С самых первых веков после появления христианства многие верующие, памятуя о словах Христа, сказанных богатому юноше («если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною»), стремятся удалиться от мира, посвятив свою жизнь служению Господу. Так, они становились иноками, жившими в пустынях или в монашеской общине, где ничто не мешало стяжать добродетели смирения и послушания.
История и значения термина
Сам термин «инок» имеет древнерусское происхождение. Под словом «инъ», от которого он происходит, можно понимать «другой», «инаковый» «не такой, как все». Наши предки, говоря об иноках, вкладывали в этот термин и значение «живущий в одиночестве».
По своей сути, «инок» это перевод греческого слова μοναχός («монахос»), что в переводе означает «одинокий», «живущий уединенно». И, действительно, монашество в форме полного отрешения от мира возникает в III веке нашей эры. Основателем его стал подвижник Антоний Великий, обосновавшийся в египетской пустыне. Во многом с именем этого святого связывают образ инока, а образ жизни, который мог вести Антоний на пути к евангельскому совершенству, оказывается не под силу каждому желающему посвятить свою жизнь Богу.
Именно поэтому в тот же период возникает еще одна форма монашества – общежительная, основателем которой считается Пахомий Великий. Основанный также в Египте монастырь жил по строгому уставу, однако насельники не удалялись друг от друга, собираясь для церковной молитвы, трапезы и работы. Именно такая форма монашества со временем стала преобладающей в христианском мире, в то время как полное отшельничество стало уделом избранных.
В старой России термины «монах» и «инок» были равнозначны. По крайней мере, так было до начала XX века. Так, если обратиться к Энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, который выпускался на стыке XIX и XX веков, то в статье про значение слова «инок» можно увидеть указание, что это то же, что и «монах», то есть термины тождественны.
Также для обозначения монашествующих в народе было распространено слово «чернец». Такое название, видимо, в первую очередь было связано с одеяниями монаха, выполненными в черном цвете.
Современное понимание значения слова «инок» несколько отличается от того, что было ранее. Так кто это инок, говоря простыми словами, в современном православии?
Какое место занимает в иерархии священнослужителей?
Православной церковью установлены три степени священства:
- Диаконы.
- Иереи.
- Епископы.
При этом все духовенство разделяется на «белое», к которым относятся священники, не дававшие монашеских обетов, и «черное» — принявшее монашеский постриг.
Диаконами и иереями могут быть представители как «белого», так и «черного» духовенства. В то же время высшую ступень в иерархии духовенства могут занимать только монашествующие. Иными словами епископы (в том числе и патриархи) всегда происходят из них.
В то же время внутри монашества также существуют свои степени. Их определяют многовековые традиции Церкви, которые в наше время нашли свою отражение в специальном документе РПЦ – «Положении о монастырях и монашествующих». Разберем их подробнее.
- Послушник
Каждый верующий, желающий служить Богу в монастыре, проходит этап послушничества. Под послушником следует понимать мирянина, который живет в монастырской общине, однако не дает никаких обетов в принципе. Он лишь готовится к принятию пострига и постигает особенности жизни в отречении от мира.
- Рясофор
Послушник, проживший в монастыре три года, может быть пострижен в рясофор. Это младшая ступень монашества. Слова «инок», «иночество» в современном их понимании являются синонимами «рясофора». Такие монахи имеют право носить рясу и клобук, от чего, собственно, их и называют «рясофорными».
- Малая схима (мантия)
При постриге в схиму верующий дает важные монашеские обеты – нестяжание, послушание и девство. С принятием схимы человек получает новое имя, как бы умирая для прежней жизни и привязанностей.
- Великая схима.
Становясь схимником, монах снова меняет имя, а сам они пребывает в постоянной молитве, освобождаясь от обычных монастырских послушаний.
Чем инок отличается от монаха?
Собственно, иночество — это первый этап монашества, во многом подготовительный. Отличие рясофорного монаха от монахов, постриженных в мантию, и схимников заключается в обетах, приносимых ими. Он в русском православии еще не принимает обеты нестяжания, послушания и девства. Также отличить их можно и по одеяниям, среди которых у иноков только ряса и клобук. Мантию же вправе носить только постриженные в малую схиму, чем и отличаются иноки от монахов более высоких степеней.
Чем занимается инок?
В первую очередь, насельники монастырей пребывают в молитвах. К ним относятся как индивидуальные молитвенные правила, так и обязательное участие в богослужениях. Также каждому монашествующему назначается послушание, которое касается, как правило, вопросов хозяйственной деятельности монастыря. Иными словами, в общине монашествующие заняты трудом. Со временем некоторые монахи-мужчины могут принять священный сан, однако в священство посвящают, как правило, мантийных монахов или схимников.