душу, учат ее противостоять соблазнам.
Каким должен быть пост?

Праздник души у каждого должен быть своим. Не механическое уравнивание всех и каждого – это можно, а это нельзя и всё тут! Нет, в зависимости от душевных сил, возраста, пола, профессии – каждый человек несет пост в своей мере.
Ведь пост — это благодарственная жертва, которую люди приносят Богу за ту Крестную Жертву, которую Сын Божий принес за нас. А жертва должна быть у каждого посильная.
Отказ от пищи, конечно, очищает душу, но когда человек во время поста вместо чистой молитвы грезит о куске булки, отвлекаясь от общения с Господом, то это также не способствует его очищению. Входить в пост постепенно, отказываясь сначала от самых лакомых блюд, заменяя их полезной, но постной едой, каждый день ограничивая себя больше и больше – вот приемлемая тактика. Не стоит идти по пути потворства искушениям «ну один кусочек торта, а потом снова буду поститься». Это путь предательства.
В таких мыслях стоит покаяться своему духовному отцу, попросив у него помощи и поддержки. Но поддаваться подобным искушениям – значит перечеркнуть все, что было сделано до этого во время поста. Активный отказ от грехов, сокрушение в них, также является неотъемлемой частью поста. Во время этого периода стоит почитать труды Святых Отцов Церкви, которые разъясняют суть и смысл духовного очищения. И покаяние будет проходить красной нитью через их произведения.
Типичные ошибки во время поста

Отказ от скоромной пищи, как уже не раз сказано – не главная суть поста. Например, верующий не ест мясного, молочного, сладкого, но целый день от утренних до вечерних молитв проводит перед телевизором – это не пост. Принимает гостей, с которыми ведет пустые разговоры, сплетничает и даже сквернословит – это не пост. Не ест мясного и молочного, а тех, кто не соблюдает пост, активно осуждает – это также не пост.
Когда человек устраняет всё, что встает между ним и Господом, когда он проводит самоанализ, пересматривает свои привычки, свою жизнь, очищает плоть и дух – вот это пост.
Посещение храма больше 1 раза в неделю, как было до поста, домашняя молитва длиннее, чем ранее, несколько добрых дел, которые не были сделаны никогда – вот это всё пост.
И снова о еде

Не стоит бояться, что во время поста без мясной пищи не останется сил работать и делать домашние дела. Наоборот, избавление от шлаков, освобождение организма от избыточных белков, способствует его очищению и стимулирует органы к воспроизводству новых клеток. Усиливается умственная активность. Многие врачи говорят о том, что пост положительно воздействует на организм. Ведь более тысячи лет верующие соблюдали посты, при этом куда как более строгие, чем сейчас, и при этом занимались тяжелым физическим трудом, который за нас делает современная техника.
Бог не заповедовал людям ничего такого, что бы принесло им вред. Именно поэтому не стоит бояться ограничить себя в определенных продуктах. Тем более, что для каждого старого, больного или работающего физически, предусматриваются определенные послабления, в которых ни один священник не откажет, если попросить его благословения.
Помните, что пост – это, своего рода, Крестный Ход к истокам нашей веры, обозначение своей позиции: «Я помню о страданиях Спасителя, я знаю о его испытаниях, поэтому я добровольно подвергну сам себя совсем небольшому испытанию – всего лишь откажусь от самой вкусной пищи, проявив аскетизм и испытав от этого некие символические страдания. Все это я сделаю во имя Господа и для спасения своей души».
Пусть эти слова станут вашим девизом на каждый православный пост. Приятного вам поста во имя Господа!