Каждый православный знает о таком важном и нужном таинстве, как Исповедь. Всякий приходящий к священнику за отпущением грехов должен понимать, что раскаяние только искреннее и глубокое дает возможность запустить новый виток лучшей духовной жизни. Если сложно сформулировать свои грехи на исповеди, составьте перечень заранее и принесите в храм.
Зачем нужен список грехов?
Мирская жизнь многогранна, полна соблазнов. Если мы не учили Закон Божий или давно читали Библию, то можем не понимать, какие наши поступки считаются греховными. Нам кажется, если мы не убийцы и не воры, в прямом смысле этих слов, то практически безгрешны. Но Церковь признает гораздо больше человеческих деяний грехами.
Если мы будем уделять внимание размышлениям о наших поступках каждый день или неделю, а раз в месяц приходить на исповедь, то станем чище, духовно богаче, нам откроются новые радости.
Подготовка к исповеди
Исповедь происходит в присутствии священника, но перед лицом Бога. Скрывать от духовника ничего не нужно: он призван не осуждать, а быть проводником вашего покаяния к Богу. Он свидетель, но не судья.
Если прихожанин на исповеди будет искать объяснения своим проступкам, оправдываться, значит, он не до конца понимает смысл таинства отпущения грехов на исповеди. Смирение – вот прямая дорога к освобождению от тяжести прегрешений. А грех, который повторяется, становится более тяжким.
Бог видит на исповеди искренне кающуюся душу и снисходит прощением. У Всевышнего нет цели: наказать, проучить, мы сами наказываем себя. Бог всегда простит, если человек осознал свои грехи. Однако если всякий раз являться на исповедь и думать: «А, ладно, я покаюсь, и все пройдет», – это не действует. Бог видит честность нашу или хитрость.
Перед исповедью хорошо поститься 3 дня. Если такая подготовка кажется сложной или невозможна по уважительным причинам, будет достаточно 1 дня. Помним, что главное – не диета, а чистота помыслов. Если мы не едим в пост мяса, но злословим, оскверняем Имя Божие, то какой толк от такого поста.
Перед исповедью соблюдаем целомудрие, посвящаем время молитве, осознаем свои грехи.
Если вы не принесли список грехов для исповеди с собой, в церкви вам дают лист бумаги для этого. Разрешается не проговаривать вслух свои грехи, а отдать священнику. Но, конечно, лучше самому зачитать. Да, стыдно и неудобно сознаваться в содеянном. Мы понимаем, что совершаем ошибки. Но почувствовать облегчение, радость от прощения, возможно, только если этого прощения попросить.
После исповеди священник разрывает бумагу со списком грехов или сжигает ее. Он читает разрешительную молитву, покрыв вашу голову епитрахилью – длинной лентой, которая лежит на его плечах во время службы – а затем вы целуете крест и Евангелие.
Священник в особо тяжких случаях может наложить епитимью – отлучить на время от церковных таинств и посещений храма. Вам нужно будет изучать канон, усердно молиться дома, потом снова прийти на исповедь.
Грехи против Бога и Церкви
Основой христианского учения является вера в Бога, следование Его заповедям, приближенность к Церкви, осмысленное воцерковление.
Символ креста в христианстве: горизонталь – любовь к Всевышнему, вертикаль – любовь к себе и ближним. Эти линии взаимосвязаны, нет одного без другого. В этой любви – суть духовной жизни верующего человека.
Примерный перечень подскажет, какие конкретно грехи против Бога говорить на исповеди:
- Отсутствие нательного креста и нежелание защищать свою веру.
- Несоблюдение постов и непосещение храма.
- Отсутствие ежедневного молитвенного правила.
- Маловерие. Глубоко верующий христианин не сомневается в существовании Бога, бессмертии души. И ему так легче жить, он ощущает поддержку и смысл жизни. Если вам не достает веры, покайтесь и больше уделяйте внимания духовному просвещению.
- Отсутствие старания в познании основ христианства. Без усилий бывает непросто поддерживать в себе огонек веры. Все мы смертные, бываем грешны, важно это осознавать и бороться за свою духовность.
- Ересь и суеверие. Магия, гадания, оккультизм – это все не богоугодные дела. Они затмевают разум и отдаляют от Господа.
- Обрядоверие. Есть люди, которые соблюдают пост, при этом не едят мяса, молока, не пьют вина, но злословят. Есть те, кто посещает храм на Пасху, освящает куличи, но забывает навестить в этот день престарелых родителей. Все это грех.
- Недоверие к Господу. Все слышали фразу «Все, что Бог ни делает, то к лучшему». Мы можем не понимать, почему все сейчас складывается не так, как нам хотелось бы, но мы должны доверять Господу и ни в коем случае не роптать на судьбу.
- Неблагодарность к Богу. Когда обращаются к Господу нашему только за решением проблем, а потом забывают до следующего потрясения, поступают неправильно. Важно восхвалять Бога и помнить о связи с ним и в лучшие времена.
- Отсутствие стремления к духовной жизни и общению с Богом. Молитва, посещение храма по воскресеньям и в праздники, участие в таинствах церкви приближает человека к Господу. Отрицать это – грех.
- Самооправдание, отсутствие стремления к лучшему в себе. Бессилие бороться с грехом. Проще простого оправдывать свое поведение и дурные помыслы обстоятельствами и поступками других людей. А найдите-ка в себе силы признать свои грехи и измениться! Вознаграждением будет чистая совесть и легкость на душе.
- Святотатство, клятвы именем Бога. Нельзя говорить «Бог тебя накажет» или осквернять имя Господа, упоминать в невыгодном свете, без благоговения. Не уподобляйте себя Богу, не ставьте себя с ним наравне!
Всевышний не сможет помочь нам против нашей воли. Он будет посылать испытания, через которые мы можем прийти к вере, но мы несем ответственность за свои поступки и мысли. На исповеди необязательно говорить так, как написано в Евангелии и церковной литературе. Можно обозначить грехи своими словами, кратко, но не искажая их суть, и Бог услышит мольбу о прощении.
Грехи в отношении к ближним
Ближние здесь – не только ваша семья и друзья. В православии все – братья и сестры. Отношение к другим людям во многом говорит о человеке.
- Гордость, высокомерие, желание повелевать. Это один из самых опасных грехов. На почве этого греха рождаются войны, преступления.
- Осуждение. Помните: «Пусть тот из вас, кто без греха, первым бросит в нее камень»? Прежде чем осудить кого-то, всякий раз вспоминайте эти слова Иисуса.
- Равнодушие и отсутствие отзывчивости. Пренебрежение к ближним, особенно забвение родителей, живых и усопших – большой грех.
- Двуличие, лживость. Честны ли мы не только с другими, но и с самим собой? Не боимся ли признаться себе в своем несовершенстве? Не вводим ли ближнего в заблуждение? Обманув другого, мы не скроемся ни от Бога, ни от своей совести.
- Зависть, злорадство. Сравнение себя с другими не в свою пользу или страх потери авторитета в обществе приводит людей к тому, что они пытаются любым способом поднять себе цену. Не оговариваем ли мы ближнего? Не злимся на него, желая его дома, его жены или мужа, его денег? Не поступаем ли подло, чтобы выгородить себя?
- Раздражительность. Сварливость. Гневливость. Брань. Коротко это можно объединить под названием нарушение мира. Стараемся ли мы смягчить свой гнев и не обижать других напрасно только потому, что у нас не задался день? Может быть, мы чрезмерно требовательны к своей семье, друзьям, а стоит начинать с себя?
- Немилостивость, неоказание помощи. Если мы увидели немощного, обессиленного физически или духовно, но прошли мимо, это грех. Но и благотворительность не должна быть напоказ. Например, Николай Угодник, почитаемый миллионами христиан святой, в своей земной жизни делал много добра и не возвеличивал свои деяния, вел скромную жизнь.
- Злопамятность и обидчивость. Бог прощал и нам велел. Когда мы думаем о ближнем плохо, ситуация проходит, но в нашем сознании рисуется искаженный образ обидчика и мы можем преувеличить его проступки. При этом мы можем оправдывать свое недостойное к нему отношение, поступки. Никто не безгрешен! Думая о грехах, начинайте с себя.
- Воспитание детей вне веры. Взрослые в ответе за будущее ребенка. С малых лет важно прививать такие черты, как сострадание, доброжелательность, понимание, скромность. Будьте достойным примером чаду, это самое лучшее воспитательное средство!
- Убийство. Сюда относится не только буквальное действие, насилие над человеком, но и убийство нерожденного ребенка в утробе. Наркомания и пьянство – это тоже медленное убийство себя.
- Воровство. Украсть можно не только вещь из сумки, но и деньги путем казнокрадства. Получать неположенное и лишать других того, что им причитается – сребролюбие и воровство.
Если человек плохо относится к другим людям, злословит в их адрес, не помогает по мере своих сил, действует только в своих интересах, ради наживы – это грехи против ближнего.
Грехи против самого себя и прочие греховные наклонности
Грехи против себя – это нанесение «ударов» по своей душе, пробивания бреши в духовности не только своей, но и человечества.
- Уныние. Отчаяние. Мысли о суициде. Самоубийство – самый тяжкий грех, потому что его не исправить. Бог дал жизнь, и только он вправе ее взять обратно.
- Телесные излишества, чревоугодие. Не зря в пост христиане ограничивают себя в еде, питаются только для поддержания здоровья и жизни. Так очищается душа, мысли становятся светлее, снисходит благодать. Чревоугодие мешает этому.
- Плотские грехи. Блуд. Прелюбодеяние. Алкоголизм, наркомания и прочие зависимости. Не нужно посвящать батюшку в подробности блуда, достаточно обозначить общими словами. Господь видит нас и понимает с полуслова. При этом не нужно подбирать смягчающие фразы к прегрешениям, называйте коротко и понятно.
- Недобросовестность. Как часто мы отлыниваем от своих обязанностей на работе, в семье? Держим ли данное слово? Берем ли на себя ответственность за свои поступки?
- Мироугодие. Не живем ли мы в угоду страстям, присущим окружению, не стараемся ли говорить не то, что думаем, подчиняться толпе, даже если они несут зло?
- Непослушание. В мирском понимании это больше неуважение к Господу, в первую очередь, но в земной жизни и к начальству, старшему поколению, своим родителям и родителям мужа или жены.
- Привязанность к вещам, стяжательство, жадность. Из Евангельской притчи Господь говорит богачу: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»
Нет ничего плохого в материальном достатке, только если это не мешает духовному развитию человека, если он добрый и не думает об одних лишь вещах в ущерб молитве или вере. Не мешают ли деньги оставаться хорошим человеком?
Сама по себе исповедь имеет важное значение, если мы привыкаем воспитывать себя, развивать в себе духовность, подавать своими деяниями пример другим. Только так возможно стать верным христианином.
Если мы себя воспитываем и стремимся почувствовать единение с христианским миром, облагораживаем не только свою душу, но и становимся частичкой всеобщей благодати. Мы преисполнены благодати и доверия. Это ни с чем несравнимое ощущение.
Спасибо.