Украшение и убранство храма с помощью живописных изображений имеет свои корни во временах царя Соломона и скинии ветхозаветной, которые по приказу Бога были оформлены богатыми изображениями пальм, плодов, херувимов. В древней книге Паралипоменон (Хроник) сказано:
Дом, который следует выстроить для Господа, должен быть весьма величественен, на славу и украшение пред всеми землями (1 Пар. 22,5)
Истоки и последователи храмовой росписи

Первые изображения в христианских храмах появились еще во 2 веке. Например, в Месопотамии в помещении для крещения, на стенах сохранились фрески. Верующие несли в храм символические предметы, которые, конечно, не могли там долго храниться. Например, виноградная лоза символизирует причащение и жертвенную кровь Христа. Крест – символ искупительной смерти Спасителя. Якорь – знак надежды и твердого пристанища.
Но иметь в храме все эти предметы невозможно несмотря на то, что каждый из них имеет значение и смысл при богослужении. Поэтому предметы стали не приносить, а изображать на стенах храма, чтобы они всегда были перед глазами молящихся. Так появляется храмовая роспись. Но и площадь стен не безгранична, поэтому встала проблема выбора из бесконечного множества Евангельских сюжетов, самых характерных, показательных и душеполезных.
Существует три зоны для росписей:
- Входная зона – тема Крещения,
- Зона ниши – Евхаристия,
- Верхний регистр — райские сюжеты и аллегории.
Каждая зона могла быть украшена не только образами, но и растительным, цветочным орнаментом.
Принципы храмовой росписи

Позднее, когда появилось христианство и совершилась победа над иконоборчеством, во времена византийского периода, существовали два правила храмовой росписи.
- Образ должен быть узнаваемым, тождественным своему прообразу. Кроме того, на иконах начали наносить надписи, указывающие на лицо, прославленное на иконе. Тем самым, молящийся мог обращаться не просто к некоему образу, а к его прообразу, который мог оказать ему помощь и поддержку. Между молящимся и Небесной силой происходил диалог, настоящая встреча.
- Образ должен быть расположен на определенном и подобающем по иерархии месте, где каждый прихожанин мог найти его. И неважно, где он будет искать – в Кафедральном Соборе или деревенской церквушке. Всегда будет сначала Иисус Христос, затем Богоматерь, после нее – ангелы и святые по старшинству. Такой порядок установился с 9 века и из Византии перешел на Русь.
Принципы сложились при Византийском патриархе Фотии, причем стоит отметить, что принципы храмовой росписи становились вместе с сложением Литургического чина. Система устройства росписи в храме называлась программой росписи. Условия построения программ зависели от значения и смысла их в богослужении, от построения Литургии. Отсюда возникло 4 иконографических сюжета:
- Исторический – когда ветхозаветные и новозаветные сюжеты располагались в хронологическом порядке.
- Литургический — соблюдалась последовательность сюжетов богослужебной и календарной логики.
- Евхаристический – центр располагался в алтарной апсиде.
- Иерархический – смысловой центр находится в куполе храма.
Несмотря на такой строгий порядок, незыблемое соблюдение принципа иерархии, каждый храм в своей росписи совершенно уникален. Иконописцы могли принимать любые творческие решения, не нарушающие канонов и единой композиции архитектурно -художественного замысла росписи храма.
Зоны росписи
Любая из частей храма имеет несколько зон росписи. Так, в средней части храма существует 3 зоны:
- Зона верхняя (купол и свод верхнего яруса).
- Зона средняя (верхние уровни стен и парусов).
- Зона нижняя (вертикальные стены, нижняя часть).
Стоит коротко описать те изображения, которые размещаются в каждой из зон.
Верхняя зона

В верхней зоне изображаются, разумеется, главные лица Православия – Иисус Христос, Богоматерь, ангелы. Они могут быть включены в сцены, где местом действия является небо. Ведь это самый верхний, небесный свод. Также на куполе изображаются Святой дух в виде голубя, Крест Господень, Агнец в монограмме. В более поздней Руси на куполах стали изображать Новозаветную Троицу, Господа Савоафа и Отечество.
На боковой части свода наносят образы апостолов, праотцев и пророков. В больших соборах на нецентральных зонах широкой скуфьи или барабане можно увидеть Небесные Силы, Богородицу и Иоанна Предтечу.
В куполе на центральном медальоне при взгляде с запада на восток можно увидеть Христа Пантократора. Вседержитель сопровождается серафимами, а также восемью архангелами.
Древние пророки располагаются по календарному принципу, то есть, в порядке расположения праздников. В руках у пророков находятся свитки, где и читаются названия этих праздников.
Апостолы изображаются в иерархическом порядке. Верховные апостолы Петр и Павел, затем апостолы Андрей, Петр, Иаков и Иоанн — первозванные. После этого остальные ученики Христа. Таким образом, верхняя зона является важнейшей в части почитания и сложнейшей для работы церковных художников.
Средняя и нижняя зона

Верхние уровни стен используются для описания земной жизни Иисуса Христа. Начинается классический цикл с православных праздников, которые связаны с боговоплощением: Благовещение, Рождество и остальные праздники двунадесятые. Кроме 12 сюжетов могут прибавляться также сюжеты, рассказывающие о страстях Христовых – Тайная Вечеря, поцелуй Иуды, Снятие с Креста и другие. Нередко можно увидеть и эпизоды, связанные с рождением Христа – Поклонение волхвов, Бегство в Египет. И, конечно, сюжеты о чудесах, совершенных Господом.
Традиционно Страстные сюжеты помещаются на северных стенах, а иные события — с востока или запада.
Иные изображения на стенах храмов

В 14 веке, кроме указанных мотивов, связанных со Спасителем, на стенах храмов стала появляться и иная иконография, связанная с Богородицей и святыми. Эти мотивы пишутся в приделах, притворах. Причем сцены, конечно, отвечают отражению той личности, которой посвящается храм. В церкви Успения Богородицы чаще будут преобладать мотивы из жизни Пресвятой Девы. В Сергиевском храме – из жизни преподобного и так далее.
Западная стена храма содержит изображения сюжетов Страшного Суда. Выходящий из храма верующий должен помнить, что его также ожидает Суд, поэтому нужно бодрствовать и посвящать жизнь исполнению Божьих Заповедей.
Алтарь

В месте, где совершается Евхаристия, росписи посвящаются прежде всего, связанным с ней сюжетам. Нижний ярус отдается авторам литургических текстов – святителям Иоанну Златоусту, Василию Великому. Здесь же могут быть изображения святых диаконов, которые участвуют в богослужении. Над ними на стенах алтаря описывается сама Евхаристия, мотивы о причащении апостолов. Алтарь обычно украшается ликом Богородицы, стоящей или сидящей, а над ней – Иисус Христос.
На боковых стенах иногда можно увидеть прообразы освящения хлеба и вина, ветхозаветные бескровные жертвы.
Древние храмы с сохранившейся росписью

В России не так много храмов, в которых сохранились древние росписи. Богоборчество 20 века лишило следующие поколения этого бесценного дара. Но есть несколько церквей, в которых можно увидеть живопись 12 века. Одной из жемчужин древней храмовой росписи является Церковь Преображения Спаса на Нередице, построенная в 1198 году в Великом Новгороде. Фрески нанесены на все поверхности внутри, а также своды храма. Они гармонично сочетаются с архитектурой строения, составляя вместе бесценный шедевр.
В Мирожском монастыре во Пскове также есть Преображенский храм, где еще более древние, 1140 года, фрески сохранились до наших дней.
Заключение
Росписи храмов способствуют не только их украшению, но и более полному восприятию богослужения. Они, как Святое Евангелие, вся история Церкви, жития святых, нуждаются в познании и понимании. Именно так человек укрепляет свою веру, становясь ближе к Богу и точнее исполняя Его заповеди.