Как расписывают храмы?

Украшение и убранство храма с помощью живописных изображений имеет свои корни во временах царя Соломона и скинии ветхозаветной, которые по приказу Бога были оформлены богатыми изображениями пальм, плодов, херувимов. В древней книге Паралипоменон (Хроник) сказано:

Дом, который следует выстроить для Господа, должен быть весьма величественен, на славу и украшение пред всеми землями (1 Пар. 22,5)

Истоки и последователи храмовой росписи

Роспись храма
Фото: Blagoslovenie.su

Первые изображения в христианских храмах появились еще во 2 веке. Например, в Месопотамии в помещении для крещения, на стенах сохранились фрески. Верующие несли в храм символические предметы, которые, конечно, не могли там долго храниться. Например, виноградная лоза символизирует причащение и жертвенную кровь Христа. Крест – символ искупительной смерти Спасителя. Якорь – знак надежды и твердого пристанища.

Но иметь в храме все эти предметы невозможно несмотря на то, что каждый из них имеет значение и смысл при богослужении. Поэтому предметы стали не приносить, а изображать на стенах храма, чтобы они всегда были перед глазами молящихся. Так появляется храмовая роспись. Но и площадь стен не безгранична, поэтому встала проблема выбора из бесконечного множества Евангельских сюжетов, самых характерных, показательных и душеполезных.

Существует три зоны для росписей:

  1. Входная зона – тема Крещения,
  2. Зона ниши – Евхаристия,
  3. Верхний регистр — райские сюжеты и аллегории.

Каждая зона могла быть украшена не только образами, но и растительным, цветочным орнаментом.

Принципы храмовой росписи

Роспись храма на Валааме
Фото: Flickr.com

Позднее, когда появилось христианство и совершилась победа над иконоборчеством, во времена византийского периода, существовали два правила храмовой росписи.

  1. Образ должен быть узнаваемым, тождественным своему прообразу. Кроме того, на иконах начали наносить надписи, указывающие на лицо, прославленное на иконе. Тем самым, молящийся мог обращаться не просто к некоему образу, а к его прообразу, который мог оказать ему помощь и поддержку. Между молящимся и Небесной силой происходил диалог, настоящая встреча.
  2. Образ должен быть расположен на определенном и подобающем по иерархии месте, где каждый прихожанин мог найти его. И неважно, где он будет искать – в Кафедральном Соборе или деревенской церквушке. Всегда будет сначала Иисус Христос, затем Богоматерь, после нее – ангелы и святые по старшинству. Такой порядок установился с 9 века и из Византии перешел на Русь.

Принципы сложились при Византийском патриархе Фотии, причем стоит отметить, что принципы храмовой росписи становились вместе с сложением Литургического чина. Система устройства росписи в храме называлась программой росписи. Условия построения программ зависели от значения и смысла их в богослужении, от построения Литургии. Отсюда возникло 4 иконографических сюжета:

  1. Исторический – когда ветхозаветные и новозаветные сюжеты располагались в хронологическом порядке.
  2. Литургический — соблюдалась последовательность сюжетов богослужебной и календарной логики.
  3. Евхаристический – центр располагался в алтарной апсиде.
  4. Иерархический – смысловой центр находится в куполе храма.

Несмотря на такой строгий порядок, незыблемое соблюдение принципа иерархии, каждый храм в своей росписи совершенно уникален. Иконописцы могли принимать любые творческие решения, не нарушающие канонов и единой композиции архитектурно -художественного замысла росписи храма.

Зоны росписи

Любая из частей храма имеет несколько зон росписи. Так, в средней части храма существует 3 зоны:

  1. Зона верхняя (купол и свод верхнего яруса).
  2. Зона средняя (верхние уровни стен и парусов).
  3. Зона нижняя (вертикальные стены, нижняя часть).

Стоит коротко описать те изображения, которые размещаются в каждой из зон.

Верхняя зона

Росписи храма Святой Великомученицы Варвары
Фото: Iconostas.ru

В верхней зоне изображаются, разумеется, главные лица Православия – Иисус Христос, Богоматерь, ангелы. Они могут быть включены в сцены, где местом действия является небо. Ведь это самый верхний, небесный свод. Также на куполе изображаются Святой дух в виде голубя, Крест Господень, Агнец в монограмме. В более поздней Руси на куполах стали изображать Новозаветную Троицу, Господа Савоафа и Отечество.

На боковой части свода наносят образы апостолов, праотцев и пророков. В больших соборах на нецентральных зонах широкой скуфьи или барабане можно увидеть Небесные Силы, Богородицу и Иоанна Предтечу.

В куполе на центральном медальоне при взгляде с запада на восток можно увидеть Христа Пантократора. Вседержитель сопровождается серафимами, а также восемью архангелами.

Древние пророки располагаются по календарному принципу, то есть, в порядке расположения праздников. В руках у пророков находятся свитки, где и читаются названия этих праздников.

Апостолы изображаются в иерархическом порядке. Верховные апостолы Петр и Павел, затем апостолы Андрей, Петр, Иаков и Иоанн — первозванные. После этого остальные ученики Христа. Таким образом, верхняя зона является важнейшей в части почитания и сложнейшей для работы церковных художников.

Средняя и нижняя зона

Роспись стен
Фото: Flickr.com

Верхние уровни стен используются для описания земной жизни Иисуса Христа. Начинается классический цикл с православных праздников, которые связаны с боговоплощением: Благовещение, Рождество и остальные праздники двунадесятые. Кроме 12 сюжетов могут прибавляться также сюжеты, рассказывающие о страстях Христовых – Тайная Вечеря, поцелуй Иуды, Снятие с Креста и другие. Нередко можно увидеть и эпизоды, связанные с рождением Христа – Поклонение волхвов, Бегство в Египет. И, конечно, сюжеты о чудесах, совершенных Господом.

Традиционно Страстные сюжеты помещаются на северных стенах, а иные события — с востока или запада.

Иные изображения на стенах храмов

Роспись притвора
Фото: Ortox.ru

В 14 веке, кроме указанных мотивов, связанных со Спасителем, на стенах храмов стала появляться и иная иконография, связанная с Богородицей и святыми. Эти мотивы пишутся в приделах, притворах. Причем сцены, конечно, отвечают отражению той личности, которой посвящается храм. В церкви Успения Богородицы чаще будут преобладать мотивы из жизни Пресвятой Девы. В Сергиевском храме – из жизни преподобного и так далее.

Западная стена храма содержит изображения сюжетов Страшного Суда. Выходящий из храма верующий должен помнить, что его также ожидает Суд, поэтому нужно бодрствовать и посвящать жизнь исполнению Божьих Заповедей.

Алтарь

Роспись алтаря
Фото: Elitsy.ru

В месте, где совершается Евхаристия, росписи посвящаются прежде всего, связанным с ней сюжетам. Нижний ярус отдается авторам литургических текстов – святителям Иоанну Златоусту, Василию Великому. Здесь же могут быть изображения святых диаконов, которые участвуют в богослужении. Над ними на стенах алтаря описывается сама Евхаристия, мотивы о причащении апостолов. Алтарь обычно украшается ликом Богородицы, стоящей или сидящей, а над ней – Иисус Христос.

На боковых стенах иногда можно увидеть прообразы освящения хлеба и вина, ветхозаветные бескровные жертвы.

Древние храмы с сохранившейся росписью

Интерьер церкви Иоанна Богослова в Ростовском кремле
Фото: Temples.ru

В России не так много храмов, в которых сохранились древние росписи. Богоборчество 20 века лишило следующие поколения этого бесценного дара. Но есть несколько церквей, в которых можно увидеть живопись 12 века. Одной из жемчужин древней храмовой росписи является Церковь Преображения Спаса на Нередице, построенная в 1198 году в Великом Новгороде. Фрески нанесены на все поверхности внутри, а также своды храма. Они гармонично сочетаются с архитектурой строения, составляя вместе бесценный шедевр.

В Мирожском монастыре во Пскове также есть Преображенский храм, где еще более древние, 1140 года, фрески сохранились до наших дней.

Заключение

Росписи храмов способствуют не только их украшению, но и более полному восприятию богослужения. Они, как Святое Евангелие, вся история Церкви, жития святых, нуждаются в познании и понимании. Именно так человек укрепляет свою веру, становясь ближе к Богу и точнее исполняя Его заповеди.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий