Когда на литургии раздается прекрасное «Иже херувимы…» и торжественная процессия выходит из северных врат, то все взгляды невольно обращаются туда, а сердце замирает от красоты песнопения. Это звучит Херувимская песнь, которая исполняется на каждой литургии.
Иже херувимы

Одно из самых важных песнопений литургии, составленное неизвестным автором в 6 веке, а с 573 года от Рождества Христова по чину византийского императора Юстина II, стало обязательным элементом главного богослужения в христианстве.
В России Херувимская песнь закрепилась в 15 веке, став гимном Великого входа. Эта песнь составлена на основании видений пророков Исайи и Иезекииля, которые жили в ветхозаветные времена. Им представлялось, что Божьи ангелы поют у престола Всевышнего невероятно красивыми голосами. Отсюда и возникла эта молитва, чудная песнь херувимов, являющихся вторым ангельским чином после серафимов. Херувимы считаются самыми искусными певцами в ангельском хоре.
Текст Херувимской песни
И́же Херуви́мы та́йно образу́юще, и животворя́щей Тро́ице трисвяту́ю пе́снь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние. Я́ко да Царя́ всех поды́мем, А́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилу́иа.
Перевод с церковнославянского на русский не очень отличается. Он призывает верующих стать, подобно херувимам, постоянными воспевателями Бога. Особенно обращает на себя внимание призыв оставить в этот момент все свои повседневные проблемы, житейские мысли и заботы и сосредоточиться на богослужении. Ведь совсем скоро произойдет Евхаристия – таинственное преложение хлеба и вина в кровь и плоть Христа.
Перевод на русский язык
[Мы,] таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу, чтобы нам принять Царя всех [разумных существ], невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа.
Содержание песнопения

«Иже херувимы…», красивое протяжное песнопение состоит из двух куплетов. Они условно отделяются друг от друга Великим входом.
Первый куплет поется, когда священник и диакон шествуют из алтаря через северную дверь и выносят дискос (блюдо на широкой ножке) и потир (чашу). В них находятся хлеб и вино для будущих святых даров. Эта процессия символизирует то, что Иисус Христос добровольно шел на крестные страдания.
Дары выносятся, и священник останавливается перед Царскими вратами. Стоя на этом месте, он читает молитву о нашем Патриархе, епископе данной епархии, священниках и православных христианах. Во многих храмах существует обычай прихожанам отвечать на молитву священника возгласами «и вас». После молитвы, когда произнесено «Аминь», дары заносятся в алтарь под вторую часть Херувимской песни. Она уже не такая протяжная, как первая часть, а более яркая, торжественная, ликующая.

Прихожане понимают, что Херувимская песнь является прелюдией к кульминации литургии, когда зажигается паникадило, распахиваются врата, выходит процессия священнослужителей. Некоторые встают в этот момент на колени, чего делать не стоит. Но если у людей есть непреодолимое желание, даже в воскресный день, коленопреклониться, то запретить им никто не может.
Тем не менее, это не самый главный, хотя и очень торжественный, яркий момент литургии.
Хотя выше сказано, что Херувимская песнь – принадлежность каждой литургии, существует три исключения. В Великий Четверг и Великую Субботу поются другие песнопения. Также исключением является литургия Преждеосвященных даров, что понятно.
Мелодии Херувимской песни
Многие композиторы для песнопения писали мелодии, вдохновляясь содержанием этого действа и его глубоким смыслом. Изначально использовались безымянные греческие и болгарские распевы, но теперь в храмах можно услышать музыку «Иже херувимы» авторства Чайковского, Бортнянского и Чеснокова.
Музыкально Херувимская песнь также развивалась от одноголосной до развернутого многоголосного пения, к которому мы привыкли.
Знание того, что поется и читается на литургии, делает присутствие там верующих не формальным, не утомительным стояние, а сопереживанием, сомолитвенным действом, дарующим мир и покой душе.