Воздержание в православии – это христианская добродетель, которая проявляется в ограничении самого себя от излишеств, мешающих духовно-нравственному развитию. Выражается воздержание в обуздании плоти, сосредоточении душевных сил на делании, которое приводит к Богу.
От чего следует воздерживаться?

Если говорить о воздержании верующих, то оно заключается в отречении, полном или частичном, от телесных страстей и греховных мыслей. Это состояние достигается тем, что христианин самостоятельно, с Божьей помощью, удерживает себя от тех желаний, которые не дают пользы душе и идут в разрез с Божьими Заповедями.
При воспитании в себе воздержания следует учитывать ряд моментов:
- Воздерживаться нужно не от того, что доставляет радость или удовольствие, а от того, что разрушает душу. В качестве примера можно привести брак. Интимная жизнь в браке благословенна и необходима, а вне брака – является грехом и приносит только беды, быстрые или отсроченные.
- Духовная и телесная жизнь должны гармонично сочетаться в человеке. Если сосредоточение всех помыслов идет только на телесную жизнь, то духовная жизнь невозможна. Полноценно развиваться в духовном плане человеку, думающему только о материальном, невозможно.
Эти два принципа помогут небольшими шагами, с каждым днем, все больше и больше уделять внимание воздержанию, то есть душе.
Воздерживаться нужно не только от лишней еды и грешных плотских отношений. Не меньшей работы над собой потребуют страсть к пустым разговорам и ссорам, накопительство, причем не самых необходимых вещей, развлечениям.
Кажется, все понимают, что эти вещи пустые и вредные для нас, но все равно допускаем их в свою жизнь. Более того, позволяем им брать власть над душой.
Кто поможет?

Что бы не говорили плохого, различные коучи и интернет-тренеры, но в одном они правы. Как любой навык, воздержание невозможно выработать без посторонней помощи. И помощник в этом деле у нас один. Только Святой Дух может построить в нас хорошее. Именно Он способен сказать, что подлинное благо и предназначено для нас. Только благодать Божья действует открыто, а наши страсти – отвергаются с самым решительным настроем.
В 21 веке воздержание крайне непопулярно. Реклама и всё доступное окружение привлекают человека, чтобы он успевал «брать от жизни все». Тем, кто пытается воздерживаться, говорят, что он обедняет себя, упускает что-то важное и живет неполноценно.
Поэтому надеяться на того, кто рядом, можно только в том случае, когда человек понимает, что такое душа и для чего нужно работать над ее совершенством.
Слушать тех, кто не желает соблюдать Божьи заповеди – очень недальновидно и опасно!
Святые отцы о воздержании

Начиная любой труд, стоит найти того, кто объяснит, что и как делать, какие есть опасные моменты. Так же и в воздержании – стоит изучить труды самых аскетичных святых нашей Церкви.
Апостол Павел в послании к галилеянам нашел очень яркий пример. Он сравнивает тренировки атлетов с трудами подвижников. Спортсмены тренируют мышцы, при этом от многого отказываются ради победы в соревнованиях. А верующие тренируют свою душу, отказываясь от вредных привычек и пристрастий. В результате спортсмен получает лавровый венок, который через полгода истлеет. Через год будет новый чемпион и имя старого все забудут. А душа, привыкшая к воздержанию, достигнет Царствия Небесного, ее труд нетленный.
Как к этому прийти?

Для того, чтобы стать воздержанным, сначала не требуется особых усилий. Откажитесь от малого – покупки новой блузки, например. Только той, которая очень нравится и, в то же время, будет лишней в шкафу.
Воздержались, это хорошо. Теперь воспитываем себя – деньги, которые освободились, частично направляем на милостыню, благотворительность, добрые дела. Жалко? Значит, нужно воспитывать себя чаще, пока это не перестанет не нравиться.
Такой способ самовоспитания дает повод присмотреться к тем, кому плохо, кто не по своей воле воздерживается от многого – инвалидам, старикам, больным. И понять, что по своей доброй воле, отказываться от душевредных вещей гораздо легче и проще.
Нужно думать о душе, это несомненно, и современная жизнь показывает, что скоро придется давать ответ за все прегрешения. Воздержание поможет уменьшить их количество.