Как относиться к несправедливости? Объясняет Паисий Святогорец

Преподобный старец Паисий Святогорец, афонский монах, был очень мудрым пастырем, который пережил немало страданий за свою жизнь. Он был невинно обвинен, оклеветан, в отношении него не раз поступали несправедливо. Но когда его спрашивали о том, как пережить, принять несправедливость, он вдохновенно отвечал:

О, если бы все люди поступали со мной несправедливо! Говорю вам со всею искренностью: самая сладкая духовная радость была испытана мной среди несправедливости.

Нужно правильно понимать несправедливость?

Паисий Святогорец
Фото: Flickr.com

Люди, в отношении которых поступают несправедливо, часто ожесточаются, их сердце, как они говорят, окаменевает. Но святой Паисий Святогорец советует, что в таких случаях не нужно думать о том, насколько виноват тот, кто поступил с тобой несправедливо.

Нужно найти в себе силы поразмышлять о том, насколько виноват ты сам. Это сложно, но это единственный выход из такого положения, который будет совершен по-христиански. Ведь самая большая несправедливость, которая была совершена за историю человечества, это предательство людьми Иисуса Христа.

Он из любви к людям сошел на землю и родился в человеческой плоти. Тридцать лет жил в безвестности, трудясь плотником, чтобы дождаться возраста, в котором евреи разрешают мужчинам выступать публично в храме. И после того, как Он вышел к людям, то три года ходил босой по Иудее и проповедовал неблагодарным слушателям, которые могли обвинить Его, угрожали побить камнями, когда Он обличал их грехи и двуличие.

Иисус творил чудеса, исцелял больных, воскрешал мертвых, кормил тысячи людей пятью хлебами, а они все не верили Ему и требовали знамения.

Христос изгонял бесов из тех, кто был ими одержим, а евреи считали Его самого бесноватым, хотя был кроток и проповедовал любовь к людям.

Иисус Христос пришел не просто так, о явлении Господа были множества пророчеств и предсказаний, мудрецы Востока приветствовали его после рождения, принеся дары.

Но, несмотря на все это, люди его предали на издевательства, страдания и распяли. Разве это справедливо?

Вот именно поэтому, те, кто терпит несправедливости, являются самыми любимыми Божьими детьми. Они повторяют путь распятого Христа. Главное, чтобы правильно понимать это. Если терпишь несправедливость, терпи ее ради Христа, тогда награда будет, непременно, ждать тебя.

Конечно, обиду и неблагодарность людям вынести крайне тяжело. Но Господь никогда не дает ноши, которая не по силам человеку. Собрать небесное воздаяние через прохождение через злые руки – это путь к Богу.

4 стадии отношения к несправедливости

Несправедливость
Фото: Flickr.com

Святой говорил о том, что люди могут по-разному относиться к несправедливости. Он привел пример, что, допустим, кто-то тебя незаслуженно, напрасно бьет.

Если ты даешь ему сдачу, значит ты на первой стадии. А вот на второй стадии ты сдерживаешь себя, терпишь, хотя в душе очень злишься. На третьей стадии ты не злишься, а на четвертой – испытываешь радость и благодарность к обидчику, что он подвергает тебя несправедливости.

А вот еще пример – человека несправедливо обвинили, он собрал доказательства и доказал свою невиновность. Конечно, рад, что реабилитировался, удовлетворен тем, что обвинения сняты. Это мирская радость. А для того, чтобы испытать радость духовную, человек должен отказаться от всех попыток реабилитироваться и положиться на волю Божию, помня о Христовых мучениях и Крестной Смерти. Он благодарит обидчика, что он подарил ему радость приобщения к Богу и награду в вечности. Вот чем духовное отличается от мирского!

Паисий Святогорец признавался:

Знаете, как я радуюсь, когда кто-нибудь называет меня прельщенным? «Слава Тебе, Боже, – говорю я, – ведь за эти слова я получу мзду. А вот если меня назовут святым, то я окажусь в должниках». Нет на свете вещи более сладкой, чем [принимаемая тобой] несправедливость!

Стоит и нам стремится к подобному состоянию души, такому, как у святого Паисия Святогорца.

Гуманизм европейцев – осуждение Господом

Современное общество
Фото: Flickr.com

Однажды святого спросили, правильно ли поступает человек, который благодушно относится к несправедливости по отношению к себе. Но он делает это не потому, что думает о Господе или о Страшном Суде, а просто считает, что так прилично, так лучше?

Старец ответил, что будет прекрасно, если такая мысль приведет его к Богу. Но если он ведет себя так потому, что хочет показаться хорошим человеком в глазах людей, следуя европейским стандартам, то это обыкновенное притворство.

Человек должен думать о том, что он создан по образу Божьему, его должно подталкивать на какие-то решения и поступки желание быть похожим на Господа. Если же им движет желание соответствовать стандартам общества, то это притворство, не имеющее ничего общего со святой радостью.

Гуманизм европейцев далек от православных стандартов и все более отдаляется с каждым годом.

Но не стоит строить какие-то теории и выводы на основании внешних впечатлений о человеке. Никто не знает, что у него в душе, поэтому и осуждать его никто не имеет права. Это сказано лишь для тех, кто так поступает, а не для тех, кто пытается дать оценку их поведению.

Великая мудрость и твердая уверенность святого в правильности избранного им пути дает основания и нам, грешным людям, стремиться к подражанию Иисусу Христу. Все свои поступки и дела мы можем сверять с Божьими Заповедями. Тогда сомнений о том, как поступить правильно, не останется.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (10 оценок, среднее: 4,60 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Сергей

    Однобоко. Потокая несправедливостям мы впускаем зло в мир. Диавол этому очень радуется, не сомневайтесь) кроме того, у него есть такой трюк: отстать от того, кто перевернул свои нравственные нормы. Допустим, человека незаслуженно обидели, человек говорит себе: а, так мне и надо, ок. Вроде по-христиански, бес посрамлен… ан нет, он потом видит другого человека и говорит то же самое: тебе так и надо, смирись! Т.е. не свою душу полагает за други, а другую за свою! Это игра с огнем, постепенно мы вообще перестаем различать добро и зло, думая, что любим врагов, прощаем и.т.д. Господь Иисус Христос безропотно терпел последние 2 дня Своей жизни, когда пошел на Голгофу. Но остальные 33 года ведь из Евангелия не вычеркнуть! Там не было никакого непротивления, да и ни у кого из праведников Ветхого и Нового Заветов его не было. Монахи развили такой тип аскезы, он приносил определенные плоды, но чаще всего, к сожалению, превращал монастыри в кабаки и базары. Пора переосмыслить, иначе, по слову Откровения, «сдвинут наш светильник».

Добавить комментарий