Всякий, внимательно читавший Библию, знает в деталях и разбирается в событиях Священного писания. Но есть известные фигуры, имена которых известны любому человеку. Например, имя Иуда напрямую ассоциируется с предательством и стало уже нарицательным. Значение поступков Иуды Искариота в Евангелии существенно, мотивы его греха активно обсуждались во все времена.
Этимология
Имя Иуда переводится с древнееврейского как «восхваление Господа», или «прославленный».
Прозвище Искариот имеет несколько версий происхождения:
- От названия города Кериоф, Кериот (Кариот – созвучно), находящегося в Иудее, провинции того времени. Иуда был как раз родом оттуда.
- Слово «кериййот» означало «пригород», а Иуда жил именно как раз не в большом городе.
- В переводе с арамейского, языка Ближнего Востока, «иш кария» – это «лживый», «нарушающий договор», «клеветник».
- На древнегреческом «сикарий» – это «вооруженный кинжалом», «убийца». Так называли зелотов, борцов за свободу от гнета Римских правителей.
- Прозвище Искариот могло стать искаженным вариантом слова, означающего «видевший знамение».
Таким образом, Искариот означает место проживания либо обнажает саму суть его: предатель, обманщик, заговорщик. Вариант «видевший знамение» относит Иуду к числу избранных учеников Иисуса.
История Иуды
О детстве Иуды рассказывает один источник. Согласно преданию, мальчик родился в семье, где родителям приснился сон о том, что ребенок принесет несчастье. Поэтому ребенка поместили в небольшой ковчежек и пустили по морю. Впоследствии выросший Иуда убил отца и вступил в плотские отношения с матерью, за что был наказан. Чтобы отмолить грехи, Иуда носил 33 года воду во рту на вершину горы к посаженной в землю палке, пока та не зацвела.
Иуда Искариот был казначеем в кругу Иисуса, он был одним из двенадцати апостолов. Он носил с собой специальный ящик, куда желающие могли положить монетку. Деньги тратились исключительно на хлеб и кров, самое необходимое.
Существует справедливое предположение, что как будто Иуда запускал свою руку в казну их общины. Он был жадным и расчетливым. А в общине все было на доверии, чем он, скорее всего, пользовался.
Сребролюбие Иуды видно еще в той ситуации, когда Мария принесла церковное масло – миро и помазала им Иисусу ноги, а затем вытерла волосами. По другой версии, женщина полила миро на голову Иисусу. Это миро стоило 75 сребреников – почти год работы на виноградном поле. Иуда сказал: «Это масло мы могли бы продать, а деньги раздать нищим»! При этом часть денег он мог прибрать к рукам.
Предательство Иуды
Все случилось на Тайной вечере. Три месяца Иисус и его ученики-апостолы проповедовали, делали добрые дела, раздавали деньги нищим, лечили больных. Вечерами собирались они вместе за столом и слушали Учителя.
В четверг, за день до казни Христа, Иуда пошел к первосвященникам, которые давно хотели схватить Иисуса. Он шел с намерением предать Учителя. Иуда сообщил, что может передать первосвященникам Иисуса, а те предложили 30 сребреников (шекелей). Деньги это были большие, за такую сумму приходилось 4 месяца работать в винограднике, можно было купить участок земли или раба.
Вечером, ближе к ночи, все 12 апостолов и Иисус были в Гефсиманском саду. Они ели хлеб и пили вино. Он проповедовал таинства Евхаристии (причастие и исповедание). Иисус говорил о праведных делах, смирении, христианской любви.
Христос обмакнул кусок хлеба в вино и сказал, что сегодня один из них предаст его. Ученики изумились и стали оборачиваться, даже думали каждый про себя: «Не я ли это?», поскольку грехи заключаются не только в кардинально плохих поступках.
Иуда же отлучился и явился обратно с толпой солдат римлян. Конечно, Иисус прекрасно понял, что ему грозит.
По одной из версий Евангелия, Христос на вопрос: «Кто здесь Иисус из Назарета?» ответил, что он. И тогда все, кроме римских солдат упали ниц. Предположительно, Иисус произнес «Яхве», а это имя бога нельзя было произносить просто так. Потом Иуда подошел к Христу и поприветствовал поцелуем, мол, смотрите, это – обычный человек, такой, как и мы все.
По другой версии, Иисус не называл себя, а Иуда подошел и поцеловал его, тем самым указывая воинам, кто это. Один из апостолов достал меч и отсек ухо солдату, но Учитель остановил его: «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». Иисуса забрали и на следующий же день решили казнить.
Все знают, чем закончилась история Иуды – он швырнул в Церкви, где получал деньги, эти же 30 сребреников, а потом повесился на осине. О сути его раскаяния много сказано и написано. Вот некоторые версии:
- Иуда хотел завладеть не просто казной общины, но и казной мира. Он думал, что Иисус станет Царем всех стран, а Иуда будет его первым помощником. Но Христос не шел на конфликт с первосвященством, и Иуда хотел раззадорить их, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки.
- То же самое, только Искариот разочаровался в Учителе и хотел поцелуем показать всем, что он – обычный человек.
- Зависть к тому, какими почестями встречали Иисуса, как его обожали и внимали каждому его слову. И он думал, что Христос такой великий, что казни не будет, он одним взглядом устроит бурю и найдет способ поставить воинов на место.
- Сатана проникает в мысли того, кто уже позволил себе грехи. Для Иуды воровство, сребролюбие были нормой. Он становится алчным и впускает Сатану к себе в душу, а тот и настраивает его хитрыми речами против Учителя, убеждает усомниться в Нем. Но когда тяжкий грех совершен, Сатана отпускает жертву, и она катится в бездну.
Иуда – один из самых неоднозначных библейских персонажей. Но грех предательства и воровства от этого не перестает быть грехом. Стоит понимать, что ступая на грешный путь, мы позволяем себе все больше и больше того, что отвращает нас от Веры.
В чем разница между покаянием Петра и раскаянием Иуды?
История покаяния Петра и раскаяния Иуды существенно различаются. Когда Иисуса схватили, Петр пошел за ним и остался ждать у костра во дворе первосвященника. Но после трижды отрекся от Учителя. Поочередно три женщины спросили Петра, даже сказали утвердительно, что он был Иисусом. И апостол трижды сказал «нет». Тут запел петух, и вспомнил Петр слова Учителя – тот говорил, что ученик отречется от него трижды еще до той поры, как запоет петух. И стало Петру стыдно, горько и он выбежал со двора первосвященника.
Апостол поступил так под влиянием внезапно подступившего малодушия, а до этого проявлял глубокую любовь к Христу. Потом, когда Иисуса казнили, кроме этой любви у Петра не осталось ничего, и тогда он пошел к другим апостолам и продолжал дело Учителя.
Христос воскрес, и когда он явился апостолам, когда те рыбачили, Петр первым кинулся в воду, чтобы встретить Учителя. До конца своих дней апостол проповедовал его заповеди. Поэтому его покаяние имеет силу и значение, и он прощен.
Иуда и не обратился к Господу ни до, ни после предательства, он был вор, сребролюбец, к тому же, он сдал Иисуса на казнь. Раскаяние его сомнительно, он думал о себе. Последним штрихом в его биографии становится самоубийство – грех, который не может быть прощен.
Как относиться к так называемому «Евангелию от Иуды»?
«Евангелие от Иуды», текст на коптском языке, написанный на папирусе, был найден в конце прошлого века. Считалось, что это аналог древнегреческого неканонического писания, датированного II веком. Выходит, переписаны они еще позже. Евангелия от Марка, Матфея, Луки, Иоанна были созданы в I веке и они говорят во многом об одних и тех же людях и события, противоречий мало.
А вот с Евангелием от Иуды противоречий масса. Церковь считает этот текст во многом художественным и сознательно искажающим суть событий, а не историческим и не достоверным.
Возможна ли «реабилитация» Иуды?
Ученые, писатели, художники и просто верующие люди во все времена по-разному относились к поступку Иуды, приведшего Христа на казнь. Одни осуждали Иуду безоговорочно и называли предателем. Другие хотели поискать причины такого поведения, третьи вообще не понимали, как человек может быть таким противоречивым.
С точки зрения Церкви все однозначно и бесспорно. Иуда покончил с собой, тем самым навсегда отрезал себе путь в Вечное царство. Самоубийство – самый тяжкий грех.
Иуда Искариот в литературе
В разные века писатели и поэты пытались описать библейские события, включая в сюжет Иуду. Примеры:
- Данте Алигьери, «Божественная комедия» начала XIV века. Это произведение философское, политическое. Одна из мыслей автора – деньги являются злом. В поэме Данте упоминает Иуду, который вместе с другими предателями: Брутом, Кассием находится в пасти Люцифера, потому как за его проступки его даже нельзя поместить ни в один круг ада.
- Леонид Андреев (XIX век), повесть «Иуда Искариот». Автор изображает Иуду вначале лишенным жадности, но вором и лжецом. Герой получился безобразный внешне, хилый, отверженный. В то же время он – бунтарь в стремлении узнать цену другим. Своим поступком он, в том числе, хочет увидеть, как поведут себя апостолы, которые так любят Христа и любимы им. Андреевский Иуда любил Учителя и хотел изменить мир вместе с ним. В центре произведения – не предательство Иуды, а предпосылки этого события.
Разумеется, произведений литературы с участием Искариота много, как за рубежом, так и в России.
Иуда Искариот в живописи
Фигура Иуды противоречивая и до конца не понятная интересовала художников во все века:
- Леонардо да Винчи, его фреска «Тайная вечеря» конца XV века. Изображены Иисус и его апостолы за столом. Иуда «не отправлен» художником на край стола, а сидит вместе со всеми. Опознавательный знак – мешочек с деньгами в руках Иуды. Шедевр расположен в Милане, в трапезной главной церкви монастыря Санта-Мария-делле-Грацие.
- Микеланджело Караваджо, его картина «Поцелуй Иуды» самого начала XVII столетия. Картина переполнена эмоциями. Светотени умело подчеркивают переживания героев и трагичность ситуации. На лице Иуды – мучение, угодливость, фанатизм, а Иисус изображен также с переживаниями, но еще и со смирением. Картина хранится в Дублине, в Ирландии.
- У Николая Ге (художника XIX века) целый «страстной» цикл картин, везде присутствует Иуда. Позже Ге не приглашали расписывать соборы за его неканоническое отношение к библейским персонажам. Он увидел в Иуде не стопроцентного предателя, а заблудившегося человека, он говорил, что «Иуда есть в каждом из нас». Ге изображает его без лица или очень смутные черты. Картина Николая Ге «Совесть. Иуда» хранится в Москве в Третьяковской галерее.
Картины с изображением сцен из жизни Иисуса Христа и Иуды известны во всем мире и хранятся в храмах и музеях, посещаемых паломниками, туристами.
На вопрос: «Кто это – Иуда, и почему он совершил предательство Учителя?» можно ответить, что это человек, который польстился на речи сатаны, потому что до этого уже много грешил. Поэтому важно думать о своей душе, когда в первый раз взвешиваешь «за» и «против» греховного поступка, знать, что за этим может последовать.