Десница – это правая рука. Происходит от старославянского слова «деснъ», что означает «правый». Сейчас в современном русском языке это слово устарело и считается архаизмом, но его можно встретить в церковнославянских текстах. В статье разберем, что означает слово «десница».
Значение слова
Словари русского языка приводят значение слова «десница» как «правая рука», указывая, что данный термин относится к архаичным, книжным, является славянизмом и происходит от старославянского деснъ – «правый». В противоположность ему приводится «шуйца» – левая рука.
Более глубоко объясняет его смысл Библейская энциклопедия 1891 года. Здесь десница символизирует Божье могущество и силу. Истоки такого толкования находятся в Священном Писании.
Употребление в Библии
В Ветхом Завете не раз упоминается десница Бога. Так, псалмопевец царь Давид все Его деяния приписывает именно правой руке, которая не карает, а напротив, является символом счастья. Он говорит прямо: «Блаженство в деснице Твоей!».
В Книге Царств указывается, что особой чести сидеть по правую руку от хозяина у иудеев удостаивались лишь самые почетные гости. Если это выражение касается Господа, то подчеркивается Его особая высота и достоинство.
Кроме того, в Библии существовало и переносное значение этого слова – в то время как шуйца означала холодный север, десницу ассоциировали с теплым югом. Древние иудеи клялись именно правой рукой (Книга пророка Исайи), поэтому апостол Павел в Послании к Галатам упоминает ее как символ дружбы.
А всего в Библии содержится двадцать пять упоминаний слова «десница».
Десницы святых в православии
В Православии с первых веков существования церкви установился обычай почитания мощей – останков святых. По разным причинам далеко не всегда удавалось сохранить тела мучеников полностью, поэтому их раздробляли, некоторые из них помещали в антиминс (особый плат), на котором служили Литургию.
Особым почитанием всегда пользовались глава и десница святого. Судьба святынь, тесно переплетаясь историческими событиями, порой складывалась очень непросто – их прятали от осквернителей, перевозили из одной страны в другую.
Иоанна Крестителя
Около двух тысяч лет путешествует по свету одна из главных святынь христианского мира – десница Иоанна Предтечи. Вскоре после его мученической кончины жители города Севастии похоронили пророка, но евангелист Лука обратился к ним с просьбой забрать останки Крестителя.
Севастийцы отдали ему лишь десницу, которую апостол перенес в город Антиохию, где она бережно сохранялась 900 лет. Антиохия неоднократно подвергалась набегам мусульман, и однажды они унесли ее с собой. В Х веке удалось забрать святыню у турок, и доставить сначала в Халкидон, а затем – в храм святой Софии в Константинополе, где она находилась до падения города в 1453 году.
Туреций султан-победитель, захвативший власть, отдал десницу рыцарям Мальтийского ордена, которые берегли ее до 1798 года, пока Наполеон не захватил остров Мальту. Чтобы спасти реликвию, ее передали в Санкт-Петербург, под покровительство императора Павла I – одного из рыцарей этого Ордена.
В России в богатом ковчеге хранили десницу пророка попеременно в Гатчине, Санкт-Петербурге и в Москве. Так продолжалось до того момента, пока не началась Октябрьская революция.
Спасая святыню от поругания, ее передали императрице Марии Федоровне в Данию, а в 1928 году, после ее кончины, – митрополиту Антонию (Храповицкому). В качестве хранителей святыни он избрал королевскую семью Карагеоргиевичей в Белграде. Однако начавшаяся Первая Мировая война вновь заставила скрывать реликвию от очередных завоевателей – ее передали в один из отдаленных монастырей.
Тем временем в Югославии, в состав которой вошла Сербия, установилась советская власть, и в 1951 году местные чекисты отняли ковчег, поместив его в музейное хранилище. Обнаружен он был лишь в 1993 году в Богородице-Рождественском монастыре города Цетина, исторической столице Черногории.
В 2006 году ковчег с десницей Иоанна Предтечи побывал в России – это событие вошло в историю Русской церкви. Святыне смогли поклониться жители одиннадцати крупных городов нашей страны.
Святого Спиридона Тримифунтского
Хранителями мощей святителя Спиридон Тримифунтского на протяжении почти 570 лет являются жители греческого острова Корфу (Керкира). В традициях этой страны не принято разделять мощи святых, однако, в данном случае правило было нарушено, но до сего дня неизвестно, при каких обстоятельствах это произошло.
Последние годы жизни святитель был епископом города Тримифунта, поэтому после мирной кончины в 348 году его похоронили именно там. Три века христиане поклонялись святыне, пока во время османского нашествия не пришлось отправить мощи в Константинополь.
При перевозке тела святителя Спиридона в Константинополь в VII веке обнаружили, что мощи находятся в удивительной сохранности. Они и сегодня сохраняют нормальную температуру человеческого тела, на котором продолжают расти ногти и волосы. Кроме того, вес мощей приблизительно соответствует весу мужчины подобного роста.
Минуло еще почти 800 лет, и после разгрома Константинополя в середине XV века саркофаг с телом перевезли на Корфу, а правая рука оказалась в отдельном ковчеге. Несколько десятков лет он передавался от одного человека к другому, пока не был обнаружен в Риме на рубеже XV и XVI веков. Около 400 лет реликвию сохраняла Римско-Католическая церковь, но в 1984 году ее вернули на Корфу.
Периодически ковчег с правой рукой святого Спиридона путешествует по свету. Так, в 2007 и 2018 году он побывал в двенадцати епархиях Русской Православной церкви.
Мученицы Татианы
К деснице святой Татианы, принявшей мученическую кончину в 226 году, жители России могут приложиться, не покидая пределов нашего государства – она находится в Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря.
История перемещений этого ковчега также отмечена событиями, связанными с войнами и историческими катаклизмами. До 1917 года святая десница хранилась в домовой церкви Зимнего дворца в Петербурге, а позднее – в Царскосельском дворце.
После революции реликвию удалось выкупить у большевиков, и она попала к иеромонаху Владимиру (Москвитину), а тот, в свою очередь, передал ее двоюродному брату – архимандриту Иоанну (Крестьянкину), который жил в Псково-Печерском монастыре.
О том, как десница мученицы попала в Зимний дворец повествует архимандрит Леонид (Кавелин), церковный историк и богослов XIX века. В его рассказе, посвященном подмосковному Ново-Иерусалимскому монастырю, говорится, что в 1691 году великая княжна Татиана Михайловна пожаловала в обитель «сию святую длань…в вечное утверждение неподвижно».
Несмотря на указание великой княжны, Екатерина I, «повелела умножить и возобновить и, яко же зрится». Поэтому в ковчежце осталась рука без указательного пальца.
Святого Георгия Победоносца
Этот святой воин, живший в III веке в Римской империи, тоже принял мученическую смерть. Несмотря на то, что от нас его отделяют 17 столетий, память о нем бережно сохраняют христиане.
По преданию, его похоронили в городе Лидда, и над могилой воздвигли церковь. Меч славного воина, как и его глава, хранятся в римской базилике, а правая рука – на святой горе Афон, в монастыре Ксенофонта.
В 2015 году ковчег с десницей святого мученика Георгия был доставлен в нашу страну, и побывал во многих городах России.