Схима – торжественная клятва, которую приносят монахи, обязуясь соблюдать максимально аскетические правила поведения. Такое же название имеет одежда, в которую облачаются иноки. Существует несколько ступеней для православных монахов. Среди них выделяют Малую и Великую схиму. Когда не упоминают, о какой схиме идет речь, всегда имеется в виду Великая схима.
Малая схима

Всего в православии три ступени монашества. Низшая называется рясофора, уже за ней следуют Малая и Великая схима.
Рясофора в дословном переводе с греческого — это «носящий рясу». Так называют послушника при монастыре. При таком постриге инок обязан читать перечень конкретных молитв, постригать волосы в виде креста. При этом он обычно оставляет свое мирское имя и не приносит специальных монашеских обетов. Послушник ведет подготовку, чтобы принять Малую схиму.
Когда человека постригают в Малую схиму, он уже в обязательном порядке меняет свое имя, приносит обеты нестяжания, послушания, девства. Он получает право на ношение мантии – это длинная накидка в пол без рукавов. Она надевается поверх рясы. Также в облачение такого монаха входит 4-угольный плат, называемый парамана, головной убор клобук, на ногах сандалии.
Великая схима

Это высшая степень аскетичности, возможная в православном монашестве. В этом случае человек идет на абсолютное отречение от мира, отвергая его, чтобы соединиться с Господом. Схимники приносят такие же обеты, но только их форма на порядок строже и безапелляционней. Они принимают еще одно новое имя, увеличивая количество святых, которые становятся их небесными покровителями.
В древние времени схимники на Руси жили отшельниками, так как у них отсутствовала возможность отправиться в пустынную местность, где они не могли бы встретить никого из людей, чтобы посвятить всю свою жизнь одному только Богу.
Схимники приносили дополнительный обет затвора, который заключался в необходимости укрыться в одиночестве от людей. Часто в этом качестве выступала пещера, которая была подобна гробу. В результате они фактически умирали для окружающих, оставаясь один на один со Всевышним. Именно в те времена таких отшельников стали называть монахами Великой схимы. Со временем подобный затвор утратил обязательный характер, условия их жизни смягчились.
Особенности жизни

В монастырях до сих пор схимники находятся отдельно от остальных монахов. Все их послушания – это духовничество и служение литургий. Если схимником становится епископ, он освобождается от обязанностей по руководству епархией. Это же происходит со священниками, которые становятся схимниками.
Их одеяние включает в себя рясу, специальную разновидность парамана, которую называют аналав, головной убор куколь, мантию, пояс, хитон, сандалии.
Как утверждают богословы, Великая схима – вершина монашества, которой можно достигнуть. Говоря о ступенях православного монашества, афонский отшельник Нил Мироточивый отмечал, что те, кто принимает рясофору, записываются в Божье войско. Надевая мантию, человек как бы отправляется в поход, выступает в составе Божьего войска. Принятие Великой схимы – вступление непосредственно в само сражение, когда войска достигают поля битвы. К этому времени монах находится уже в полной боевой готовности.
Для любого монаха пострижение в Великую схиму – особая благодать, важный шаг на пути его служения Богу.
Откуда произошло понятие?

Само слово «схима» происходить из греческого языка, дословно его можно перевести как «образ, вид или фигура». От этого понятие в русский язык пришло слово «схема».
Говоря о монашестве, имеется в виду, что верующий, постригаясь в Малую или Великую схиму, обретает ангельское подобие, так как для окружающего мира умирает, посвящая всю свою оставшуюся жизнь исключительно Господу.
Когда они следуют обетам, которые принесли, то метафорически превращаются в бесплотных ангелов, становясь образами или «схемами».
На 1-м фото — белое священство во время Великого поста, облачение черного цвета. Точнее, протоиерей Димитрий Смирнов, есть и один монах (в клобуке и мантии). Рясофор, а не рясофора…
На первом фото митрополит Воронежский Сергий, рядом епископ Россошанский Андрей. Оба — монахи.
Татьяна, отец Дмитрий не носит белый клобук. Его носят только митрополиты. Поэтому, на фото как раз монашествующие: митрополит, епископ и их иподиаконы.
В этот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сами не знаете какое богатство в вас.
Так и не понял толком в чем отличии малой от великой схимы. Видел на сайте где шьют облачение на заказ схимы, так там схима как великая, но подписана что это малая схима.
Да и рассказали бы еще про то, что нарисовано на схимах. На всех схимах нарисовано разное. Они сами выбирают, что будет вышито на схиме?
Интересно, а какую схиму принимал патриарх Кирилл? Погряз в роскоши, пытается закреплять религию в конституции, с охраной ходит, кого он боится???
автор не совсем осведомлен в информации которую пишет. Например как минимум три епископа принявших схиму мирно руководят епархиями. никуда не уходили и не собираются!