Читая Святое Евангелие, верующие постоянно сталкиваются с множеством слов и названий, точный смысл которых не совсем понятен. И это вызывает дискомфорт, не полную радость от прикосновения к Божьей истине. Одним из таких определений является слово мытарь.
Кто это такой?

Мытари в Евангелии относятся к отрицательным персонажам, которые постоянно упоминаются в негативном контексте. Дело в том, что профессией мытарей было собирание налогов с населения в пользу Римской империи. Мытарями служили местные жители, которые были иудеями, верующими. Но при этом постоянно осквернялись, общаясь по службе с язычниками. Так считали их сограждане.
Почему не любили мытарей?
Но самое главное отвращение к мытарям у народа вызывало не взаимодействие с Римскими завоевателями, а то, что власти отдельных областей и сами мытари увеличивали размеры установленных Римом налогов. Разницу они присваивали себе и обогащались за счет соотечественников. Ведь проверить назначенный налог никто не мог, приходилось платить столько, сколько требовали мытари.
Покаяние для мытаря

Поэтому, согласно Талмуду, еврей, который стал мытарем, даже отлучался от общества. Он был символом грешника, так сказать, образцом его. Именно поэтому, Иисус Христос, который пришел ради того, чтобы призвать к покаянию грешников, много внимания уделял обращению мытарей к истинной вере и оставлению грехов. Говорил, что для этого достаточно не брать лишнего, но добросовестно выполнять свои обязанности, не грешить более после раскаяния в своих грехах.
Противники Спасителя постоянно высказывали ему обвинения в том, что Он дружит с мытарями и грешниками, ест и пьет с ними. (Мф.11, 19). Тем самым они обвиняли Его не только в дружбе с конкретными людьми, но и в измене своему народу, потому что Он общается с прислужниками оккупантов и их ставленников.
Тем не менее, именно мытари нередко обращались к вере, следуя за Господом и становясь его учениками. Самый яркий пример раскаявшегося мытаря – Матфей (Левий), который сделался апостолом Иисуса Христа. Об этом говорится в Святом Евангелии.
Пример мытарей, способных оставить прибыльное ремесло и незаконно нажитые средства и обернуться к Господу, вызывает надежду, что не все потеряно для подобных людей и в современной жизни.