Херувимская песнь

Когда на литургии раздается прекрасное «Иже херувимы…» и торжественная процессия выходит из северных врат, то все взгляды невольно обращаются туда, а сердце замирает от красоты песнопения. Это звучит Херувимская песнь, которая исполняется на каждой литургии.

Иже херувимы

Исполнение Херувимской песни
Фото: Flickr.com

Одно из самых важных песнопений литургии, составленное неизвестным автором в 6 веке, а с 573 года от Рождества Христова по чину византийского императора Юстина II, стало обязательным элементом главного богослужения в христианстве.

В России Херувимская песнь закрепилась в 15 веке, став гимном Великого входа. Эта песнь составлена на основании видений пророков Исайи и Иезекииля, которые жили в ветхозаветные времена. Им представлялось, что Божьи ангелы поют у престола Всевышнего невероятно красивыми голосами. Отсюда и возникла эта молитва, чудная песнь херувимов, являющихся вторым ангельским чином после серафимов. Херувимы считаются самыми искусными певцами в ангельском хоре.

Текст Херувимской песни

И́же Херуви́мы та́йно образу́юще, и животворя́щей Тро́ице трисвяту́ю пе́снь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние. Я́ко да Царя́ всех поды́мем, А́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилу́иа.

Перевод с церковнославянского на русский не очень отличается. Он призывает верующих стать, подобно херувимам, постоянными воспевателями Бога. Особенно обращает на себя внимание призыв оставить в этот момент все свои повседневные проблемы, житейские мысли и заботы и сосредоточиться на богослужении. Ведь совсем скоро произойдет Евхаристия – таинственное преложение хлеба и вина в кровь и плоть Христа.

Перевод на русский язык

[Мы,] таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу, чтобы нам принять Царя всех [разумных существ], невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа.

Содержание песнопения

Херувимская песнь и перевод на русский язык
Фото: Flickr.com

«Иже херувимы…», красивое протяжное песнопение состоит из двух куплетов. Они условно отделяются друг от друга Великим входом.

Первый куплет поется, когда священник и диакон шествуют из алтаря через северную дверь и выносят дискос (блюдо на широкой ножке) и потир (чашу). В них находятся хлеб и вино для будущих святых даров. Эта процессия символизирует то, что Иисус Христос добровольно шел на крестные страдания.

Дары выносятся, и священник останавливается перед Царскими вратами. Стоя на этом месте, он читает молитву о нашем Патриархе, епископе данной епархии, священниках и православных христианах. Во многих храмах существует обычай прихожанам отвечать на молитву священника возгласами «и вас». После молитвы, когда произнесено «Аминь», дары заносятся в алтарь под вторую часть Херувимской песни. Она уже не такая протяжная, как первая часть, а более яркая, торжественная, ликующая.

Литургия
Фото: Kabanovka-hram.cerkov.ru

Прихожане понимают, что Херувимская песнь является прелюдией к кульминации литургии, когда зажигается паникадило, распахиваются врата, выходит процессия священнослужителей. Некоторые встают в этот момент на колени, чего делать не стоит. Но если у людей есть непреодолимое желание, даже в воскресный день, коленопреклониться, то запретить им никто не может.

Тем не менее, это не самый главный, хотя и очень торжественный, яркий момент литургии.

Хотя выше сказано, что Херувимская песнь – принадлежность каждой литургии, существует три исключения. В Великий Четверг и Великую Субботу поются другие песнопения. Также исключением является литургия Преждеосвященных даров, что понятно.

Мелодии Херувимской песни

Многие композиторы для песнопения писали мелодии, вдохновляясь содержанием этого действа и его глубоким смыслом. Изначально использовались безымянные греческие и болгарские распевы, но теперь в храмах можно услышать музыку «Иже херувимы» авторства Чайковского, Бортнянского и Чеснокова.

Музыкально Херувимская песнь также развивалась от одноголосной до развернутого многоголосного пения, к которому мы привыкли.

Знание того, что поется и читается на литургии, делает присутствие там верующих не формальным, не утомительным стояние, а сопереживанием, сомолитвенным действом, дарующим мир и покой душе.

Слушать Херувимскую песнь

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий