Исихазм — что это в православии?

Исихазм – это подвижническое течение в монашестве, имеющее мистическую природу, которое связано с жизнью в отшельничестве и безмолвии. Слово происходит от греческого «исихия», что значит покой, молчание, освобождение.

Значения термина

Исихазм

Понятие исихазма использовалось в Восточной церкви с глубокой древности. Тогда он означал отшельничество в целом, а также индивидуальный духовный подвиг пустынника.

Во времена византийской эпохи исихастами именовали монахов, которые жили в пустыни, в полной тишине, священном покое, непрестанном молитвенном делании, сосредоточении духовных сил. Такое состояние приводило их в неизъяснимое блаженство, созерцание особого света, который не мог быть описан земными словами и мерками. Такой свет могли наблюдать апостолы, когда на Фаворской горе Господь преобразился и воссиял перед ними нестерпимым для их глаз образом.

Современные религиоведы и исследователи выделяют несколько значений термина исихазм:

  1. Монашество, которое жило в отшельничестве (анахореты- молчальники).
  2. Особая техника молитвы, при которой непрестанно творится в уме Иисусова молитва. Цель этой техники – созерцание фаворского света и постепенное обожение. Выделяют даже школу исихазма.
  3. Догматическое учение Григория Паламы, которое обосновывало исихастскую практику. Последователи Паламы основали церковное движение «паламизм», хотя их назвать исихастами можно только условно.
  4. Одно из явлений в религиозной жизни России в 14-16 веках.

Некоторые исследователи считают исихазм эзотерической практикой, но это не соответствует действительности. Российский религиовед Е.А.Торчинов объясняет исихазм, как систему монашеской практики, направленную на богопознание и вследствие этого обожение.

Сущность исихазма

Исихазм в православии

Практика умной сердечной молитвы, которая сочетается с изгнанием из сознания всех чувственных образов, контролем за помыслами – суть исихазма. При этом должны очищаться ум и сердце, а молящийся подготавливается к Богосозерцанию. Сама молитва не приводит к этому, она только способствует тому, что подвижник отрешается от стороннего мира.

Богосозерцание не означает физическое с помощью зрения буквальное видение Бога. Имеется в виду духовное, внутреннее зрение.

Хорошо отражается этот тонкий момент в «Лествице», где святой Иоанн Синат писал:

«Исихаст есть старающийся заключить в своём теле бестелесное»

Ветхозаветным символом исихазма служит Моисей. Первый эпизод, когда он взошел на гору Синай и пребывал там в Богообщении. После этого он спустился и передал соплеменникам полученное откровение. Второй эпизод исихазма Моисея, когда он 40 лет пребывал в безмолвии во время странствий иудеев в пустыне.

Главными цитатами из Священного писания, которые открывают суть исихазма, являются:

  1. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8);
  2. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21);
  3. «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48);
  4. «Когда молишься, войди в клеть (комнату) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему втайне» (Мф. 6:6);
  5. «Хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.» (ср.: 1Кор. 14:19);
  6. «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (ср.: 1Кор. 6:17);
  7. «Всё же обнаруживаемое делается явным от света, ибо всё, делающееся явным, свет есть» (ср.: Еф. 1:13).

Новозаветные тексты, в частности Евангелие от Иоанна, наставляет христиан в том, что

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18)

Таким образом, видеть Бога Отца человеку не дано, создавать его изображения, следовательно, недопустимо. В связи с этим исихасты, в частности Григорий Палама, утверждают, что «слава Господня» проявляется в тех необъяснимых вещах, которые описываются в Новом и Ветхом Завете. Это и Неопалимая купина, и Фаворский свет, то есть явления Божьей Благодати, которые пронизывают весь мир, но их не могут видеть все люди. Исихасты же, благодаря технике особой молитвы, могут увидеть эту Божественную энергию. На бытовом уровне можно сказать, что исихастская практика приводит к умиротворению человека.

Некоторые исихасты утверждают, что способны к общению с ангельскими материями, обладая чудесными способностями. По большей части это Афонские монахи, которые имеют возможность уединения, молчания и непрестанной молитвы. Они руководствуются словами Господа об истинной вере:

«Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20)

Нельзя сравнивать умную, исходящую от сердца молитву с медитацией, которая основана на чувственных образах, специально вызываемых в сознании. Исихазм это полная противоположность – сознание наполняется только Иисусовой молитвой, а все чувственное из него изгоняется.

Каждый молящийся верующий должен помнить слова Архимандрита Клеопы (Илие), праведника и наставника многих христиан:

«Самый краткий закон молитвы – не представлять себе ничего, когда молишься. Ибо представления бывают трех видов: плохие, хорошие и священные. Не принимай представлений ни одного вида. Ибо если остановишься на представлении, ты не можешь войти умом в сердце во время молитвы.»

История исихазма

Исихаст

Богословы и христианские историки считают, что возникновение исихазма стало следствием мистического толкования слов святого апостола Павла: «Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» из послания к галатам. (Гал 3:27).

Это подразумевает единство Христа и Святого Духа, потому что в Их едином, общем теле сосредоточены божественный свет и сияние, которые способны наполнить верующего, подобно воздуху. Человек, родившийся в духе, может вступить в мистический союз с Иисусом Христом.

Полагают, что такое толкование Святого Евангелия было изложено в богословской школе города Александрия. Им была обоснована теоретическая и практическая деятельность монастырей на Синае и в Малой Азии. Последовавшие этой теории монахи пребывали в безмолвии, непрестанной молитве и внешнем покое. Свою технику Иисусовой молитвы они передавали ученикам.

Преподобный Симеон Новый Богослов развил практику исихазма. Он самым систематическим и полным образом воспринял и расширил ранние исихастские традиции и идеи. Его труды в православии ставят в один ряд с Иоанном Богословом, Григорием Богословом. Они включены в сборник «Добротолюбие», составленный в 18 веке.

Сам термин «исихазм» впервые появился в 5 веке и связан с именем преподобного Иоанна Молчальника (Исихаста).

Подвижники Афона сыграли очень большую роль в развитии практики умной молитвы и молчания. Но в Палестине в 5 веке жил Иоанн Пустынник, который был исихастом на протяжении всей жизни, хотя, возможно, никогда себя так не называл, а только молчал, молился и стремился к обожению всей душой.

Иоанн Лествичник в своем великом труде «Лествица» пишет о данной практике священного безмолвия, которой отшельники отдают душу и тело. Он считал ее для себя личным идеалом. В то же время для тех, кто хотел бы стать исихастом, он высказывает пожелания быть осмотрительным и смиренным.

Венцом совершенной жизни называл это делание и святой Исаак Сирин, называя ее матерью раскаяния и началом самоочищения. Слово он назвал органом мира, а безмолвие – путем к отречению от мира.

На Руси исихазм появился в 14 веке, проникнув из Византии. Он на протяжении нескольких веков оказывал серьезное влияние на мировоззрение русских людей, а также первых лиц государства. Некоторые из них делали попытки сделать наше государство храмом Божиим, предаваться молчанию и уединению всем миром. В то время Россия, действительно была очень религиозной и чистой в плане еретических идей. И по сей день православие, да и христианство в целом, во всей его чистоте удалось сохранить только в России.

Наиболее известные представители исихазма

Преподобный Серафим Саровский

Самыми знаменитыми членами Церкви, которые практиковали исихазм, можно назвать таких:

  • Палестинский монах Иоанн Отшельник
  • Галатийский монах Симеон Новый Богослов
  • Архиепископ Фессалоникийский Григорий Палама
  • Российский преподобный Серафим Саровский
  • Российский святитель Феофан Затворник
  • Российский святитель Игнатий Брянчанинов

И многие другие святые отцы и непререкаемые авторитеты православной Церкви, которые умной молитвой и самоотречением сподобились узреть Божественный Свет.

Иногда возникает вопрос, был ли исихастом преподобный Сергий Радонежский? Чудеса, творимые им, могли быть только следствием действия Святого Духа. Но историк Николай Борисов, который написал биографию святого, считает, что исихазм, как византийская практика, в 14 веке на Руси еще не был широко распространен. Хотя труды Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина и Исаака Сирина были в келье Сергия Радонежского, но копировать византийский опыт Сергию Радонежскому не было необходимости. Он сам был кладезью духовного опыта и мистического вдохновения, которые выливались в его чудесные делания.

Исихазм в современном мире

Исихазм в современном мире

В 21 веке идея о том, что возможно обрести внутреннюю тишину и соединиться с Богом, вновь становится очень притягательной для многих мирян.

Исихазмическая философия дает эту возможность, как путь к духовности, равновесию, умиротворенности и спокойствию посреди бурного мира, сотрясаемого катаклизмами духовного плана. Ценность исихазма в том, что на первом месте в нем не знания, полученные из книг и курсов обучения, а личный опыт верующего, его внутренняя тишина, ощущение прикосновения Божьей благодати. Именно этот опыт общения с Творцом является самым ценным в духовной жизни.

Многие авторы связывают исихазм только с постоянным повторением Иисусовой молитвы, не уделяя внимание достижению внутренней тишины и полному отрешению сознания, его перемещению от мозга к сердцу. Молитва только помогает избавиться от внутренних диалогов, разговоров, рассуждений. Не стоит забывать и о значении этого термина – «молчание». А когда молитва переходит из головы в сердце, тогда и возникает возможность увидеть Свет и соединиться с Богом.

Наверняка стоит сказать, что в миру, вне монашеской обители, стать исихастом невозможно. Даже монастырская жизнь не даст такой возможности. Только отшельники, великие подвижники, могли сделать это, получить возможность прикосновения к Божественной тайне.

Отголоски исихазма мы ежедневно видим в утренних и вечерних молитвах, при чтении псалмов и на богослужениях. Ведь 12-кратное и 40-кратное повторение «Господи, помилуй!», это и есть частичка практики исихаста.

Творите Иисусову молитву ежедневно, может быть, это станет первым шагом к великой тайне молчальников.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий