Основные отличия православия от католицизма

Католицизм имеет от православия достаточно много отличий, описать которые сразу не выйдет ввиду необходимости ссылок на многие религиозные источники и проведения исторических параллелей. Разбор основных отличий и небольшой исторический экскурс — читайте в статье.

Отличительные черты католицизма

Папа Римский Франциск
Фото: Flickr.com

Католицизм является первым по численности последователей (более 1,2 млрд). Во главе стоит Папа Римский, который фактически является верховным правителем святого престола, а не Патриарх. Тем не менее еще не так давно все епископы в католицизме также назывались папами.

Нужно также учитывать, что несмотря на обширное мнение касательно того, что Папа полностью непогрешим — это не так. Непогрешимыми являются исключительно его религиозные высказывания и принимаемые в рамках управления церковью решения.

Основные догматы

Базилика Святого Амвросия
Фото: Flickr.com

У католицизма также существуют догматы, которые кардинально отличаются от Евангельской истины, преобладающей в православии. В числе таковых можно отметить:

  1. Филиокве — утверждает, что Святой Дух исходит из Богов Отца и Сына.
  2. Целибат — фиксирует безбрачие духовенства.
  3. Чистилище — принимает существование такого места, в котором можно искупить свои грехи. Попадают в него после смерти и до попадания в ад или рай.
  4. Догма об исключительно непорочном зачатии девы Марии.
  5. Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства – Телом и Кровью.
  6. Включение в Священное Предание тех решений, что принимались после семи вселенских соборов.

И хотя это не все догматические различия, но те основы, которые должен знать каждый, неверующий человек в том числе.

Обоюдное влияние

Икона Божьей Матери в храме святой Девы Марии в Риме
Фото: Flickr.com

И несмотря на наличие отличий, существует обоюдное влияние православия на католическое учение, и наоборот. К таковым относят:

  1. Тяга католиков к православным иконам, образы которых до сих пор можно встретить в церквях.
  2. Католиков также привлекают работы богословов из православия. Они не отрицают их и изучают, в полной мере поддерживая культурный уровень.
  3. До 19 века православная иконопись частично была подвержена влиянию католиков. Все это было частично, а не повсеместно и только до тех пор, пока православными мастерами не был совершен полноценный переход на академическую манеру.
  4. Перенятие богослужения из католицизма — пассии.
  5. Обоюдное влияние на архитектуру зданий друг друга. Православные архитекторы брали что-то из католических церквей, а католики от православных. При этом конфликтов на этой почве не возникало.

Православие и католицизм до сих пор продолжают заимствовать друг у друга культурные аспекты. Это наглядно подтверждает встреча Папа Римского с Патриархом в 2016 году. Именно в рамках этой встречи было произведено обсуждение важных для обоих направлений вопросов.

Рекомендуем прочитать: Различия между православием и протестантизмом

Главные отличия от православия

Христианство в истории
Фото: ru.wikipedia.org

Итак, теперь что касается той фундаментальной разницы между католицизмом и православием. Она заключается в следующем:

  1. Соблюдение целибата в православии осуществляется только в монашестве. Все прочее духовенство имеет полное право вступить в брак.
  2. В православии Священное Предание не содержит в себе постановления из семи Вселенских соборов. Оно также не включает в себя решения всех тех соборов, что были после, и послания папы.
  3. Догмат о чистилище в православии отсутствует и никогда не существовал.
  4. Учение о том, что существует переизбыток добрых дел Христа, апостолов и других важных для церкви личностей отсутствует. В католицизме же он есть и переизбыток трактуется как «емкость», откуда верующий может черпать свое спасение. Если смотреть на это учение глубже, то только благодаря ему было допущено существование индульгенций, которые стали причиной конфликтов между католиками и протестантами. Более того, индульгенция была тем явлением, что возмутила Лютера, ведь изначально была цель не создать новое направление в христианстве, а «исправить» католицизм.
  5. Латинский культ сердца Иисуса не признается в православии. Причина, по которой он существует в католицизме, — видения монахини Маргариты Алякок. Она утверждала, что Иисус приснился ей и во сне показывал собственное сердце, попутно обучая почитанию сердца и давая наставления на распространение этого среди всех верующих. Никаких оснований признавать эти видения настоящими у православия нет.
  6. Православие во время литургии использует квасный хлеб, в то время как католики используют пресный.
  7. Католики принимают страсть и считают ее естественным для человека. Они верят, что именно страсть заставляет человека либо действовать, либо бездействовать. В православии же страсть приравнивается к греху и даже находит католический термин для обозначения — «порок».
  8. Точная дата Пасхи утверждена согласно александрийской пасхалии, а в католицизме по григорианской.
  9. Святой Дух в православии исходит только от Бога Отца, а в католицизме он исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.

Однако несмотря на все эти различия не стоит принимать католиков за людей, которые «неправильно» верят. Вера не может быть правильной или неправильной. Именно ввиду того, что есть расхождения с православием, нужно при возможности продемонстрировать и аргументировать неправильность учений. Это позволит найти в душе католиков путь к истине.

Как показывает история, католики и православные особо не конфликтуют друг с другом и зачастую даже заимствовали друг от друга некоторые аспекты учения. Связано это с тем, что несмотря на наличие большего количества отличий, все они не настолько кардинальны, как в том же протестантстве. А встреча Папы Римского с Патриархом РПЦ лишний раз подтверждает то, что проблема гонения христиан общая для всех направлений религиозного учения, вне зависимости от любых различий между ними.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (38 оценок, среднее: 4,29 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 30
  1. Михаил

    Статья неплохая в целом, но вводит в заблуждение.
    Например о причастии. Я католик, и постоянно причащаюсь и Телом и Кровью.
    Непорочное зачатие — это пристойное зачатие двоими, которые состоят в законном браке. С этим пояснением понятно, что и я тоже был зачат непорочно — не в кустиках под «ша фэ».
    … ну и далее, об учении какой именно православной церкви речь? Насколько я заметил, различные православные церкви достаточно сильные расхождения имеют в вероучении.
    И последнее. Я считаю, что православные и католики — дети одной и той же Церкви, к сожалению, находящуюся в состоянии раскола.
    Это и есть проблема, которую надлежит решать.

    1. Симеон

      Вы «неправильно» заметили: в плане вероучения все православные церкви едины, существуют лишь незначительные обрядовые расхождения.

    2. Эдуард

      «Я считаю, что православные и католики — дети одной и той же Церкви, к сожалению, находящуюся в состоянии раскола».
      Я православный, и полностью разделяю и приветствую эту точку зрения.

  2. Олег Владивосток

    Если мы дети одной и той же Церкви, то не пора ли нам повзрослеть и иметь ум Христов? И увидеть (уразуметь) Духом Святым кто нас разделяет. Ибо Тело Христово НЕ РАЗДЕЛИМО! И Истина (Дух Святой) не может утверждать разное и служить одновременно двум Церквам (Телам)…

  3. Игорь

    Какой смысл сравнивать Церковь и секту католиков? Они с 1054 года не имеют Благодати. Их дела ничтожны.

    1. Михаил Ортодокс

      Дорогой Игорь, к великому сожалению, у католиков очень много заблуждений на догматическом уровне: это и т.н. «филиокве» и т.н. «непорочное зачатие Девы Марии» и «причастие мирян под одним видом — опресноками» и т.н. «чистилище» и «индульгенции» и т.н.»непогрешимость Папы римского» и много многое другое. К ним можно отнести слова Иисуса Христа сказанные Им фарисеям и книжникам, что они «учат учениями человеческими», а не Божиими. [спаси тебя Господь]

    2. Марина

      С вами полностью согласна. Ересь по политическим соображениям, лишь бы не отдать власть. Очень гнусно

    3. Суханова

      В вот хамить не стоит.

  4. Семён

    Прочитал статью. Послевкусие от прочитанного: «Что католицизм…, что не католицизм…. Все равно….»
    На самом деле еще Самарин написал: «Католицизм! Это иудаизм в христианстве!» Папа и признает иудеев народом избранным… Хотя Христос прямо по Евангелию говорил: «Вы похоти отца вашего (дьявола) хотите творить…» (Цитата не точная). «Отнимется от вас царство…»
    Надо бы стать православным. Тогда такой «кашицы» не будет. Хоть мне и самому до Православия далеко, но такие вещи надо знать….

    1. Алексей

      Это, мягко говоря, не соответствует истине. Именно Святой Людовик беспощадно преследовал иудаизм. Против иудеев выступал догматически и Святой Фома. Наверное, с позиций сегодняшнего дня, они были излишне жестки, и церковь это признала. Уж если в чем и можно упрекнуть католиков, так это в излишней жесткости к иудаизму, но никак не в его поощрении.

  5. Михаил Ортодокс

    1.Католики правильно делают,что на причастии берут пресный хлеб (т.н. опресноки), ибо на Тайной вечери Христос подал Апостолам пресный хлеб , а не квасной. Квасное все до этого дня уничтожалось, ибо это был т.н. «иудейский пасхальный седер». Хотя в св.Евангелиях и стоит греческое слово «артос»- квасной хлеб, но это по причине частого употребления этого слова в обыденной речи всеми грекоговорящими (греческий язык был международным языком, как сейчас является английский). Хотя для спасения это не имеет значения. Но вот грубой ошибкой является причащение т.н. мирян под одним видом, т.е. «опресноком». Т.н. миряне у католиков — это, грубо говоря, верущие «второго сорта». К большому сожалению и у православного священноначалия есть такое отношение к пасомым, хотя и не в такой мере как у католиков. К сожалению в католическом вероучении много заблуждений, ошибок, да и просто «человеческих учений», а не Евангельских. Говоря словами Иисуса Христа фарисеям и книжникам «преданиями вашими вы умалили Закон», а католики (отчасти и православные) умалили св.Евангелие Нового Завета. [спаси всех Господь]

  6. Михаил Ортодокс

    Михаил, «непорочное зачатие Девы Марии от ее родителей» — есть ересь! «Непорочное зачатие» может быть только от Духа Святого и ни от кого больше. Рожденное от земных родителей несет на себе т.н. «первородный грех», т.е. является в глазах Бога — грешником. Читайте и вникайте, читая св. Писание, а не человеческие учения, которые являются — лжеучениями. [спаси всех Господь]

  7. Михаил Ортодокс

    Дорогой Семен, народом Божиим является Церковь Христова, т.е. Дети Божии, рожденные от Бога посредством «воды и Духа( Святого)», в Жизнь(т.е. Христа), вечную. Ибо они и только они, являются наследниками Царствия Божия. Христиане — это «дважды рожденные». Первое рождение — от плоти, второе рождение — от Духа Святого !!! [спаси тебя Господь]

  8. Алексей

    Уважаемые, вы мои, неужели вы действительно думаете, что на том свете нам будет воздаваться за то КАК мы крестились или какой хлеб вкушали на причастии?
    Как же забавно все это, наверно, выглядит сверху.
    Все эти холивары по догматам…
    Мир вам всем

  9. виктор

    Материя — обьективная реальность, данная нам в ощущениях господом. Ребята, давайте жить дружно!

  10. Виктор

    «Святой Дух исходит из Богов Отца и Сына». Да Вы, оказывается язычник!?

    Бог ОДИН! Святая Троица триедина! Ипостаси это не три богатыря, они отдельно не могут быть. Их разделяет только наше сознания, для лучшего понимания сущности. Нет формы без содержания, нет содержания без формы, нет движения как такового, когда нет того, что движется. Всё это существует неотделимо, разделяется на части, для более глубокого понимания сущности Божей.

  11. Вячеслав

    Здесь всё слито в один сосуд и перемешано. Надо всё разделять и потом говорить об отличиях.
    Первое, что необходимо отметить в первую очередь.
    Церковь Христова — это Тело Христово, христиане суть члены этого тела, объединённые через Таинство Евхаристии. Церковь основана Самим Христом во время его земного пребывания, учение Церкви распространено апостолами.
    После того, когда Рим решил отделиться от Церкви и возглавить другую церковь (католическую), Церковь Христова стала именоваться Ортодоксальной (Православной), чтобы было ясно, о какой Церкви идёт речь. Естественно, Христиане не состоят с католиками (еретиками) в евхаристическом единстве.
    Второй, не менее важный вопрос — календарь. Церковь Христова (Православная) не меняла свой календарь. Пасхалия рассчитывается именно по православному календарю. Схождение Благодатного Огня в Иерусалиме В Храме Гроба Господня происходит в Великую Субботу по православному календарю по молитве православного патриарха.
    Остальные вопросы, связанные с различиями, требуют другого (значительно бОльшего) формата описания.

    1. Михаил Ортодокс

      Дорогой друг Вечеслав. Не буду в этом коментарии касатьса вероучечения Католической церкви, вомногом они совпадают с твоими.Это очень серьезная область богословия. Я хотел бы коснуться двух послених тем это: о календаре и т.н. » благодатном огне «. Не знаю насколько ты инфомирован в этом вопросе (см. в интернете статьи свящ.Владимира Хулапа, препод. С.- Петер. Рубана и других авторов ), то если следовать логики расчета дня св. Пасхи Православной церковью по юлианскому календарю (а таких церквей всего — 4-ре, остальные 11 — по новоюлианскому), то этот день будет смещатся сначало на лето, затем — на о осень,и наконец на — зиму. И так далее: по кругу . Но св.Пасха — это весенний день = месяц Авив (т.е. месяц колосьев).Так что Праславной церкви необходимо переходить на грегорианский календарь. И это будет правильно с библейской точки зрения. Так что [ Да и Аминь ]

      1. Михаил Ортодокс

        Теперь перехожу ко второму вопросу: о т.н. «Благоданном огне». Во-первых, ни одна из церквей в лице своих патриархов,пап и т.д. не говорят о чудесном происхождении этого огня. Во-вторых, сами непосредственные участники этой церемонии(а она официально называется: церемония святого огня) говорят о естественном, а не сверхъестественном, происхождении этого огня. Все, что я сказал об этом есть в интернете: и армянский архимандрит, и архиеп. вносящий лампаду, и митр.участвующий в этой церемонии и другие . Благодатный огонь — символизирует Господа нашего Иисуса Христа, который сказал о Самом Себе: «Я — Свет мiру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме.» [ спаси тебя Господь]

  12. Сергей

    Уймитесь, хоть не позорьтесь!
    Ни те, ни другие отношения к Богу не имеете! Собачьтесь дальше по любым вопросам, никому это не интересно…

  13. Алексей

    Меня, честно, удивляют подобные работы.
    1. Католическая церковь сохранила Истину первоначального христианства и Вселенских Соборов. Что такое современное православие? Это результат реформ Никона в середине XVII века! Как выглядело православие до Никона мы практически не знаем. Сходите в Благовещенский собор Кремля и посмотрите на чудом уцелевшую роспись 15 в. или на чудом уцелевшую фреску в Успенском соборе. Они вообще не похожи на современную РПЦ, но зато поди на творения великих итальянских мастеров. Нынешнее православие — это новодел 17 века.

    2. В Евангелие недвусмысленно сказано о приоритете апостола Петра и возложенной на него Спасителем роли создания церкви. Православие в угоду константинопольским патриархам отказалось от этого.

    3. Как может быть церковь национальной? Русской, немецкой, англиканской…? Не есть ли это забвение христианских заповедей?

    4. Православие (так называемое, ибо это никонианство) не признает догмат о Филиокве. То есть ставит Сына ниже Отца. Но ведь это не что иное, как арианство, осужденное соборами 4-5 вв. Иногда читаю: загадка истории, куда делось арианство остготов? Да никуда не делось: стало так называемым православием. Возможно, прав был Григорий Турский: через пленную принцессу остготскую принцессу оно тихо вернулось в Константинополь. Оттого так называемые православные и не чтят Блаженного Августина.
    Просто надо объяснить им, во что их заставляют верить: в новое арианство.

  14. Александр

    Очень жаль, что до сегодняшнего дня нет определения слову ПРАВОСЛАВИЕ. Это тупо и глупо, быть православным но не знать, а что оно такое.
    КАТОЛИЧЕСКИЙ мир прославился делами своими. Он есть суть ускоритель (катализатор) во всём. Католический мир преуспел во всём и в религиозности, и в науках, и в технологиях, и в могуществе, и в подаче идей, для существовании рода человеческого.
    ПРАВОСЛАВНЫЙ мир жуёт сопли и постоянно отбрёхивается, по той простой причине, что не понимает сути слова ПРАВОСЛАВИЕ или ПРАВОСЛАВНОСТЬ.
    Стыдуха ужасная.

  15. сталИна

    сатана обманывает, что существует чистилище (т.е. ты можешь грешить как тебе вздумается, а потом в чистилище отмыть свои грехи, нет такого не будет!) Прощение на земле!, старайтесь исправить свои грехи на земле. Здесь Бог вас услышит, а аду , если вы произнесете Имя Бога, демоны так замучают вас, потому что они ненавидят это Имя. Господь любит, балует, исполняет желания против судьбы. Возьмите в руки Библию и прочитайте инструкцию как быть счастливым. Слава Богу и Иисусу! Аминь!

  16. Лушников Алексей

    Надо искать общее и католикам, и православным, а не пытаться показывать себя умнее чем на самом деле мы являемся. Тут столько комментаторов-богословов. Раскол христианству принёс столько горя. Если бы русские и поляки объединились в своё время, тогда на карте мира возникла бы славянская сверхдержава и не было бы столько бессмысленных жертв. Бисмарк объединил католическую и протестантские части Германии. Получилось мощное государство. Имя Сталина очень символично. Тут какая-то смесь мракобесия, шизофрении и скудоумия.

    1. Александр

      Ну вот так и знал Сталина приплели наши знатоки веры! Лушников дальше пошел мол помириться надо на принципах Бисмарка, а Алексей пишет что католики веру сохранили — видно только в Бразилии где много диких….. В европе уже католицизм сдулся — только в Польше остался. Вопрос главный по чистилищу и индульгенциям — вот рассадник греха приведший к упадку католическую веру. Вы делайте что хотите — современные либеральные так называемые общечеловеческие ценности главнее — потом отмолим или откупимся! Читаю и понимаю почему спор этих последователей Христа заканчивался понажовщиной. А сейчас уже этот спор наверное никому не интересен!

  17. Владимир

    Христианство было единым в начале, будет единым и в конце. А у нас преобладает подход, что разделение установлено на вечно и Второго пришествия не будет.

  18. Александр

    Печальная и трагическая история заблудившихся церквей! Любой, прочитавший внимательно Новый Завет, обнаружит (с удивлением), что ни «пап», ни «батюшек», ни их преданий, ни индульгенций, ни целибатов, ни мощей, ни Матрон и прочих «заступников», ни «цариц небесных, ни образов и пр., и пр., и пр. всего этого не было ни-ког-да!. Но усилиями лжеучителей «приклеены» предания к Слову Божьему. Они человеческие, уводящие доверчивых (не читающих Евангелие) людей от Иисуса Христа. Вот оно время, «когда здравого учения принимать не будут………и от истины отвратят слух и обратятся к басням». Суд им готов!

  19. Алекс

    Как разница между умным и дурнем!

  20. Валерий

    Все споры о различиях, недостатках и преимуществах христианских вероучений нужно оставить богословам — им по чину положено, а нам, пастве, нужно жить по Божьим заветам. Не нужно хулить христиан других конфессий. Господь разберётся. В мире итак много зла. Не будем тешить беса.

  21. Апологет

    Принципиальное различие, не указанное автором — это отсутствие молитвы эпиклезы, которая является основной молитвой православной литургии. Традиционный римский канон, именуемый в настоящее время в Римско-католической церкви первой евхаристической молитвой, содержит восходящий эпиклесис, без призывания Святого Духа на Дары, обращённый к Богу-Отцу. Это обстоятельство служило поводом для горячих споров после Великого раскола с православными полемистами, которые полагали молитву о схождении Духа на Дары обязательной для анафоры.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: