Решение о принятии монашества – одно из самых сложных и ответственных в жизни человека. Но вопрос о том, как уйти в монастырь мужчине, а, чаще – как уйти в монастырь женщине, очень актуален в обществе.
Для чего уходят в монастырь?
Начиная путь к монашеству, люди твердо решают для себя, что это не бегство от обычной жизни, не путь от безысходности, не итог разочарования и уход от личных проблем. Наоборот, монашество должно стать осознанным началом новой, лучшей жизни в тесной связи с Богом, ощущении блаженства от общения с Ним. Тихая непрестанная радость от прикосновения к Божьей благодати – вот единственный повод задуматься о том, как уйти в монастырь, но ни в коем случае, не способ «изменить хоть что-то» после разочарования в мирской жизни.
Цель принятия монашества – духовное совершенствование для максимального приближения к образу жизни Иисуса Христа. Евангелие открывает нам Сына Божьего, как совершеннейшего монаха: он не состоит в браке, не познал женщины, не держится за семейные узы и привязанности, у него нет дома, имущества. Иисус Христос постоянно пребывает в добровольной нищете, странствует, постится, молится ночи напролет и имеет связь с Господом. Именно к такому состоянию должен прийти монах, который желает достичь постоянного богообщения и благодати. Но бренная земная жизнь с ее мирскими ценностями тяжелым грузом ложится на душу, замедляя приближение к Богу. Душа, которая очищена от этого груза, легче и быстрее продвигается по пути самосовершенствования и богопознания.
По словам преподобного аввы Исаии, человек, который умом связан с попечениями века, не может служить Богу. Ведь Господь сказал об этом, что нельзя служить одновременно Богу и маммоне, то есть заботам мирской жизни. Именно поэтому те, кто желает служить только Господу, оставляют все земные мысли за воротами обители.
Слово «монах» произошло от греческого слова «одинокий». Но так назвали их люди внешнего мира. На самом деле монашество как раз избавляет человека от одиночества. Чтобы это произошло, есть два пути согласно христианскому учению – соединиться с Богом или вступить в брак.
Оба эти пути делают человека не одиноким. Люди в браке, согласно Евангелию, одна плоть. То есть, тесно соединенные Таинством Венчания в единое целое. А монах получает для себя иного неотлучного спутника на всех жизненных путях – самого Бога.
Подготовка к монашеской жизни
Вопросом о том, как начинать реализовывать принятое решение уйти в монастырь мужчине или женщине, задаются многие люди. Этот путь начинается с подготовки, она называется послушничеством.
Послушник – человек, живущий постоянно в монастыре и выполняющий различные работы, поручения, которые называются послушания. Они могут быть очень разнообразными, тяжелыми, неприятными, даже обидными, с мирской точки зрения. Но послушник в течение трех лет с того момента, как принял решение стать монахом, идет смиренно и безропотно по этому пути. Этого времени хватает для того, чтобы окончательно убедиться, что монашеский образ жизни близок послушнику и является его призванием.
Пострижение в монахи
После того, как период послушничества пройден, производится посвящение в первую степень монашества. Всего в православии выделяют три степени монашества:
- Иночество (рясофор);
- Малая схима (мантия);
- Великая схима (схима).
Они отличаются по количеству обетов, которые даются Богу. Кроме этого, с принятием схимы, послушания изменяются, а обязанности в монастыре становятся более ответственными. Внешне схимники и иноки отличаются по монашескому облачению.
Великая схима является высшей степенью монашества и предполагает, практически, полное отрешение от мира. Схимонахи не выполняют послушаний, но постоянно пребывают в молитве и живут в затворе или являются отшельниками.
Монашеское духовенство имеет также несколько чинов:
- иеродьякон
- архидьякон
- иеромонах
- архимандрит
- игумен
- епископ
- архиепископ
- митрополит
- викарий
- патриарх
Когда совершается посвящение в монахи, то послушник постригается. Это таинство получило название «постриг» в связи с тем, что пострижением волос символизируется добровольная жертва Богу. Будущий монах произносит определенные обеты, получает новое имя, оставляя прежнюю жизнь и становясь новым человеком. При переходе от иночества в малую схиму и выше, имя снова меняется и совершается новый постриг.
Главной работой монахов является то, что они молятся за весь мир. Поэтому, пока есть монахи, мир стоит. Пока монахи молятся, люди продолжают жить так, как хотят.
Кто может поступить в монастырь?
Встать на сложный, но духовно радостный путь монашества, может любой мужчина и любая женщина. Но, конечно, требуется выполнить несколько предварительных процедур в течение довольно долгого времени, чтобы проявить свою готовность.
- Нужно быть православным христианином.
- Следует воцерковиться, то есть регулярно посещать храм, душой участвовать в богослужении.
- Совершать регулярные молитвы – утреннее и вечернее молитвенное правило, как минимум.
- Соблюдать посты, как телесный, так и духовный.
- Изучать Евангелие, духовную литературу, произведения святых и духовенства.
- Почитать православные праздники.
- Посещать монастыри, совершать паломничество, пожить в качестве трудника в обители.
- Найти духовного наставника, знающего жизнь в монастыре, постоянно советоваться с ним, руководствоваться его указаниями и наставлениями.
Выполнение этих условий сможет подготовить душу к иному образу жизни, изменить систему ценностей и расставить приоритеты так, что на первом месте окажется спасение души.
В качестве препятствий для монашества также имеется немало факторов. Не может стать монахом или монахиней тот, кто:
- Является семейным человеком;
- Воспитывает несовершеннолетних детей;
- Пытается скрыться от правосудия, совершивший тяжкое преступление и не покаявшийся в нем;
- Достигший преклонного возраста, слабый здоровьем, неспособный нести послушания.
Только после трезвого и серьезного размышления стоит принимать решение об уходе в монастырь. Спешить с этим не нужно, ведь после пострига пути назад не будет. Недаром монахи говорят, что это удел избранных, счастье, но и тяжелый крест.
Для желающих навсегда поселиться в обители, есть замечательные письма преподобного Паисия Святогорца, в которых он предлагает тщательно отсканировать свое сердце. И если в нем найдется, хотя бы, маленький уголок, в котором живет привязанность к какому-то человеку в мире, то не стоит уходить в монастырь. Через эту привязанность сатана начнет проникать в душу, одолевая мыслями и земными заботами. Отрешение от земной жизни должно быть полным и окончательным, только тогда у монаха будет движение вперед, к Богу. А ведь именно ради этого люди и должны уходить в монастырь.
Жизнь в монастыре
Побывать в монастыре и увидеть жизнь монашествующих доступно в 21 веке каждому верующему. Это можно сделать с помощью паломнической поездки, которая длится от одного дня до недели. При этом миряне, которые совершают паломничество, живут при монастыре, в отдельных помещениях для гостей. Конечно, проживание не праздное, оно служит для приобщения к иноческой жизни. Паломники проходят послушание, трудятся и молятся наравне с монахами. Тяжелая, не содержащая ни одной праздной минуты, жизнь в монастыре, несмотря на всю ее сложность, очень благодатная и умиротворяющая. Строгая дисциплина в обители не угнетает, как в миру, а вносит упорядоченность и уверенность в нужности своего дела.
Пост, работа на благо монастыря и молитва за весь мир – вот смысл жизни монахов. Свободное время посвящается чтению, рукоделию, творчеству, другим увлечениям, которые душе приносят радость, а обители – пользу.
Монахи после пострига принимают обеты целомудрия, нестяжания и послушания.
Целомудрие как безбрачие, воздержание от удовлетворения страстей, похотей, можно иметь и в миру, если поставить себе такую цель. В монастыре под этим подразумевается обретение Бога. Кроме Него не существует никаких пристрастий, никто, кроме Господа, не должен занимать место в сердце инока или схимника.
Послушание – полная покорность. Это относится к старшим в монастыре, перед людьми, в смысле готовности им послужить. И, самое главное, перед Богом. Все, что происходит, принимать с благодарностью.
Нестяжание – отказ от земных благ и пристрастий. Дух при этом становится легким, мысли не заняты мелочными, суетными делами.
Можно ли «выйти» из монашества?
После совершения пострига выход из монашества считается грубым нарушением обетов, святотатством и неискупаемым грехом, предательством Христа.
Именно по этой причине тем, кто хотел бы спасти свою бессмертную душу в монастыре, стоит подумать, очень серьезно пройти послушание и только после этого стать тем, кто молится за всех людей Земли, обращаясь к Господу с чистым сердцем, светлыми мыслями и невинной душой.