Москва – Третий Рим: что это значит, откуда появилось выражение

Нередко в литературе, по телевидению, да и просто в разговорах можно встретиться с выражениями, вызывающими ряд вопросов. Фраза «Москва – Третий Рим» – одна из таких. Казалось бы, что такое сравнение совершенно абсурдно, поскольку что общего может быть у итальянской столицы с Москвой. Однако это не просто расхожее выражение. Оно представляет собой целую концепцию, в рамках которой наша страна развивалась в течение долгих веков, означающую политическую и духовную преемственность России от величайших империй прошлого. Так кто же сказал, что Москва – Третий Рим, откуда появилась эта идеологема?

Суть концепции

Москва - Третий Рим

Идеологема «Москва – Третий Рим» возникла в XV веке, на заре становления Русского Царства как мощной и самодостаточной страны. Тогдашняя Русь, населенная, преимущественно, православными людьми, земли которой были объединены под властью московских князей, остро нуждалась в концепции, оформляющей ее устремления и амбиции.

Образ «Москва – Третий Рим» – что это значит в истории России? Согласно данной идеологеме, Москва (а вместе с ней и вся Русь) является преемником Константинополя (второго Рима), который, в свою очередь, приобрел свое значение после падения Западной Римской цивилизации. При этом концепция предполагает не только лишь политическое правопреемство Москвы, поскольку в Западной Европе к тому времени существовали мощные и развитые государства, на каждое из которых оказала влияние античная римская цивилизация. Во многом идеологема означает духовное преемство духовных богатств и традиций христианского Востока, хранителем и оплотом которого и являлся Константинополь – Второй Рим.

Считается, что автором теории «Москва – Третий Рим» является псковский монах Филофей, написавший так о Москве в одном из своих посланий к столичному двору. Однако он лишь сформулировал основные ее постулаты, сама же концепция постепенно формировалась задолго до его сочинений.

История идеи «Москва-Третий Рим»

Стилизованное под икону изображение концепции «Москва — Третий Рим»

Известно, что Русь приняла христианство в 988 году нашей эры. Тогда еще не существовало разделение на православие и католичество, однако традиции на Востоке разительно отличались от того, что было на Западе. Русь крестилась по восточному, византийскому образцу, а ее территория и паства стали одной из составных частей Константинопольского патриархата.

Наименование «Византия» встречается исключительно в исторической литературе. Сами византийцы именовали себя «римляне», «ромеи», а свою империю называли Римской.

После Великого раскола XI века русские земли полностью находились под духовным управлением Константинополя, и даже первые митрополиты были византийцами по происхождению.

Однако со временем Ромейская империя слабела, в то время как Русь, хоть и ослабленная столетиями монгольского ига, начала объединяться и усиливаться под властью московских правителей. Таким образом, появление теории «Москва – Третий Рим» можно отнести к данному периоду. Так, значимым событием того времени является брак Московского Великого Князя Ивана III и византийской принцессы Софьи Палеолог. Это значительно увеличило престиж Русского Царства на международной арене.

О духовном размежевании с ромеями следует говорить в контексте Флорентийской унии, заключенной между Константинопольским патриархом и Ватиканом, которая означала объединение православной и католической Церквей. На Руси этот акт был принят крайне негативно, а патриарха Иосифа II, как и весь византийский двор посчитали отступниками и предателями веры.

Захват Константинополя турками в 1453 году означал конец Византии как православного государства. Единственной крупной независимой страной становилось на тот момент Русское Царство со столицей в Москве. Событие этого года определило концепцию «Москва – Третий Рим» в качестве вполне оформленной.

Учреждение патриаршества на Руси, произошедшее в 1589 году, обозначило полную независимость и самостоятельность русской Церкви, а вместе с ней и страны в целом, поскольку власть церковная в стране имела значение, пожалуй, не меньшее, чем мирская.

Содержание концепции

Концепция Москва - Третий Рим

Значимую концепцию «Москва – Третий Рим» следует рассматривать с разных сторон. Ее многогранность заключается в том, что данная идеологема имеет государственное, духовное и эсхатологическое значение.

Политическая преемственность

Говоря о создании концепции «Москва – Третий Рим», следует понять, что же подразумевается под словом «Рим» –  только ли город, центр современной Италии?

Отнюдь, Рим – блистательная столица крупнейшего государства античного мира, обладающего всеми признаками наднациональной империи, объединившей сотни народов ойкумены. Общество античного Рима было высокоразвитым, а социальный строй передовым в тот исторический период.

Таким образом, Рим для жителя античных времен – не просто город, имперская столица, но и сосредоточие всего самого лучшего и передового, недосягаемый образец для подражания.

Второй Рим это Константинополь, называемый в русских летописях Царьградом. После разграбления общеимперской столицы варварами в 476 году город утратил свое значение. Однако жители восточной части империи избежали политических потрясений, а Константинополь приобретает славу нового Рима по праву преемства.

Спустя тысячу лет Восточная Римская империя также прекратила свое существование, а Константинополь пал под натиском турок. Русь же, имевшая мощнейшие культурные и политические связи с Царьградом, выглядела новым преемником цивилизации, основанной на берегах Тибра. Таким образом, возрождающаяся после сотен лет монгольского ига Россия со столицей в Москве, приняла эту идею в обоснование своих политических амбиций и устремлений. Вот почему Москва – Третий Рим, что, впрочем не вызывало вопросов среди русских людей на протяжении долгого времени.

Духовная преемственность

Теория Москва - Третий Рим

Появившись в Иудее – одной из римских провинций, христианство распространилось по всей стране, за 300 лет став ее государственной религией. Рим же был одним из религиозных центров, неоднократны его описания и упоминания в Священном Писании и Предании.

Бывшая единой, Церковь в 1054 году была расколота на западную (католическую) и восточную (православную). Причинами размежевания стали канонические расхождения, а также разногласия относительно роли римского папского престола и влиянии его на остальных церковных иерархов. Центром православной жизни стал Константинополь, а позже, после его падения от рук мусульман-османов, только Русь стоит со столицей в Москве, оставаясь единственным независимым православным государством в мире.

Эсхатологическое значение

В общих чертах теория «Москва-Третий Рим» была сформулирована монахом Филофеем в его письме к дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину, в котором были написаны слова «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать», историчность которых не подлежит сомнению.

В них, кроме прочего, монах указывает, что на Москве преемственность окончена. То есть «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать», а иными словами, Россия является и останется центром православного мира до скончания времени.

Несмотря на такую многогранность, концепция должна рассматриваться в совокупности своих значений, образующих единое и целостное понимание той роли, которая отведена нашему Отечеству.

Последствия и влияние на историю России

Теория Москва - Третий Рим

В общих чертах концепция находила отражение в действиях многих русских государей. Так, уже в 1547 году Иван Грозный венчался на Царство, провозгласив себя Царем, хотя такие попытки были предприняты еще при князе Василии, его отце. А при его предшественнике Иване III геральдика Московского Царства получила византийского орла, ставшего одним из государственных символов.

На пике своего могущества Российская Империя воспринимала себя как защитница православных всего мира. Так, нескончаемые войны с османами во многом были вызваны желанием освободить христиан Балкан и Юго-Восточной Европы от турецкого ига.

Также и вступление в Первую мировую войну было обусловлено защитой православных сербов от притязаний европейских монархов. При этом нельзя не отметить, что конечной целью России всегда был Константинополь – древняя имперская столица, «Второй Рим», обладание которым, впрочем, предоставляло возможность контроля всего черноморского региона.

В наше время, когда общество столкнулось с идеологическим и духовным вакуумом после распада СССР, концепция получает новое признание. Так, конструкция «русского мира», являющаяся нарративом событий последних лет, во многом наследует рассматриваемой идее, отражая преемственность государственных и духовных традиций и установок нашего Отечества.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий