«С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Этот стих Святого Евангелия свидетельствует о необходимости покаяния человека. Без искреннего раскаяния невозможно приобщение к Божественной благодати. Но как правильно исповедоваться знают лишь немногие христиане.
В Православной Церкви установлено семь таинств. По учению святых отцов все они были определены самим Богом. Не над всеми христианами в течение их жизни совершаются все семь таинств. К примеру, таинство священства преподается только тем православным, которые рукополагаются в духовный сан. Однако большинство из них сопровождает христианина всю его жизнь, являясь необходимым условием спасения. К таким таинствам, в первую очередь, следует отнести исповедь.
Значение таинства исповеди
Задачей православного христианина является единение с Богом, которое достижимо при жизни в соответствии с учением Иисуса Христа и участии в церковных таинствах. Таинства – священные действия, через которые верующим сообщается Божия благодать и дары Святого Духа. Их следует отличать от церковных обрядов, которые имеют значение в их внешнем проявлении. Таинства же направлены на изменение внутренней жизни человека, а оно невозможно без покаяния.
Под покаянием в церкви понимают осознание собственных грехов и твердое устремление не совершать их вновь. Оно является важной вехой духовного преображения человека, однако далеко не окончательной. Подлинное очищение от грехов возможно только в таинстве исповеди. По сути, во время него происходит примирение человека и Бога.
Исповедуясь, христианин разрешается от своих грехов, становясь невинным и освященным. Именно поэтому исповедь называют «вторым крещением». Также верующему посредством таинства передается особая благодать Святого Духа, укрепляющая человека в борьбе со своими страстями.
Как проходит исповедь?
Современная практика исповеди предполагает определенное чинопоследование, регламентированное канонами и установлениями святых отцов. В то же время таинство не ограничивается лишь формальными внешними проявлениями и священнодействиями, а предполагает работу человека над собой.
Подготовка
Перед исповедью верующему необходимо приступить к покаянию и осознанию своих грехов, провести тщательный анализ своих действий, мыслей и поступков.
Многие христиане, особенно новоначальные, не знают о том, как исповедоваться, что, собственно, является грехом. Несомненно, к пониманию праведной жизни, осознанию пагубной роли страстей человек может подойти только с опытом, регулярно принимая участие в таинствах, изучая Евангелие и святых отцов.
Однако при отсутствии достаточного опыта рекомендуется сверять свою жизнь и поступки на соответствие положениям Священного Писания. Среди них особо следует выделить:
- Десять заповедей Закона Божия (Декалог), указанные в Ветхом Завете;
- Заповеди блаженств, преподанные самим Господом Иисусом Христом в Его Нагорной проповеди.
В любой церковной лавке можно приобрести множество пособий о построении исповеди по заповедям. Среди них отдельно следует выделить творения святителя Игнатия (Брянчанинова) «В помощь кающимся» и архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди».
Чтобы не забыть грехи уже стоя перед аналоем, священники рекомендуют записывать их на листок бумаги. Во время таинства священник символично порвет его.
О необходимости соблюдения поста перед исповедью нет определенных церковных установлений. Однако в Русской Церкви сложилась практика, когда исповедь предшествует причастию. В этом случае необходимо строгое соблюдение евхаристического поста. При этом речь идет не о трехдневном ограничении в пище и развлечениях (которое может быть отменено по благословению духовника), а о запрете на еду и питье с полуночи перед причастием, чтобы приступить к Чаше натощак.
О чем говорить?
Как правило, в церкви таинство исповеди происходит на вечернем богослужении (перед всенощным бдением) или утром – перед литургией.
Священнодействие предваряет молитва, читаемая священником от лица всех приступающих. После этого верующие по очереди подходят к аналою, на который возложены крест и Евангелие, а священник покрывает христианина епитрахилью, начиная исповедовать.
Таинство исповеди совершается самим Христом. Священник в данном случае выступает как свидетель покаяния и духовный наставник. Таким образом, стоя перед аналоем, христианин обращается, в первую очередь, к Спасителю. Исходя из этого, и следует строить свою исповедь.
Канонами не определены рамки того, что и как говорить на исповеди. Однако существуют все же определенные негласные правила, позволяющие раскрыть смысл таинства в полной мере, не допуская его профанации:
- говорить кратко;
- не вдаваться в подробности совершенного греха (особенно это касается блудных действий и помыслов);
- не осуждать других;
- не скрывать грехи, излагать только правду.
После окончания исповеди священник произносит разрешительную молитву, после чего верующий прикладывается к кресту и Евангелию, а затем испрашивает благословение иерея.
Что такое епитимия?
В отдельных случаях священник может наложить на кающегося епитимию. Многие верующие считают ее наказанием, однако это не так. Епитимию можно сравнить с лекарством, которое преподается грешнику в помощь для избавления от наиболее глубоко поразивших его страстей.
Так, епитимия может заключаться в чтении покаянных канонов, совершении дел милосердия, поклонах и так далее. Уклоняться от нее нельзя.
Степень строгости епитимии зависит от духовного состояния человека. Священник не должен возлагать на кающегося обязанности, которые ему не по силам. Так, в современной церковной практике, к примеру, отлучение от причастия применяется крайне редко.
Общая исповедь
В первые века христианства верующие исповедовались публично перед всей общиной. Это называлось общей исповедью. Постепенно от этой практики отошли, теперь она стала частной и тайной.
Однако в некоторых храмах имеет место ситуация, когда во время таинства священник зачитывает список грехов, в которых верующим необходимо покаяться. Как правило, такая форма общей, как ее называют, исповеди практикуется в многолюдных приходах, где у иерея попросту нет физической возможности исповедовать индивидуально.
Несомненно, некоторым верующим общая исповедь может показаться более предпочтительной, однако, по возможности, лучше исповедоваться в соответствии с установленными канонами и чинопоследованием.
Исповедь и причастие
Причастие, пожалуй, в наибольшей степени выделяется среди всех таинств, поскольку происходящее за Евхаристией отражает цель христианской жизни. Согласно учению Церкви, в это время хлеб и вино претворяются в Плоть и Кровь Христову. Приступая к причастию, христианин готовится соединиться с самим Господом.
Причастие происходит во время литургии, которая, как правило, служится утром. Практика Русской Церкви определяет, что перед ним необходима исповедь, а как правильно исповедоваться перед причастием, есть ли какие-то особые правила?
Такие вопросы возникают, потому что многие православные не воспринимают ее в качестве отдельного таинства, а рассматривают лишь в качестве этапа на пути к причастию. Однако это неверный подход. Исповедь является самостоятельным таинством, которое требует особого благоговения. Кроме этого, исповедоваться можно в любое время, не только перед причастием. Кстати, в Греции практика обязательной исповеди перед причастием отсутствует.
Исповедь – одно из семи таинств Православной Церкви. Она предполагает покаяние и раскаяние. Во время нее кающийся разрешается от своих грехов и получает духовные силы для борьбы со страстями.