Геенна — символ Судного дня в христианстве и иудаизме, в исламе приравнивается к слову «ад». В историческом смысле Геенна это долина неподалеку от Иерусалима, где израильтяне стали заниматься идолопоклонством, а позднее превращенная в свалку нечистот. Смрадный чад, который шел оттуда, стал для людей символом всего ужасного и отвратительного, практически – ада.
Что значит слово геенна?
Происхождение слова «геенна» имеет два корня – «ге-гинном», что обозначает на иврите указанную выше местность, и «γέεννα», что по-гречески значит огненная.
Таким образом, у фразеологизма «геенна огненная» есть два смысла: конкретная местность и ад.
Долина Енном
Любой верующий человек трудится ради того, чтобы избежать страшной участи – попадания в «геенну огненную». Ведь именно туда, как следует из писания, будут помещены все грешники. Но мало кто знает, что это место существовало в реальности, имело свое место на карте мира и свидетельства в книгах. Память человечества сохранила страшные факты реальности и страх перед геенной преследует людей на протяжении тысячелетий.
«Библейская энциклопедия» рассказывает о том, что на южной окраине Иерусалима в древности существовала небольшая узкая долина. Ее называли Енном (Ге бен Хинном по-еврейски). Когда в 8 веке в иудее начал править нечестивый царь Ахаз, то он вынудил людей забыть Единого Бога и верования своих предков. Иудеи стали предаваться блуду и греху, а затем поклоняться языческим богам. Культы были направлены, именно на то, чтобы иудеи отреклись от веры, а цель была – обогащение узкой группы вокруг правителя Ахаза. Царь установил в долине Енном идола Ваала и стал поклоняться ему.
На протяжении долгих 16 лет правления Ахаза люди были одурманены язычеством и, как зомбированные, шли на поклон к Ваалу, принося ему в жертву самое жуткое подношение – собственных сыновей. Они несли малышей в Ге бен Хинном и сжигали их в теле идола Молоха, которое имело вид специальной печи. Эта жертва называлась по-еврейски мелех, а по-финикийски молох.
Страшный Молох уносил детские жизни, а для того, чтобы крики умирающих мальчиков не тревожили горожан в Иерусалиме, в Енноме всегда играли музыканты на громких инструментах, заглушая вопли жертв. Запах горелых человеческих останков, дым молоха, какофония звуков – все это делало местность самым настоящим подобием ада. Кроме кровавых людских даров, здесь же закалывали животных, чтобы тоже передать ненасытному Ваалу.
Когда чаша Божьего терпения была переполнена, царь Ахаз внезапно умер 36 лет от роду, но последствия его идолопоклонства и развращения собственного народа были ужасны – иудейское царство было разрушено, а на месте Иерусалима, прекрасного города, образовалась пустыня.
А в долине Енном продолжали сбрасывать трупы казненных, животных, нечистоты и мусор. Чтобы разлагающиеся трупы не вызвали эпидемию, их начали сжигать. Дым от костров, которые горели день и ночь, распространялся по ветру, вызывая у людей отвращение и ужас. Удушливый смрад от разложившихся и горящих человеческих тел, поедаемых червями, копошащиеся среди них преступники, которые в качестве наказания выполняли эту работу, вызывали у любого человека самые страшные ассоциации. Так и стала долина Ге бен Хинном «геенной огненной», воплощением ада.
Ад
Место ужаса и отвращения для евреев и символ вечных мук человеческой души, не раскаявшейся в грехах, для христиан, вот что такое описанная «геенна огненная». По словам Евангелия от Марка, это место, где «червь не умирает и огонь не угасает».
В то же время, синонимизировать слова «ад» и «геенна огненная» нельзя. Это разные места по значению.
Ад – это то место, где душа грешного человека ожидает Страшного Суда, имея еще надежду на прощение и спасение. А геенна огненная, это та страшная участь, которая ожидает тех, кто не покается и не заслужит своей земной жизнью райского блаженства.
В книге Откровений сказано:
«Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет…» (Иер. 31:31)
Скорее всего, речь идет именно о геенне.
Священник Николай Гурьянов в своих трудах указывает на то, что, по логике вещей, сжигание тел усопших в крематориях несет в себе символику тех жертв, что приносились язычниками в долине Енном. Конечно, это очень спорное утверждение, но христианство не поощряет кремацию, следуя сложившимся церковным традициям.
Геенна огненная в Библии
Упоминания о страшном месте встречаются не только в Новом Завете. Пророчества о ее появлении есть и в ветхозаветных книгах.
В Ветхом Завете
В Книге пророка Иеремии 7:31 говорится о том, что
«… Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом…» (Иер.31:32)
Также Иеремией пророчествуется о том, что это место после Божьего суда над Иерусалимом будет называться «долина убиения» из-за того, что там уже не будет места для того, чтобы погребать мертвецов.
В Новом Завете
Геенна упоминается в Новом Завете 11 раз. При чем, в Нагорной проповеди Иисус Христос называет ее именно «геенна огненная». Используется это слово именно в том контексте, как воспринимают современные люди – ад, место нескончаемых мучений, страшная участь. Господь употребляет это слово в основном в предупредительном, воспитательном плане. Он желает возбудить совесть у людей, внушить им страх перед Гневом Господним, призвать к безгрешной жизни.
Геенна огненная в православии
Православными людьми геенна огненная воспринимается, как объединенное понятие ада и места вечных мук. Ведь не каждый, к сожалению, знает, что такое Страшный Суд, и как к нему должны готовиться.
Есть православные иконы, например, греческого иконописца 16 века Клонцаса, на которых она написана. Геенна виделась иконописцу, как озеро огня, в которое течет огненная река, а также как ненасытное чудовище. В ней мучаются не только грешные люди, но и бесы. Ведь ад создан не для людей, а для сатаны и его приспешников. Люди, которые уподобляются бесам, идут туда, где им уготовано место. Но икона является символическим изображением. Образы огня и серы это скорее муки совести, сжигающие душу, а также муки сожалений о том, что можно было поступить по-иному, но уже ничего не вернуть. Эти муки самые страшные.
Святые отцы православной церкви определяют это место, как место для мучений дьявола и людей, которые не поверили во Христа и жили неправедно.
То есть, геенны нужно бояться, но не впадая в панику и опуская руки. Нужно становиться лучше, добрее, чище. Любовь к людям, милостыня, добрые дела, покаяние в совершенных грехах способны спасти любого христианина от вечных мучений. Не стоит откладывать этих дел, ведь неизвестно, сколько каждому отмерено минут, часов, дней, лет в этом мире.
И никогда не стоит желать кому бы то ни было «гореть тебе в геенне огненной». Это сродни проклинанию, то есть является смертным грехом. Ведь за каждого из ныне живущих людей, каким бы ни был кто-то из них грешником, Спаситель заплатил страшную цену – отдал свою жизнь. Только Господь знает все дела, слова и мысли каждого человека и только Ему дано судить людей.