Можно ли выходить замуж за неверующего?

Вопрос о том, можно ли заключать брак с неверующим, очень актуальный и сложный. Сразу нужно сказать, что однозначного ответа на него получить нельзя. Слишком много мнений даже у представителей священства по этому вопросу. Также хочется отметить, что речь идет именно о неверующих, атеистах. Не об иноверцах, брак с которыми Церковь однозначно запрещает.

И не об тех, кто был крещен в детстве, но потом в храм не ходил и понятия не имеет об основах православия и церковной жизни. Они православные, но не воцерковленные. Их духовная жизнь еще не началась, она в спящем состоянии. Они сами не знают, кто они по вере и к чему стремятся.

А вот атеисты – люди со вполне сформировавшимся мнением, которое позволяет им жить свою земную жизнь, не задумываясь о последствиях и не затрудняя себя мыслями о том, что будет дальше.

Мнение 1 – нельзя, но приходится

Несчастная пара
Фото: Flickr.com

Одни православные священники, выступая на уважаемом телевизионном канале, говорят, что если запрещать браки с неверующими, то за кого женщинам выходить замуж? Ведь, по статистике, всего 3% среди прихожан в российских храмах составляют мужчины. Да и те уже, в большинстве своем, в возрасте не детородном.

Просто — нужно еще во время периода ухаживания выяснить отношение жениха к религии. Как он будет относиться к тому, что жена будет соблюдать пост, в том числе воздержания в интимной жизни? Как будущий отец будет относиться к абортам, к рождению нескольких детей, к многодетности? Как будут воспитываться дети – в вере или неверии?

Если он согласен относиться к ее церковной жизни лояльно, то все хорошо. А если нет, то им нужно распрощаться. Таков совет протоиерея Андрея Ткачева.

Конечно, если православная девушка в своей вере крепка, имеет силы и опыт для того, чтобы противиться силам зла, она сможет эти вопросы регулировать и настаивать на своем. А если — нет, если это испытание она не выдержит? Даже страшно подумать, что может произойти, какой грех она совершит, вступив в брак с атеистом и, встав на его позиции.

Но это лишь одно мнение.

Мнение 2 – нельзя категорически

Неудачное замужество
Фото: Flickr.com

Священник Даниил Сысоев, напротив, категорически отрицает саму возможность брака верующего с неверующим.

По его мнению, верующие жены или мужья в таком браке очень быстро забывают о ревности к спасению, заменяя ее приспособленчеством, постоянными уступками и обмирщением. А иногда наступает и прямое отступничество. Вместо посещения храмов по воскресеньям, едут на дачу и тусовки с друзьями мужа. Утренние и вечерние молитвы сокращаются, а то и вовсе исключаются, потому что времени катастрофически не хватает.

Дети в таких семьях растут циничными и неверующими. Ведь у них перед глазами самый страшный пример – отступничество одного из родителей. И это не только в наше время, примеры таких браков приводил еще Киприан Карфагенский в 3 веке. А затем на протяжении веков браки с иноверцами и неверующими, посланные в испытание христианам, показывали лишь одну истину – Господь не помогает тем, кто нарушает его заповеди. А заповедь о недопущении таких браков содержится в Евангелии.

Мнение Церкви – официальное и от начала века

Несчастные супруги
Фото: Flickr.com

В священном Писании еще на заре мира Бог не одобрял смешение крови верных ему с кровью неверных. Катастрофа Всемирного Потопа вызвана как раз смешением крови Божьих сынов и крови человеческой:

Сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими; потому что они плоть (Быт. 6, 2-3).

И далее подобных примеров того, что Господь карает отступников, приводится великое множество, как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете, и вплоть до наших дней.

Но официально этот закон изложен в 72 правиле VI Вселенского Собора. Оно говорит:

Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитати нетвердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцой волка, и с частью Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но аще некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззрети на божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по божественному апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже верне (1 Кор. 7, 14)

Не только Вселенские Соборы, но и святые отцы нашей Церкви подтверждают эту истину о невозможности брака с неверующими. Например, очень глубоко в душу проникают слова Амвросия Медиоланского:

Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим: то как может быть брак там, где нет согласия веры.

Заключение

В конце хочу привести свое скромное мнение по данному вопросу. Как известно, семья христиан – это малая Церковь. И муж – глава этой Церкви. Кто же встанет во главе, если муж неверующий? И как достичь в такой ячейке главной цели – спасения себя и своих ближних? Как вынесет такая малая Церковь все испытания, подобные тем, что православная Церковь перенесла за тысячелетия?

Стоит поискать ответы и на эти вопросы, прежде, чем решиться на брак с неверующим мужчиной.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Сергей

    Интересный аргумент придумали современные атеисты: докажи, что ты верующий. Можешь, там, исцелить больного, двинуть гору? И это, по-моему, очень серьезно. С 19 века пошло какое-то немножко расслабляющее богословие: время подвигов прошло, мученичество не по силам, осталось только терпение… но потом были и новомученики и преподобные. Изменилось отношение к подвигу. Вот, скажем, жены декабристов были какими-то сказочными богатыршами? Нет, они были обычными средними светскими дамами, просто любили мужей по-настоящему. И новомученики были обычными людьми, просто любили Христа, старались жить для Него. Так вот, сейчас не видно четкой границы между верующим и неверующим, верующий редко идет на тот благородный риск, на который в состоянии пойти неверующий пофигист, сохранивший интуитивное различение добра и зла. Вот задать себе вопрос — на что реально я могу пойти ради Христа? На смерть, ясно дело, но тут сразу и награда. А инвалидность, тюрьма, бездомность, конфликт с начальством? Это труднее смерти, тут не видно благого конца. Может быть, по таким признакам можно определить веру, — свою и избранника? Это не утверждение, только предположение. Вообще, тяжкое это испытание — неопределенность.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: