Почему Бог допускает зло?

Ответа на вопрос о том, почему Господь допускает зло, не может дать никакая другая философия, кроме христианской. В христианстве есть объяснения всем явлениям, которые происходят с людьми, а в нехристианском представлении все сводится к материалистическим объяснениям.

Как на существование зла смотрят не христиане?

Добро и зло
Фото: Flickr.com

Мировоззрение, далекое от христианского, имеет на существование зла несколько объяснений:

  • безнадежное, которое говорит, что раз так есть, то по-другому быть не может;
  • уповающее на то, что с развитием прогресса придут времена без несчастий, болезней и войн, в которые человечество узнает тайны бессмертия и совершенствования;
  • фаталистическое, предполагающее две возможности – либо следовать добровольно за тем, что направляет по определенному пути, либо насильно тащиться на веревке по тому же пути, если не согласны идти по своей воле. Такова судьба.

Христианская позиция на существование зла

Иисус Христос
Фото: Elitsy.ru

Святое Евангелие объясняет существование зла так: в мире вместе с грехом появились беды, болезни, войны, катастрофы, жестокость и несправедливость. Но Господь не создавал зла, он сотворил мир добрым и справедливым. И зло зародилось там, где не стало добра. То есть, все эти страшные вещи имеют внутреннее происхождение, от падших духов и людей, которые им верят.

Отсюда следует вывод о том, что изжить эти порождения греха можно только изнутри, от источника их появления. Именно поэтому Иисус Христос пришел в мир в человеческой ипостаси, стал частью мира людей, совершенно тождественной им. Он, человек, показал людям милосердие, смирение, терпение и праведность. Он оставил людям Новые заповеди, простым исполнением которых можно было бы изжить все зло. Требовалось лишь исполнять Божьи законы.

И самое главное, что дал понять нам Господь – он любит каждого человека, грешника или праведника, неважно. Все, что допускает Господь на Земле, он делает только для пользы человека. Не напрасно он разделил с людьми скорбь, позор, боль и величайшую несправедливость. Своим терпением дал пример терпения человечеству.

Люди должны сделать выбор сами, добровольно, по своей воле прийти на сторону добра. Не придет никакой волшебник и не нажмет кнопку, уничтожив всех злодеев. В каждом злодее есть крупица добра, способная переродить его в праведника. И в каждом праведнике есть крупица зла, способная в один миг преобразовать его в исчадие ада. Но это выбор добровольный, сделанный каждым человеком – на чьей он стороне.

Отвечать на этот вопрос обычному ныне живущему человеку, не осененному Святым духом, не следует. А вот святоотеческих высказываний по поводу попущения зла имеется очень много. И большинство из них сводится к одному: все, что происходит, делается во благо живущих людей.

Притча старца Клеопы

Архимандрит Клеопа
Фото: Flickr.com

Закончить хочется кратким изложением гениальной притчи старца Клеопы, Архимандрита и настоятеля монастыря Сихэстрия, подвижника Румынской Православной Церкви.

В своей притче он рассказал о встрече отшельника, который спрашивал, почему Господь допускает зло, с монахом. Этот монах обещал дать ему твердый ответ в конце пути. Но при одном условии, что отшельник по дороге не скажет ни слова. Отшельник дал такой обет. Но, по пути они остановились в доме, откуда монах украл красивый серебряный сосуд. Утром он опустил его в реку, осенив крестным знамением. Отшельник, который видел факт воровства, промолчал, как обещал.

Потом они зашли в другой дом, уходя из которого, монах убил собаку, а выбежавшему мальчику сломал руку. Видя такое зло, отшельник вынужден был молчать.

На ночь они остановились в полуразрушенном доме, где жили бедные сироты, приютившие их. Но уходя из этого дома, монах поджег его.

Пожар в доме
Фото: Pravoslavie.ru

А потом они пришли в селение, где был обвалившийся храм, а монах еще взял камень и бросил его в уцелевшее окно и разбил. А после этого зашел в харчевню, где люди ели и пировали. Там трижды низко поклонился. Отшельник был возмущен, но вынужден был молчать и только непрестанно молился.

На ночь они остановились в еще одном богатом доме, где жили люди, у которых не было детей. Уходя, монах и этот дом поджег.

И вот, они достигли цели пути, и отшельник смог говорить. Он закричал на монаха, спрашивая, кто он, сущий дьявол, за три дня пути сделавший столько зла.

Но монах ответил, что он Ангел, и он всю дорогу делал только добро.

В первом доме сосуд был украден предками хозяина из храма, за что на семье лежало наказание в виде болезней и несчастий. Он опустил сосуд в реку, где его найдут служители, придя за водой. И наказание будет снято.

Во втором доме собака была больна бешенством, поэтому он уничтожил ее. А мальчику суждено было стать разбойником, но теперь, со сломанной рукой, он не встанет на этот путь, жизнь его пойдет по-другому.

Дети-сироты после пожара найдут на развалинах дома спрятанный клад и смогут уехать к своему дяде в город, который позаботится о них и их жизнь наладится.

В полуразрушенной церкви поселились бесы и Ангел камнем прогнал их. А в трактире сидели священник и купец, обещавший приняться за восстановление этого храма. Он и восстановит его. Ему кланялся монах.

Бездетные родители наказаны за то, что хозяин дома построил его на деньги, добытые неправедным путем. Он понимал это, но не знал, как избавиться. После пожара он построит дом попроще, у них родятся дети.

Вот так люди не видят за внешним злом настоящее добро. Нужно не смотреть на внешнюю сторону, а во всем видеть Божью справедливость.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (44 оценок, среднее: 3,95 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 27
  1. Александр

    А как видеть обратную сторону у смертельно больных детей?

    1. Александр

      Мне кажется я нашёл ответ и на этот вопрос.
      Предположительно. Это души, сильно нашрешившие в прошлом.
      Возможно, бог оградил наш мир от их вероятных дел.
      Как если бы сделал инвалидом гитлера.

      Но наша задача, по возможности, помогать безропотно.
      Во всем промысел его.
      Это нужно наверно принять.
      Обычно, принимают люди с болезнью или старостью.
      Перед смертью.

      1. Евгений

        Но он не сделал инвалидом Гитлера. А дал возможность ему 6 лет разрушать этот мир и уничтожать людей.

        1. Владислав

          А мнение Гитлера кто спрашивал? Может он тот, кто — утащит туда где скрежет зубов? ;-)

  2. Юрий Васильевич

    Для бога нет малых и больших, плохих и хороших, нет добра и зла, нет верующих и не верующих. Всё это определил человек потому, что не знает кто он есть в действительности и что ест бог. Бог это всё что только существует.

    1. михаил

      Но если он позволяет зло смерть. Значит да он бог, только всемилостливым его называть не стоить.. он уничтожил всех первенцов как пришел

  3. зачем

    Теодеция – «оправдание Бога за наличие зла в мире»… много чего написали… толку что….
    Первые христиане, наверное, в наибольшей мере были праведны, включая апостолов, и все практически стали жертвами, в т.ч. дети со львами на арене Рима… Так что «праведность» отнюдь не дает добра себе… А «праведность» костров инквизиции — добра другим…
    Бог всеблаг, всемогущ и всеведущ… Но если ведает о зле, но не хочет убрать его — то не всемогущ, соответственно, в других комбинациях — или не всеблаг или не всеведущ….
    Если все для другого Мира после смерти — «и зачем приходил (в Мир), может сказать чего хотел…».
    Приведенная притча говорит, что будущее добро можно делать настоящим злом, сомнительная вещь…. «Добро должно быть с кулаками…с хвостом, и острыми рогами, с копытами…»…. Вообще-то, цель не оправдывает, а ОПРЕДЕЛЯЕТ средства ее достижения, и «по делам его» и узнаешь его… Есть интересный рассказ на эту тему, когда построил один человек домик для «малого народца», который и пришел жить туда, отплатив предупреждениями — случайным опозданием избежав катастрофы и т.п. Уехав на время, он просил соседей присматривать за домом, но не открывать накидку на домик; те конечно же…. в результате жильцы сбежали и вернувшийся хозяин увидел, как новые обитатели домика бодро выкидывают мусор прямо в окошко под поп-музыку… В это же утро на улице он подскользнулся и упал в канаву с грязью, а мимо пронесся грузовик. Новые жильцы тоже заботились о нем, но по-своему… как умели…
    Но обратимся к тем, которые ВИДЯТ ПРЯМО… Святой Саи Баба, излечивая всех, тем не менее отказал в излечении мальчику с ДЦП (хотя излечил его отца). Саи Баба называл мальчика Маленьким Шивой и любил его, но не облегчал страдания, и маленький Шива умер. Его отец покинул Саи Бабу, но через некоторое время вернулся и построил больницу для детей с ДЦП и с памятником Маленькому Шиве. И тогда он понял, а Саи Баба подтвердил, что Шива воплотился, чтобы помочь детям… Но вообще-то, маленькому мальчику от этого не было легче… и он не понимал, зачем страдает… как и многие дети… а играть нами высшим сущностям тоже как-то…
    Так что, вместо пустословия теодеций лучше прямое обращение к Тому, кто выше добра и зла… Йога это и делает, как и буддизм, Дао и др… Только христианство зациклилось на болтовне…

    1. Вадим

      А зачем вообще тогда на православный портал залез? Если это — не для тебя, то занимайся йогой, практикуй буддизм и всё, что нравится, но не поливай грязью всё остальное.

    2. Дмитрий.

      Привет. Замечу, что и в исламской есть подобная притча — только в ней не монах, а пророк ходил, убивал, ломал, калечил и т. п. Видимо смысл в том, что ВСЕ предопределено наперед, а он, как «редактор во времени назад» может вносить поправки в еще нематериализовавшееся будущее..

  4. Ольга

    Недавно в Костроме, кажется, изнасиловали и убили 5 летнюю девочку. Даже не знаю какой вопрос задать….

    1. михаил

      Ни какой вопрос не задавайте. Идиоты Вас ни чему не научат. Один святой сказал — Оправдание смерти подобно. Создатель этой темы оправдывает зло. Хочет нас убедить в том, что «все ЗЛО, которое происходит, делается во благо живущих людей.» Дурачок. Что еще о нем можно сказать

  5. Николай

    «Люди должны сделать выбор сами» — это не объяснение, а отговорка какая-то.
    Я надеялся получить внятный ответ на вопрос, а вместо этого прочитал очередную болтовню на общие темы и в сотый раз пересказанную, затёртую до дыр притчу (абсолютно, к тому же, бездуховную).

  6. Виктор

    Ошибка автора в том, что он объясняет появление зла отсутствием добра. Но эти вещи не связаны между собой. Так же, как мораль, душевная доброта, честность, уважение к старшим, другие человеческие качества и обычаи не связано с верой.

  7. роман

    Но монах ответил, что он Ангел, и он всю дорогу делал только добро. Все это как сюжет скопировано с повести Вольтера Задиг или Судьба — Отшельник

    1. Эдуард

      Для чего бы вам не спросить Бога, а не филосовствием заниматься? Чтож вы за более тысячилетнее своё существование не познали Бога? Свои книги поставили выше слова Бога, чем вы отличаетесь от священников времён своего Господа Иисуса, к сожалению мало чем!
      Есть у вас слово Бога и все ответы на все вопросы там есть!!! Кому вы тогда служите!? посмотрите снова в зеркало Бога!!! Может кто прозреет пока время есть!!!
      Разве вы невидите как зло умножается по всему миру, оно возвышается и стремится к своему совершенству и погибели одновременно, но не к самоубийству, а рукой Бога, как он сделал это с первым миром уничтожив в потопе!!! Почему вы не говорите что у зла есть источник, что у зла есть отец!? и у Бога с ним идёт вражда и что этот отец зла конкретная личность и имеет власть над всем миром!!! Самое первое пророчество, приговор и заверение прозвучало в Эдеме, начните с него и пройдите с ним через всю Библию и увидите! Да даже в молитве „Отче наш“ больше объяснений происхождения зла чем вы здесь написали.

  8. Апостол Павел

    Отсутствие полноты знаний, а также использование знаний вопреки тому, что они содержат, приводит к невежеству и страданиям.
    Можно этого в значительной степени избежать если следовать зароку:
    — ВОЗЛЮБИ.

  9. Александр

    Говорить о том, что Бог допускает зло, в высшей степени глупо.
    Читайте Библию. У Бога «Всё весьма хорошо». Бог есть Творец и Создатель.
    Другое дело Господь Бог-служитель идеям господства.Он и есть самый лютый злодей из всех героев Библии.
    Бог сказал — «Живите».
    Господь Бог сказал — Смертью умрёте в муках и страданиях.

  10. Виктор

    Он допускает зло потому, что его нет!

  11. Алекс

    Не надо мудрствовать и обвинять Бога. Мир полярен. Есть две силы. Свет и тьма. Два Бога. Бог и Дьявол… Дьявол тоже Бог, но бог зла, разрушения. И идёт между ними вечная война. Силы их равны. Иначе уже кто то победил. И был бы на земле рай или ад. И воинство их люди. Одни в душе стоят за Бога, а у других зло в душах. Вот поэтому и есть зло на Земле.

  12. Сергей

    И почил Бог в седьмой день от всех дел Своих! Сейчас длится седьмой день, в котором человек делает всё, что хочет, и что Бог попускает ему сделать. Так что зло творит человек, а не Бог! А Бог очень часто ограничивает это зло, оставаясь Вседержителем, не позволяя миру разрушиться: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю.» А то, что Бог попускает зло, так Он иначе смотрит на все вещи: Он смотрит с точки зрения вечности, а люди, — с точки зрения временной жизни. И кому виднее? Так что люди в ответе за зло, а не Бог! Не уподобляйтесь праотцу Адаму: «Жена, которую Ты мне дал, она мне дала и я ел!» Всю вину с себя снял.

  13. Владимир

    «Притча старца Клеопы » — это скорее фантазия человека, который решил, что такое объяснение наличия зла в мире (скорее оправдания злых поступков) будет яркой иллюстрацией Божьего замысла. Но это не так.
    Во всем Святом Писании четко сказано, что автор зла — сатана. Зло не бывает во благо. Изучайте первоисточник и мир да пребудет в вас

  14. Юрий Васильевич

    Начать надо с понимания что обозначает само слово ЗЛО по буквам. Земная Любовь Отвергнута, а теперь вопрос, разве не отвергнув любовь мы осуждаем, обвиняем, приносим боль ближнему. Зло когда один так называемый верующий говорит тебя бог покарает, ни в этот ли момент любовь исчезла и мы создали бога таким как мы самми?

  15. Николай

    Вселенная — программа, написанная Богом. Эта программа работает автоматически, у нее есть саморегуляция (например саморегуляция популяции хищников, завязанная на популяции травоядных или — популяции людей и популяции болезней). То что нам кажется злом — для кого-то является благом (например смерть зайца в зубах волка — зло для зайца и благо для волка), так что все в этой вселенной происходит правильно и неважно что мы об этом думаем.

  16. Евгений

    У материалистов, в отличии от верующих, есть чёткое понимание Причин и Следствий. Христьяне, как и прочие религиозные последователи, могут сколько угодно всё объяснять Промыслом, как и Промыслом 55 миллионов погибших. 55! Миллионов! Это тебе не мальчик со сломанной ручкой. 55 миллионов сложно всех записать в потенциальных разбойников/шл*х/педиков/чиновников — которых миновала чаша Ада Благодаря мученической кончине какой-нибудь 13 летней девочке, которую нацисты пустили по кругу, а мать привязали за волосы к грузовику и тащили уже бездыханное тело под пластинку Марлен Дитрих. Всё это — Провидение Божие?!?! Допущение???
    У материалистов есть другое, более разумное объяснение: материалистическое, в котором учитываются экономические и политические предпосылки того или иного события. Тот же приход к Власти Гитлера или Ельцина имеет под собой элементарное экономико-политическое объяснение, а не: «Такова Воля Божия🤷🏻‍♂️». Воля Божия будет таковой, какой её сделает Геополитика. У христиан есть один большой минус: они не могут никак объяснить ни одно явление в жизни, кроме своего банального, которое рассчитано на людей, которые не должны задумываться или искать причинно-следственную связь.
    И да, я — Православный христианин. И призываю других ДУМАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ И УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ. Аминь!

  17. Константин

    В мире нет ни зла ни добра, ведь если для одних это зло, то для других это добро, ведь добра без зла не бывает, зло и добро это одна и таже медаль и те кто смотрит со стороны зла медаль, то с другой стороны добро, причём тут бог ко всему этому ведь он не делатель, он осознающий деяния сознания, но ничего не сотворяет! Когда сознание придумало личность Я, разделяя себя от других, тогда и явилось добро и зло одновременно! Я только одно — бог, у которого нет ни каких Я, так как всё есть бог и нет другого кому можно сказать Я!

  18. Сергей

    Говоря о зле, люди обычно имеет ввиду большое зло, как, мол, Бог такое допустил. Но я вот не уверен, что, например, школьный буллинг принципиально отличается от Освенцима. То и то по сути фашизм и геноцид. Только в первом виновники и соучастники мы все, а во втором — сторонники Гитлера. Это как в сказе о Александре Македонском и пирате. Бог попустил ВОВ. Но разве в гражданской войне у нас было меньше жестокости, чем у вермахта? Но люди считали, что это внутреннее, значит, вроде как не грех… глупо и подло. А потом вопили: как Бог попустил фашистов?! Если мы признаем за собой право на необоронное насилие в отношении людей, либо игнорируем насилие над кем-то, то нечего и Богу докучать пустой болтовней. Если же мы праведны как Иов, то Бог нам ответит. Да и кроме того: гибель одного человека принципиально лучше ли гибели 10 тысяч? 10 тысяч это сила, а 1 может быть беззащитен как ребенок. Количеством ли измерять трагичность? Это дурацкая привычка советских диссидентов.

  19. Алексей

    Никто не задумывался о том, что Бог создал абсолютно ВЕСЬ этот мир, всех ангелов и демонов, все сущности, правила и законы природы? Мы воспринимаем информацию органами чувств, которые для этого придуманы, анализируем придуманной для этого головой, передаем информацию другими органами (материалисты — все в сад, сначала соберите разбитый стакан, а потом утверждайте, что есть эволюция от простого к сложному)… Ходим по земле ногами, используем гравитацию, которая удачно так есть. Если все Бог создал, то и зло — его специально созданное явление. Мы, муравьи на теле планеты (кстати, думаю — случайно раздавленный нашей ногой муравей не взывает к Богу — за что?!, а просто мы шли, ели сникерс и наступили, даже не заметив), можем сколько угодно об этом рассуждать, но истину если и узнаем, то не сейчас, а потом. Я же думаю, что зло — это СИТО для людей, оно необходимо, чтобы люди сопоставляли зло с добром, Богу нужны добрые люди, их нужно создать/воспитать и просеить. Для чего нужны — не знаю. Есть у меня своя мысль — если Бог нас создал по своему образу и подобию, то, возможно, ему нужны почти равные Ему по святости души, для помощи Ему, может в этом мире, может, в других мирах. И да — детей очень жалко, участвую, по возможности, в разных сборах на лечение, сильно переживаю, когда уходит ребенок, радуюсь, когда удается спасти, внутри все восстает против зла, но разум понимает, что без черного не увидеть белого, если есть, значит, так надо.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: