Дружба Серафима Саровского с медведем — правда или выдумка?

Преподобный Серафим Саровский, основатель Дивеевской обители, это один из самых любимых и почитаемых русских святых. Его жизнь в отшельничестве окутана таинственностью и изобилует многими, не доказанными эпизодами. Хотя к старцу не зарастала тропа жаждущих духовного окормления, исцеления и даже просто любопытных, но большую часть времени он проводил в одиночестве, молитве и размышлениях.

Жизнеописание Серафима Саровского

Серафим Саровский и медведь
Фото: Flickr.com

Сам преподобный Серафим не оставил письменных трудов. Его проповеди и наставления записаны духовными детьми и учениками со слов святого. Конечно, это накладывает отпечаток на их достоверность и точность интерпретации. Ведь сказанное святым каждый человек понимал в меру своей духовной грамотности и зрелости.

Такие искажения были характерны для людей малограмотных, духовно не развитых, которые не видели великого подвига в непрестанной молитве, а вот то, что старец дружил и разговаривал с животными – это для них было дивно!

Великое почтение и уважение к аскетическому образу жизни праведника вызывало у людей желание приукрасить подвиги и чудеса, которые творил святой отшельник. Одним из таких чудес люди считали дружбу старца с медведем.

Был ли медведь?

Серафим Саровский кормит медведя
Фото: Flickr.com

Ученые, биографы и богословы, которые занимались жизнеописанием праведного Серафима Саровского, основывались на имевшихся к времени их работы эпизодах. И одним из таких описаний было свидетельство послушницы Матроны Плещеевой.

Девушка жила в обители, была послушницей при монастыре. Но суровая жизнь среди монахинь не стала ей нравиться, юная Матрона впала в уныние и хотела покинуть обитель. Тогда Серафим пригласил ее для беседы в свою лесную келью. Подсказав ей, какие молитвы нужно читать, когда пойдет через лес, он ожидал девушку у камня, на котором, по преданию, молился. А рядом с ним стоял огромный медведь. Матрона сначала испугалась зверя, но святой старец махнул рукой и зверь ушел в лес. Через некоторое время, когда закончилась их душеспасительная беседа, медведь снова пришел и лег у ног отшельника.

Этот случай был рассказан девушкой и записан современниками. Но так ли близко был медведь, как казалось напуганной девушке, или он, по обыкновению, вышел к огороду и пасеке отца Серафима, это остается неизвестным.

Разумеется, те факты, которые изложены в официальном житии Серафима Саровского, принятом Церковью после его канонизации, сомнению не подлежат. Тогда все факты, которые вызывали сомнения, отфильтровывались. Оставались лишь документально доказанные эпизоды.

И именно там, в официальном житии, указывается на то, что очевидцы видели, как старец кормил медведя сухариками с руки. После этого зверь спокойно удалился в лес.

Поэтому стоит считать, что факт близкого общения Серафима Саровского с медведем имел место и не относится к домыслам и фантазиям современников.

Но главное чудо – не в этом

Икона Серафима Саровского
Фото: Izborsk-nikola.ru

Для нас, православных христиан важно не то, что святой совершал чудеса. Этой способностью, даром чудотворства, его одарил Господь. Но, чтобы получить такой дар, купеческий сын Прохор прошел огромный путь, полный любви к Богу, отказа от земных удовольствий, аскетизма, непрестанного молитвенного труда. Оставив общество с его соблазнами, теперь уже монах, Серафим, тысячи дней и ночей молился о всех, кто остался в миру. И этот путь он прошел сам, по собственной воле, не в силу обстоятельств или чудес.

А это значит, что каждый человек, полюбивший Бога больше, чем себя, может пройти такой же путь, обретя святость и способность творить чудеса. Чистая, непорочная душа и мысли – вот главное чудо, сотворенное Серафимом Саровским самим с собой.

Именно это мы должны считать удивительным. А медведь – это не главное…

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (12 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Сергей

    19 век богат на мистификации. Создано много легенд. И даже в серьезном богословии того времени видна потеря глубины, апеллирование к психологическим рефлексиям, а не к реальным примерам и образам. Предпочитаю православные книги 18 и 20 веков, они яснее, глубже и конкретнее. Кстати, по духу, а не по стилю А. С. Пушкин тоже ближе к 18 веку.

Добавить комментарий