Кто такие херувимы в православии?

Каждый православный христианин, молясь за литургией, слышал проникновенную Херувимскую песнь. Однако кто такие херувимы, как выглядят и какое место они занимают в небесной иерархии, установленной Господом? Эти вопросы подробно рассмотрим в данной статье.

Значение слова херувим

Херувим

Херувимы – это ангелы, один из ангельских чинов. Этимология этого слова ведет свое начало от древнееврейского слова «керув» (kerūb), что означает «милосердный», «милостивый». Из этого происходит греческая форма χερουβίμ «херувим», которое обозначает ангелов с чертами льва, быка, орла и человека, о которых часто идет речь в библейских текстах, например, в книге Бытия.

Они часто упоминаются в различных религиозных традициях, включая христианство и иудаизм, ассоциируясь с понятием небесных существ, покровителей и защитников, которые окружают престол Божий и исполняют Его волю.

Соответственно, слово «херувим» имеет сложную этимологию и связано с ангельскими существами, которые помогают исполнять волю и по словам автора сочинения «О небесной иерархии» сообщают другим дарованную им от Бога мудрость. Собственно, иногда их называют проводниками Божественной Премудрости, символически изображая у них большое количество глаз.

Какое место занимают в иерархии ангельских чинов?

Серафимы, херувимы и престолы

Предложенная иерархия ангельских чинов в православии представляет собой систему, основанную на богооткровенных источниках. В православной теологии выделяются девять основных чинов ангелов, которые упоминаются в Священном Писании и Предании Церкви. При этом в Библии нет подробного перечня чинов, однако имеются упоминания о каждом из них в различных книгах:

  • Первый ангельский чин – Серафимы. Они описываются как страшные, могущественные существа, стоящие перед престолом Божиим и воспевающие Святую Троицу. Они обладают шестью крыльями и излучают сверкающий свет.
  • Второй чин – Херувимы. Они изображаются как существа с четырьмя крыльями. Они являются свидетелями тайны Божественной Литургии и характеризуются как Премудрость Божия.
  • Третий чин – Престолы. Они считаются стражами Божественного престола. Их функция состоит в том, чтобы передавать волю Божию более низшим ангельским чинам. По Иезекиилю на них образно восседает сам Господь и вершит Свой суд.
  • Четвертый чин – Господства. Они представляют собой ангелов, которые выступают покровителями земных правителей и царей. Также Господства помогают человеку укрощать свои страсти, владеть ими.
  • Пятый чин – Силы. В их власти совершать чудеса, которые преподают эту способность праведникам и угодникам Божиим.
  • Шестой чин – Власти. Они повелевают стихиями, а также способны укрощать злых духов.
  • Седьмой чин – Начала. Они повелевают странами и народами, а также наделены властью повелевать законами вселенной.
  • Восьмой чин – Архангелы. Они являются учителями и провозвестниками воли Бога человеку. Отдельно следует выделить Архистратига Михаила, который считается высшим архангелом и начальником всего небесного воинства.
  • Девятый чин – Ангелы. Это проводники воли Божией человеку, о чем упоминается как в Писании, так и в Предании. Они наиболее близки людям и выполняют роли хранителей и защитников.

Таким образом, отвечая на вопрос, что значит херувим, можно сказать, что это один из девяти небесных чинов ангелов, которые занимают особое место в иерархии небесных существ, окружающих Господа. Они считаются одними из самых близких к Богу, и их главной задачей является отражение Божественной мудрости.

В иерархии ангельских чинов херувимы занимают второе место после серафимов, которые стоят выше их. Они считаются ангелами, обладающими особыми знаниями и мудростью, и могут служить посредниками между человеком и Господом. Эти ангелы также считаются существами, которые помогают людям достичь духовного прозрения.

Херувимы в Ветхом Завете

Херувимы в Ветхом Завете

В Ветхом Завете херувимы упоминаются в качестве священных существ, стражей и служителей перед престолом Господа. Они обычно описываются как ангелы с лицом человека и лицом льва, быка или орла. В Библии они часто упоминаются в контексте храмового служения, охраны священных мест и передачи Божьих повелений.

Так, упоминание о них содержится еще в книге Бытия. В ней сказано, что после изгнания людей из Эдема Господь поставил охранять вход в него некого Херувим с огненным мечом.

Один из самых известных образов херувимов в Ветхом Завете может быть найден во второй книге Моисея – Книге Исход. В этой главе описывается, как Бог приказывает сделать из чистого золота двух херувимов, которые будут расположены на крышке Ковчега Завета. Эти два ангела были символами присутствия Бога среди своего народа.

Подробное описание же этих ангельских существ приведено в первой главе книги пророка Иезекииля, почитаемой и у христиан.

Эти ангелы также упоминаются в других частях Ветхого Завета, к примеру, в Псалмах. В их текстах они описываются как служители Божьи, сопровождающие его великолепие и славу.

Херувимы в христианстве

Изображение херувима

В православии эти ангелы играют важную роль в христианской традиции. Они часто упоминаются в Библии как святые сущности, окружающие престол Божий.

При этом в Священном Писании о них не упоминается. Однако, говоря о восприятии херувимов в христианстве, следует обратить внимание на сочинения церковных авторов:

  • Климент Александрийский, упоминая изображения херувимов, установленные на Ковчеге Завета, говорит о том, что соответствующее изображение является лишь символом, не отражая их реальный облик. Объясняет он это тем, что человек не способен узреть существ духовного мира и соответственно, как-либо описать. В связи с этим изображение херувимов является попыткой отразить их суть в понятном образе.
  • Блаженный Августин, давая толкования на отдельные моменты книги Бытия, считал, что ангел херувим с огненным мечом это также символический образ, а сам меч отражает огонь страданий.
  • Иоанн Златоуст, комментируя тот же отрывок, полагал, что херувим символизирует невозможность после грехопадения обрести тот рай, который был уготован первым людям.
  • В свою очередь Ефрем Сирин, давая толкование на книгу пророка Иезекииля полагал, что в том видении он описывал именно херувимов как ангельский чин. Собственно, именно на мнение Ефрема Сирина и полагается современная церковная иконография, изображая их.

При этом они играют важную роль в богослужении православной церкви. Во время Литургии верных херувимы упоминаются в молитвах и песнопениях, и представляются как ангелы, воспевающие хвалы Господу.

Так, известным примером православного песнопения является Херувимская песнь. Она поется на каждой литургии и служит подготовкой к Великому входу. Считается, что песнь сама по себе не является молитвой, а служит в значении поэтического описания действий, происходящих в алтаре:

«И́же Херуви́мы та́йно образу́юще, и животворя́щей Тро́ице трисвяту́ю пе́снь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние. Я́ко да Царя́ всех поды́мем, А́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилу́иа»

В искусстве херувимы часто изображаются как крылатые ангелы с лицами людей или животных, символизируя свою близость к Творцу. Они часто присутствуют на иконах, в росписях церковных сводов и в других произведениях христианского искусства.

Предание содержит и имена херувимов, вернее, трех из них: Уурил, Израэль и Иехоэль.

Внешний вид

Фото херувима в храме

Внешний вид херувимов в православии сильно отличается от классического представления о беловолосых, крылатых ангелах. Они изображаются как сущности с четырьмя лицами, четырьмя крыльями и множеством глаз. Собственно, как же выглядят херувимы в традиционном их исполнении?

Так описывает пророк Иезекииль образ их лиц:

«Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех»

Кроме этого, отмечаются прямые ноги, при этом ступни их напоминали ступни тельца, сами же они сверкают как медь. Под крыльями пророк Иезикииль увидел человеческие руки.

Херувим на фреске

Действительно, внешний вид херувимов может показаться очень странным и как бы не соответствующим представлениям об ангелах в целом. Именно поэтому это описание было предметом толкования святых отцов, а также объектом вдохновения для художников и поэтов.

Отличие херувимов от серафимов и престолов

Херувимы на росписи в храме

Так, херувимы, серафимы и престолы являются тремя различными чинами ангелов в христианской теологии. Каждый из этих классов ангелов имеет свое уникальное служение Господу:

  • Херувимы. Являются одним из чинов ангелов, о которых упоминается в Библии. Они изображаются как существа с лицами животных и крыльями в количестве четырех. Собственно, херувимы считаются охранителями святынь и духовными стражами. Они также являют собой символ мудрости и знания.
  • Серафимы. Они также являются чином ангелов, о которых упоминается в Библии, а изображаются как ангелы с шестью крыльями и огненными ликами. Серафимы служат Богу непосредственно и славят Его святым пением.
  • Престолы. Предполагается, что Господь восседает на них, словно на троне (престоле). Собственно, это олицетворяет их как носителей царского Величия Господа.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий