Экзорцизм – это изгнание нечистой силы или бесов из человека. В статье расскажем о понятии экзорцизм, как происходит отчитка, как РПЦ относится к этому.
Понятие экзорцизм
Термин «экзорцизм» имеет греческое происхождении (ἐξορκισμό), и на русский язык дословно переводится как «связывание клятвой». Говоря про экзорцизм простыми словами, можно сказать, что это молебен по изгнанию бесов. Подобные практики существуют в разных религиях. Например, в исламе изгоняют джинна, в иудаизме – дибукка.
В иудаизме экзорцизм имеет несколько иное значение, чем в других авраамических вероисповеданиях. Здесь под дибукком понимается не бес, а душа грешника, которая не может покинуть этот мир и поселяется в другом человеке. Поэтому для совершения обряда приглашается праведник, который в присутствии десятерых мужчин читает заупокойные молитвы. Таким образом, страдающий освобождается от источника мучений.
Экзорцизм в христианстве
В первые века существования христианства изгнание духов тьмы если не было широко распространено, то во всяком случае практиковалось. Оно было самым тесным образом связано с Таинством Крещения и Исповеди. Предполагалось, что в этот подготовительный период человек прилагает значительные усилия, чтобы очистить свое сердце от страстей: жадности и зависти, блуда и злобы и др.
В Древней Церкви к Крещению готовили очень серьезно и длительно – порой по нескольку лет. Первым этапом было оглашение, затем люди проходили обучения в специальных школах. Поэтому молитв отречения от дьявола, которые содержатся в чинопоследовании Крещения, считалось вполне достаточно, и дополнительное бесогонство не приветствовалось.
К III веку церковные постановления запрещают проводить отчитки, объясняя это тем, что столь важный подвиг под силу лишь людям, на которых почивает «благодать… явная всем». А еще через два века церковные историки вообще перестают упоминать об этом.
Между тем, подобная практика в церкви все же существовала. Наиболее опытные священники, ведущие аскетический образ жизни – как правило, монахи – помогали людям освободиться от насилия демонов.
В Католической церкви и сегодня существуют два вида экзорцизма: малый, который включается в чинопоследование крещения, и большой, представляющий собой последовательные действия священника-экзорциста. Он состоит из нескольких этапов:
- дуновение;
- возложение рук;
- положение в рот специальной соли;
- помазание освященным елеем ушей и носа;
- плевок в сторону сатаны.
Перед выполнением этих действий экзорцист молится, а затем вступает в диалог с нечистой силой, всячески оскорбляя ее и вынуждая выйти из страдающего человека.
Отчитка в православии
В Православии экзорцизм в той или иной степени тоже практиковался на протяжении всей истории церкви. В конце ХХ века после того, как в нашей стране стала возрождаться Русская Православная церковь, появилась так называемая «мода на экзорцизм». Отношение к этому явлению очень неоднозначно. Например, профессор Московской духовной семинарии и академии Алексей Осипов призывает проявлять по отношению к нему большую осторожность.
Он напоминает о том, что те немногочисленные христианские святые, которые изгоняли из людей падших духов, вовсе не практиковали никаких ритуалов или заклинаний. Они «просто» молились о человеке и призывали его к участию в церковных Таинствах: Крещении, Исповеди и Причащении. Мнение профессора Осипова разделяет большинство современных богословов.
Стоит обратить внимание на воспоминания иеросхимонаха Валентина (Гуревича), насельника Донского монастыря в Москве. В них он приводит слова архимандрита Псково-Печерского монастыря Адриана (Кирсанова), который, имея на то благословение епископа, занимался отчитками. Уже в конце жизни старец пришел к заключению о том, что «вся его деятельность по отчитке бесноватых была напрасна». Возможно, это высказывание было несколько категоричным, но он, вероятно, имел в виду, что «механически», только благодаря внешнему воздействию, помочь человеку нельзя, если он сам не стремится к Богу.
Примеры изгнания бесов в Священном Писании
Новый Завет содержит немало примеров изгнания бесов из людей. Евангелист Матфей описывает, как почти отчаявшийся отец привел к Спасителю сына-подростка, который с детства каждый месяц, когда наступало новолуние, бросался в огонь или воду, причиняя себе увечья. Автор Евангелия обращает внимание на то, что раньше отец отрока-лунатика уже обращался к ученикам Христа, но они не смогли помочь. С этой задачей справился лишь сам Спаситель. Причина неудачи заключалась в том, что апостолы в тот момент еще не приняли на себя благодать Святого Духа.
Еще более ужасающий образ создали евангелисты Матфей и Лука. Один (по другой версии, два) из персонажей Евангелия настолько был мучим бесами, что практически окончательно потерял себя. В одиночестве он жил в гробницах, не носил одежды, пугая окружающих своим видом и поведением: «кричал он и бился о камни». В текстах делается акцент и на удивительной физической силе: одержимый с легкостью разрывал железные цепи, которыми его связывали.
Евангелисты подчеркивают особенность поведения бесноватого: сначала он подходит к Христу с почтением, а затем начинает грубо разговаривать с Ним. Таким образом, становится очевидна раздвоенность личности одержимого человека.
Из дальнейшего повествования мы узнаем, что руководил несчастным целый легион нечисти. В римской армии такое подразделение насчитывало до шести тысяч воинов, но даже если это лишь метафора, все равно количество темных сил, которые мучили человека, было неисчислимо. Спаситель вступает в диалог с этим легионом, и позволяет бесам вселиться в свиней, которые тут же бросаются в море с обрыва.
Пример изгнания беса из женщины, которая восемнадцать лет не могла распрямиться, приводит евангелист Лука. Характерно, что Спаситель видит причину ее состояния не в телесном недуге, а в одержимости – Он прямо говорит, что ее «связал сатана». Интересно, что событие происходит в синагоге, то есть больная, несмотря на свою немощь, все же стремилась к Богу, но ей и в голову не могло прийти обратиться к Христу за помощью – Он сам подозвал ее и исцелил.
Иисус Христос изгонял демонов отнюдь не только из представителей того народа, к которому принадлежал сам. В этом отношении удивителен случай заочного избавления от бесовской одержимости девушки по молитвам ее матери-язычницы, который произошел в Финикии. Здесь Христос будто медлит с ответом, испытывая веру женщины. Но в ответ на глубокое смирение матери, припавшей к Его ногам, дочь исцеляется полностью даже без личного присутствия Спасителя.
Авторы Нового Завета еще не раз упоминают о тех признаках, которыми бесы проявляли свое присутствие в человеке. Они могли:
- вызывать немоту;
- говорить «через человека»;
- ослеплять;
- принуждать к членовредительству;
- заставлять человека ходить нагим;
- становиться причиной помешательства рассудка.
Если внимательно вчитаться в священные тексты, то станет очевидно: случаи одержимости чаще всего встречались в тех районах, где люди находились под влиянием язычества – большинство одержимых были жителями Галилеи. Эту северную область Палестины, населенную разными племенами, еще ветхозаветный пророк Исайя называл «Галилея языческая» – здесь иудеи поколение за поколением жили в тесном соприкосновении с идолопоклонниками. Именно туда идет Христос, чтобы помогать одержимым, а через это – проповедовать свое учение.
Тема влияния демонов продолжает присутствовать и в книге «Деяния апостолов». Из нее мы узнаем, что одержимые жили в Самарии, Филиппах и Ефесе – там, где значительную роль играли языческие культы. В это период апостолы, уже имеющие на себе благодать Святого Духа, могли исцелять людей даже своей тенью.
Рассматривая примеры бесогонства, нужно обратить внимание на то предупреждение, которое делает Спаситель. В Евангелии от Матфея Он говорит, что изгнанный бес стремится вернуться обратно. Если он обнаружит «свой дом… незанятым», то приведет с собой семь других духов, и ситуация становится намного хуже, чем была вначале.
В XVII главе Евангелия от Матфея Иисус Христос прямо говорит: «Сей род изгоняется только постом и молитвой». Этим он подчеркивает – демоны должны изгоняться не только извне, но и сам страдающий призван участвовать в этом, работая над своим душевным устроением.
Позиция РПЦ об экзорцизме
Тема отчиток обсуждается не только в среде ученых-теологов. В начале 2000-х годов на эту тему даже выходил ряд постановлений Священного Синода. В настоящий момент издан проект нового документа, содержащего официальную позицию по этому поводу, и с 25 августа 2022 года он находится на обсуждении в приходах.
В чем же причина столь осторожной оценки экзорцизма, ведь, казалось бы, цель отчитки – помощь страдающим? Проблема заключается в том, кто именно проводит этот молебен, и как воспринимает его сам одержимый.
Священники, как известно, вовсе не безгрешны. Так же как все люди, они порой бывают подвержены влиянию страстей – тщеславия, самообольщения, стяжательства и т. п. Именно это побуждает создавать пиар вокруг собственного имени, который приносит немалый финансовый доход – недаром церковные власти законодательно запретили брать деньги за отчитки.
Однако если бы не было «спроса», не родилось бы «предложение». Нередко люди, страдающие разнообразными расстройствами, и их родственники сами ищут «особых» батюшек, которые, прочтя «сильные» молитвы прогонят злых чертей, и человек безо всяких усилий со своей стороны станет здоров, весел и благополучен, будто принял «таблетку счастья». Совершенно ясно, что это ложный и очень опасный путь.
Заключение
Экзорцизм как таковой вовсе не означает, что одержимый окончательно избавится от воздействия демонов, если сам он не стремится очистить душу от страстей. Только в том случае, если человек будет прилагать усилия к тому, чтобы, по словам Спасителя, место изгнанного беса не заняли семь худших, он по-настоящему сможет исцелиться.
Безусловно, опытный духовник в состоянии помочь страдающему. Священник действует подобно «обычному врачу», который облегчает состояние больного только при условии его собственного участия. В духовной жизни ситуация очень похожа, поэтому свой внутренний дом, о котором говорил Христос, нужно очень беречь. Всем известна пословица: «Свято место пусто не бывает», – однако, не менее справедливо и другая мысль: пусто место тоже не бывает свято.