«Православная вера основана на радости», — услышав эти слова многие люди недоверчиво кривятся, а кое-кто начинает спорить и приводить доводы, которые, казалось бы, полностью разрушают этот постулат. На самом деле, стоит посмотреть на людей, которые приходят в храм – много ли там улыбчивых, радостных лиц? Нет, не много. Люди молятся со скорбным выражением, стоят ссутулившись, как будто давит им на плечи какой-то тяжкий груз.
Избавиться от грехов

Этот груз, действительно, есть. Это грехи, которые гнетут людей. От этого гнета сложно избавиться, трудно скинуть эту ношу, что отнимает все силы. Ведь она, собственно говоря, привычна, обыденна. И пришедшие в храм порой не хотят признаться даже себе, что ищут возможность распрямиться, расправить свою душу, вздохнуть свободно, радостно оглянуться вокруг и почувствовать легкость и простор.
Впервые это состояние испытывают те, кто исповедовался искренне, полно, смыв с себя всю многолетнюю духовную грязь, с горькими слезами и искренним покаянием признался в самых страшных грехах и покаялся в них. И после такого искреннего покаяния, когда прочитана разрешительная молитва, наступает миг, когда Святой Дух сходит на верующего и человек становится цельным – в нем соединяется тело, душа и дух. И вот этот миг многие помнят всю свою жизнь, вновь и вновь стремясь избавиться, очиститься от грехов и собрать себя воедино.
Ведь тело человека немощно, оно и является причиной того, что люди грешат, идя на поводу у телесных потребностей. Душа пытается подавать знаки о том, что ей тяжело, но не все прислушиваются к ней, или не слышат в суете будней. А вот дух, который обращен к Богу, способен сделать людей сильными, чистыми и радостными от того, что они следуют по пути, указанному им. А путь этот один – к Богу.
«Люди, сильные духом» — именно они вели человечество по пути прогресса, к свету из тьмы, к чистоте из грязи. И сильные духом люди умеют радоваться. Именно они пример для каждого из нас.
Наставники и святые отцы православной церкви

Говоря о скорбных лицах прихожан в храме, нельзя не вспомнить знаменитых наставников и учителей нашего времени. Они умели радоваться каждому дню, каждому прихожанину, во всем видеть Божий промысел.
Стоит посмотреть на каждую фотографию архимандрита Иоанна Крестьянкина – он везде улыбчив, каждое его фото дышит добротой и светлой, неомраченной радостью. Его письма призывают к покаянию, а его труд «Опыт построения исповеди» — настольная книга каждого, кто стремится к очищению и идет к Богу в поисках счастья, света и свободы. А ведь жизнь архимандрита Иоанна, казалось бы, наполнена скорбью и испытаниями, какие простым людям и не снились. Его слабое здоровье, немощное тело, поддерживал великий дух, а душа была чиста и наполнена Богом. Он учил всех каяться, старался своими трудами и проповедями поделиться с прихожанами самым доступным способом ощутить радость – очистить свою душу и соединить ее со Святым Духом.
Такой же свет излучал, например, Преподобный Паисий Святогорец, который прожил трудную жизнь, воевал, много трудился, но всегда хотел стать монахом, упорно продвигаясь к своей цели. Его фотографии и труды также наполнены добротой и радостью. В его бороде всегда была наготове улыбка, его подопечные, которым он служил наставником, безмерно любили его, просили поделиться с ним секретом его ровного, радостного состояния. Его тонкое чувство юмора, всегда беззлобного и мягкого, вызывает желание подражать и прийти к такому же чувству умиротворения и той тихой радости, которую все ищут целую жизнь.
Где найти радость?

Попытаться прийти к такому состоянию радостной свободы должен каждый православный. Ведь еще в ветхозаветные времена говорилось о том, что явится Спаситель и с ним придет вечная радость. Апостол Павел в своем послании Галатам говорил о плодах Святого Духа:
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,кротость, воздержание. На таковых нет закона.
И веруя во Христа, поверим тому, что именно в соединении с ним для нас будет настоящая радость. И если ее нет, то это значит лишь одно – вера наша еще слаба и несовершенна, а груз греха еще не дает нашей душе подняться и соединиться со Святым духом.
Ежедневные заботы отвлекают даже в храме, во время богослужения. Но если все время пытаться прийти к тому состоянию радостной свободы, что испытано один раз, то вскоре оно станет вполне достижимым. Все счастливые моменты в быту проходят очень быстро – еще вчера радовались покупке новой машины, а сегодня хочется другую, лучше. И кажется, что вот купим ее, будет свобода, легкость. Но это всё временно.
А вот та радость, которую не отнимет даже смерть – воссоединение себя с Богом, со Святым Духом – она не закончится никогда, она объяснима и ощутима. И даже в минуты, когда в своей жизни мы испытываем скорби, мучения, мы помним, что с нами Бог, что соединение с ним – наша цель. И тогда понимаем, что все остальное пройдет, изменится, станет прошлым. А в будущем – только вечность соединения нашей души с Духом Святым. Это и есть настоящая радость. Но чтобы прийти к ней, к пониманию этой цели, люди трудятся, молятся, избавляются от груза прегрешений и страстей.
Нужно попробовать достичь этого состояния, оно выше всех телесных удовольствий и соблазнов. Испытать этот момент духовного воссоединения хочется снова и снова. Он и есть цель нашей христианской жизни.
А разве этому надо учиться?
Православие в глубочайшем кризисе. К сожалению, в самом православии культивируется образ скорби. Говорится, что мы не совершенны и вообще должны постонно каяться. Любой зашедший в церковь будет обязательно одернут тем, что он что-то делает не правильно. Под предлогом: «ведь ты же в церкви находишься». Что под этим подразумевается? Но смеяться в церкви нельзя однозначно. Это сразу назовут грехом. Так что современный вариант православного человека — это хмурый и не приветливый человек, говорящий о радости. Хотя понятия не имеющий, что это такое.