Грех ли обижаться?

Борьба с грехами и греховными страстями, постоянная работа над чистотой своей души – это обычный образ жизни православного христианина. И если грехи блуда, чревоугодия, сребролюбия и другие многим удается в себе побороть, то грех гордости подстерегает как последний рубеж, как самое тяжкое испытание.

Гордость проявляется в самых различных обличьях – это и чувство превосходства, а значит, пренебрежительное отношение к ближним, презрение, стремление навязывать свое мнение и свой образ жизни, желание всех поучать и наставлять вопреки их желанию. Также гордость проявляется в чувстве обиды от того, что люди не оценивают подвиг, не видят всей праведности и безупречности того, кто ведет, на его взгляд невинный образ жизни. И вот эта обида и есть самый большой грех, потому что она проистекает из гордости.

Проблема возникновения обиды

Обида друг на друга
Фото: Flickr.com

В современном мире проблема обидчивости и обиды актуальная как никогда. Несправедливое распределение материальных благ само по себе заставляет людей чувствовать себя обиженными, независимо от того, что они имеют достаточно для нормального человеческого существования. «Но ведь другие имеют больше!» — и возникает обида. И здесь граница между завистью и обидчивостью настолько незрима, что часто одно перетекает в другое.

А ведь обида – это не боль, она не пройдет внезапно. Это целый букет различных чувств, эмоций, даже можно назвать состоянием психофизиологической и душевной травмы. И в то же время она не считается в быту и вне церковной жизни чем-то особенным. Многие даже считают обидчивость неким щитом, прививкой для иммунитета от жизненных перипетий.

Даже в православной святоотеческой практике не так легко найти объяснения обиде. Но, что самое главное – нет подробного описания способов разрешения обиды, выхода из этого состояния достойно, как положено православному христианину, не нанеся вреда своей душе и душе ближнего.

Как возникает обида?

Иоанн Лествичник
Фото: Elitsy.ru

Как уже было сказано, психофизиологическая реакция на несправедливость у всех людей разная. Говорят, что одни люди обидчивые, а другие – нет. Но вот Святой Иоанн Лествичник рассуждал об обидчивости в таких выражениях, называя ее памятозлобием:

Памятозлобие так же разрушает духовную жизнь, как ржавчина разрушает железо.

Ведь в этом состоянии невозможно молиться. Червь осознания своей униженности или оскорбленности со стороны других людей точит и точит. И хотя, на словах мы всех прощаем и забываем, но в глубине нашей души обида все равно сидит.

А ведь Господь видит все в нашей душе, как в раскрытой книге. И знает, что говоря «Я простил», но на самом деле, не прощая, мы лукавим, то есть грешим еще больше. Вот и идет ржавчина по душе, разрушая ее.

Как выйти из состояния обиды?

Покаяние
Фото: Pravmir.ru

С одной стороны, выход очень прост – нужно простить всех и покаяться в грехе. Но это чувство тем и опасно, что вырвать его из души до самого основания очень сложно.

Ведь зачастую обида – это результат завышенной самооценки. Человеку кажется, что он заслуживает большего, а получает меньшее. И начинает обижаться на несправедливость, как ему кажется. Но где же христианское смирение? Где осознание того, что оценить нас может только Господь? Может быть, по грехам нашим нам полагается еще меньшее, а мы дуемся на тех, кто дал нам мало почета, внимания, других благ.

Еще Святой Исаак Сирин говорил:

Быть злопамятным и при этом молиться, можно сравнить с тем, как — сыпать зерно на море и ждать с него урожая.

Невероятно сильная аллегория Святого. Поэтому способом избавиться от греховного чувства может быть только проявление смирения и прощения.

Ежедневный труд над собой

Молитвенный труд
Фото: Matronal.ru

Итак, осталось лишь практически применить вышесказанное. Несколько советов по борьбе с грехом обидчивости:

  1. Не показывать обиду внешне, не проявлять негодование, огорчение и не пытаться выяснять отношения с обидчиком.
  2. Не культивировать в себе чувство оскорбленной невинности. Выработать привычку раз и навсегда забывать все плохое, что было услышано в свой адрес и что вызвало протест в душе.
  3. Не приписывать людям несуществующие желания унизить и обидеть вас.
  4. И ни в коем случае не отчаиваться, если обидчивость все же овладевает вами. Нужно молиться, бороться с этим грехом и только тогда придет чувство свободы и легкости.

Помните, что мы должны во всем подражать Богу. А ведь он позволяет жить и даже процветать тем, кто его хулит и поносит. Потому что Господь выше всех обид, его цельность и непорочность и должны служить единственным для нас примером того, как нужно относиться к обидчикам.

Преодолев этот грех, можно будет приниматься за борьбу с другими. И в этом смысл и цель жизни – день ото дня становиться чище и лучше.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий