Гностицизм — что это такое?

Гностицизм – это собрание религиозных идей и учений, соединявших элементы и мотивы Ветхого Завета, мифологии и некоторых раннехристианских учений. Он был распространен в I веке после Рождества Христова, как попытка воплощения новой реальности в мифологической форме. Этим учением были увлечены иудейские и ранние христианские секты.

Основы гностицизма

Гностицизм

Термин «гностицизм» происходит от греческого слова γνωστικός, что означает «обладающий знанием». Последователи этого философского учения не отрицали веру в бытие Бога, но выше ее они ставили постижение пути, по которому можно достичь непосредственного познания (отсюда «гнозис» или «гносис») Бога и даже непосредственного общения с ним.

Как часто бывает в сектантских учениях, оно замешано на капле правды, ссылается на авторитетнейшие источники и разбавляется огромным количеством ложных постулатов, целей и способов их достижения.

Так, слово гнозис было употреблено апостолом Павлом, как глубокое проникновение в пути Господни при стремлении к искуплению грехов. Он использовал его в послании к коринфянам, подразумевая изучение Божьих заповедей. Но смысл гнозиса в учении христианского гностицизма имеет совершенно иное значение.

Последователи гностической философии считали, что личное духовное познание важнее и дает большую пользу человеку, чем ортодоксальные учения, традиции, а также решения религиозных институтов. Они отделяли материальное, как созданное злобным меньшим богом, от духовного, которое, по их мнению, создано высшим Божеством.

Для спасения, согласно этому учению, необходимо достичь прямого познания Верховного бога. Форма познания – мистика или эзотерика, достигается путем иллюзии или просветления.

Гностическая философия

Таким образом, вопреки заветам Господа нашего Иисуса Христа, который завещал верующим быть бесхитростными, как дети, последователи гностицизма в христианстве не довольствовались такой простотой. Они стремились сделать свое учение более глубоким, доступным не всем и каждому, а только определенному кругу лиц. Гностики использовали аллегории, символические толкования и осмысление мифов. Они считали, что их система представлений дает особое «знание», которое возвышается, главенствует над простыми и наивными мыслями и верованиями большинства христиан. Тех, кто понимает учение Христа буквально и не размышляет над религиозно-мифологическими верованиями, эти философы считали недостойными спасения и постижения Бога.

Полагая, что только у них, у гностиков, есть сакральные знания, остальное человечество, по их мнению, относилось к низшему сословию.

Особенностями теории гностицизма являются следующие постулаты:

  1. Вера в то, что спастись можно только путем интуитивного достижения Знания.
  2. Идея Плеромы. Она заключается в том, что якобы Иисус Христос был представителем небесных духовных сущностей, которые именуются эоны. Объединение эонов называется Плерома. Эоны передают людям тайные знания, гнозис, которые позволяют соединиться с Плеромой. Это и есть спасение.
  3. Концепция Демиурга. Демиург – одна из ключевых фигур гностицизма. Это некий отрицательный персонаж, «злое божество», которое сотворило материальный мир, наполненный грехами, бедами и несовершенством. Злое начало Демиурга, конечно, противопоставляется доброму началу Бога, сотворившего духовный мир. Таким образом, полностью отрицается Бог-Творец, который сотворил мир. Все, что в материальном воплощении имеет вид совершенного и прекрасного, полностью выпадает из теории гностицизма.
  4. Докетизм – еретическое учение, являющееся одной из основ гностицизма, которое полностью отрицает реальность вочеловечения Иисуса Христа, его страданий, воплощения, а значит воскресения. Иллюзорность материи, которая предлагается докетизмом, настолько бездоказательна, что вызывает недоумение своей детской непосредственностью.

Если определять гностицизм простыми словами, то главным для всех гностических систем можно назвать противопоставление духовного и материального. То есть, мир живет во зле, а зло никак не могло быть сотворено Богом. Значит, по их мнению, мир был сотворен злой силой, то есть, вышеописанным Демиургом. При этом Высший Бог, который создал духовный мир, сочувствует людям и посылает к ним своих агентов (пророков, Иисуса Христа), которые готовы научить человечество способам освобождения из-под власти Демиурга. В результате получения таких знаний, мир и Высшее божество воссоединяются, примиряются и наступает всеобщая гармония. Бытие людей на земле конечно и относительно. А бытие занебесного мира абсолютно и бесконечно.

Но все человечество при этом, конечно, не спасется. Спасутся только те, кто будет обладать духовным элементом, полученным от посланника. Причем круг этих лиц, принадлежащих к высшей сфере, определен изначально.

Таким образом, гностики стремились к достижению особого, высшего знания. Но при этом они считали, что знание не относится к материальному миру. Значит, его обладатели имеют особую степень свободы от общества. Они не подчиняются никаким запретам, в том числе социальным, правовым и нравственным. Очень удобная философия, которая ведет к оправданию самых страшных грехов. Иоанн Златоуст говорил о последователях этой ереси, что они губят не только себя, но и всех, кто им поверил.

«Для них (готовятся) узы, слёзы, скорби и вечные мучения, а для нас — участь ангельская, блистательные светильники и главнейшее из всех благ — общение с Женихом… ни Маркион, ни Валентин, ни Манес не удержались в (пределах) такой умеренности; ибо в них говорил не Христос, щадящий овец Своих и полагавший за них душу Свою, но человекоубийца, отец лжи (Иоан. 10:11; 8:44). Посему, они погубили и всех поверивших им, здесь обременив их бесполезными и невыносимыми трудами, а там увлёкши вместе с собою в уготованный для них огонь» (Иоанн Златоуст. О девстве // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Книга первая. Том первый.)

Происхождение гностицизма

Апостол Петр и Симон Волхв

Условиями для возникновения гностицизма было культурно-политическое смешение религиозных и национальных факторов древнего мира. Начиная от персидских царей, оно было дополнено македонянами, а затем завершено греками и римлянами с их обширной мифологией.

Кроме общих условий в развитии гностицизма, конечно, решающую роль играла оригинальность и сила мысли основателей и распространителей этого философского течения. Какие цели ими преследовались, чем руководствовались древние философы, невозможно определить. Но то, что эклектика из древних верований, мифов, преданий, позволяла строить довольно устойчивые, по тем временам, теории, это — несомненно.

Первый период гностицизма относят к концу I века. Считается, что в известных источниках первым гностиком был Симон Волхв, маг или чародей Востока. Он приписывал себе силу совершать чудеса, поэтому имел определенный авторитет.

В Иудее гностицизм проповедовали лжеучители, которых порицает апостол Павел в своем Послании к колоссянам. Они были опасны тем, что не отрицали Мессию Иисуса Христа, но при этом отвергали его человеческую природу и считали Господа всего лишь ангелом, посланным к людям. В I веке, когда Церковь только вставала на ноги, такое учение было опасно и уводило людей от истинной веры в гностические дебри.

Во II веке гностицизм достиг своего расцвета. Теории множились, сходились и расходились во мнениях, приобретали и теряли последователей. Основатели течений давали простор своей фантазии, порой, не задумываясь о достоверности и фактической стороне своих доктрин.

Священномученик Иларион (Троицкий) живо и образно описывает вакханалию, творящуюся в то время:

«Гностицизм – это было какое-то удивительное сплетение обрывков эллинской философии с мифами и мистериями восточных культов, такое сплетение, что даже и ученые специалисты затрудняются его распутать и часто склонны бывают объявить совершенно безнадежным вопрос о происхождении гностицизма и вопрос о классификации гностических систем. Гностических учений было множество. Древнецерковные полемисты сравнивают гностицизм с чудовищем, подобным Лернейской гидре, у которой на месте отрубленной головы вырастало две новых, и говорят, что гностические системы появлялись, как грибы. Более снисходительные ко всем вообще еретикам современные ученые разнообразие гностических систем уподобляют причудливым очертаниям вечерних облаков, освещенных прощальными лучами заходящего солнца. Гностиков сравнивают с масонами. Они искали таинственного откровения; глубины гносиса»

В середине III века золотой период гностицизма закончился. Стало очевидно, что Церковь не признает ни одно из еретических учений, многие из которых полностью дискредитировали себя безнравственностью и распущенностью, странной даже для древнего мира. Тем не менее, возникнув в Египте, эта философия достигла Сирии, Восточной и Западной Европы и самых отдаленных христианских областей.

Самое невероятное состоит в том, что в 21 веке появляется часть общества, желающая возродить это невероятное, нелогичное и фантастическое учение, позволяющее оправдывать самые страшные и безбожные дела и поступки.

Классификация гностических учений

Книга Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним

Классификация гностических систем может быть самой разнообразной, в зависимости от степени проявления своего характера. Но неполнота источников, характеризующих теории, а также роль личной интерпретации и фантазии основателей течений, допускают ее относительность.

Можно выделить три главных ядра гностицизма:

  1. Группа, которая характеризуется скрытым и смягченным противоречием между высшим Божеством и материальным миром. Абсолютное и конечное, по мнению представителей этого ядра, не конфликтуют между собой, а вынужденно расходятся из-за ненамеренного отпадения мира от божественной полноты. Но в результате мир и Бог не воссоединяются, поэтому гностицизм проявляется во всей силе. Творец материального – Демиург – полностью отделен от Божества, но при этом представляется не злым, но ограниченным в своих возможностях существом. К этой группе относится египетский гностицизм, богатые по содержанию системы Платона и Аристотеля, а также их многочисленные школы.
  2. Вторая группа – космогония. В данном ядре философы признают мир прямо антогонистичным произведением противоборствующих сил. Постоянная война материального и духовного. То есть, созданный материальный злой мир и бестварный духовный мир добра. К этой группе относятся сиро-халдейское учение, последователи Симона Волхва и его ученика Менадра. Они были почитаемы в Сирии, как якобы посредники между занебесным Богом и людьми.
  3. Малоазийский гностицизм. Он характеризуется антитезой не космогонической, а религиозной. То есть, противопоставляются друг другу не злое и доброе творение, а злой и добрый закон. Получается, что ветхозаветное начало вступает в антогонизм с евангельскими заповедями. Формальная правда противопоставляется заповеди любви. Представителями этой группы можно назвать римского христианского философа Маркиона. Он не является чистым гностиком, так как не ставил во главу своего учения познание. Он полагался на веру и Евангелие. Тем не менее, учение Маркиона не было обоснованным, так как он отрицал преемственность заветов.

До 50-х годов 20 века гностики были известны только по трудам отцов Церкви, в которых велась полемика и осуждение этой ереси. Но в 1945 году в Египте неподалеку от Луксора при раскопках были обнаружены коптские гностические тексты, которые находились в большом глиняном сосуде вблизи библиотеки Наг-Хаммади. Эта находка дала огромный пласт ранее не известных имен и трактатов, который позволили расширить историю становления христианства, сделал его еще более основательным, непоколебимым и истинным. В этих документах нашло подтверждение само явление Господа на Землю, его Воскресение и Вознесение.

Раскрывая учение гностицизма, нельзя не понять, насколько оно искусственно, безосновательно и фантастично, не имеет практических подтверждений и фундамента. Тем ярче сияет христианство, которое на протяжении 2 тысячелетий находит все больше доказательств истинности учения Иисуса Христа. Православие недаром стало оплотом истинной веры. Только в православии сохранено истинное, не запятнанное различными ересями, отступлениями и философскими фантазиями, учение Господа нашего Иисуса Христа.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий