Можно ли спастись, живя лишь по совести?

Почти каждому православному христианину в разговоре со своими родственниками или друзьями доводилось слышать следующие объяснения их нецерковного положения: «у меня Бог в душе, я никого не убил (ничего не украл), я живу по совести». Есть ли надежда на спасения у таких людей? И как быть с народами, которые многие сотни и тысячи лет жили, не просвещенные Евангельской Вестью?

Суть спасения в христианском понимании

Спасение утопающего Петра
Фото: Temples.ru                            

На вопрос, что же такое спасение и жизнь вечная, большинство простых прихожан дают один из следующих ответов:

  • райский сад с дивными деревьями;
  • место вечного блаженства, где нет болезней, горя и смерти;
  • небесный город Иерусалим с поющими Ангелами и святыми и пр.

Во всех этих определениях есть какая-то доля истины, однако в них отсутствует самое главное. Как сказал однажды митрополит Антоний Сурожский «Вечная жизнь — это в первую очередь наша приобщенность к Богу». То есть, чтобы вкусить радость спасения, не нужно дожидаться исхода из нашей земной жизни. Уже сейчас православный христианин, по слову апостола Петра, является причастником Божьего естества.

Чтобы понять глубину евангельской вести, необходимо уяснить для себя ответы на следующие 2 вопроса:

  1. Почему наш Господь Иисус Христос назван Спасителем?
  2. От чего Он нас спасает?

Все религии сходятся в том, что в нашем мире произошла какая-то катастрофа, после чего человечество стало подвержено смерти, страданиям, болезням и т. п. Соответственно, если ориентироваться только лишь на наши потери, то суть спасения можно свести к устранению этих самых последствий. Однако христианство указывает на самую главную потерю человека вследствие грехопадения — мы потеряли Бога. А без Него наша жизнь начинает умирать, тлеть, истощаться.

Отсюда выводятся важные следствия:

  • спасительная миссия Сына Божьего ставит за цель вернуть человеку главную утрату — Бога;
  • победа над смертью, грехом и т. п. возможна только при одном условии — восстановление причастности к Источнику Жизни (Богу).

Священное Писание в разных формах настаивает на том, что спастись добрыми делами невозможно. Такие попытки можно сравнить с тем, как если бы человек с хромой ногой пытался ходить прямо, не излечив физический изъян.

Как быть с языческими народами?

Этот вопрос часто задают люди, желающие оправдать свое нежелание входить в церковную жизнь. Священное Писание дает некоторые намеки на то, что шанс на спасение есть и за пределами видимых церковных стен. У апостола Павла есть предположение, что язычники, не имея доступ к Божьему Закону, будут судимы по закону совести. Стоит ли себя тешить надеждой на такой вариант, отвергая возможность приобщиться к Церкви, участвовать в Таинствах, просвещаться живой проповедью? Вопрос риторический. Однако с уверенностью можно сказать, что Бог видит ситуацию каждого человека, и стучится в жизнь каждого человека всеми доступными способами («Се стою у дверей и стучу»).

Зачем нужны добрые дела?

Доброе дело
Фото: Flickr.com

Отдельные протестантские группы исповедуют крайнее понимание спасения, ограничивая свою религиозную жизнь лишь верой в Подвиг Спасителя. Для таковых есть серьезное предостережение Апостола — «и бесы веруют». Невозможно возродиться христианской верой, и не поменять своего поведения. Обновление жизни, любовь к Богу и ближнему выражается в том числе в нашем добром поведении.

И тут становится понятной функция совести, которую Авва Дорофей называет «искрой Божьей в душе человека». К совести человека в падшем состоянии Священное Писание применяет такие эпитеты, как «сожженная», «нечистая», оскверненная». В Крещении мы просим у Бога «благой совести», после чего она действительно может стать инструментом нашего духовного руководства.

В качестве ответа на вопрос «Можно ли спастись, живя лишь по совести?» можно привести цитату из Библии «Не искушай Господа». Лучше не рисковать, и, пока есть еще время, приобщиться к Церкви Христовой. Это даст возможность в полноте насладиться радостью спасения уже здесь, в земной жизни.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (11 оценок, среднее: 4,91 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 3
  1. Вадим

    Это сложный вопрос. Смотря какая это совесть. Да и дело в том, что нас создали только для того, чтобы из нас сделать богов, таких же как Отец. Да спастись можно, если у вас сердце-разум такое светлое как день. Тогда после 2-го пришествия и суда вы будете дальше совершенствоваться. А если нет, то погибните. Так вы знаете: какое у вас сердце-разум?

  2. Андрей

    А что это за идол такой — совесть? То есть весь человек повреждён, а совесть почему-то осталась первозданной, которая может быть критерием истины? Например большевики, по совести хотели всё отнять и поделить.

  3. Алексей

    Совесть — это нравственный закон, записанный Богом в сердце человека. Все назидания церкви, обряды и таинства предназначены для того, чтобы человек стал жить по совести. Поэтому главное не участие в этих обрядах, а регультат, к которому они направлены — жить по совести. И говорить о том, что в священном писании это опровергается, как минимум, ошибочно: вспомните слова Христа о том, что Он не принимает к Себе людей, которые многократно возглашали к Нему «Господи, Господи», но безразлично проходили мимо нищего, нуждающегося в их помощи. Так что не надо вводить в заблуждение людей, живущих по совести: важно не формальное соблюдение закона, а результат — милость и любовь в сердце человека!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: