Особого канона, регулирующего цвет куполов на храмах в православии нет, поэтому при возведении современных церквей применяют материалы, с учетом сметы. При скромном бюджете купол могут отделать железом или деревом, выкрасив его, например, в зеленый, синий цвет.
История обычая

Традиция покрывать золотом купола пришла из Византии. Ярким примером применения данной технологии было строительство величественного собора Святой Софии в Константинополе. По замыслу императора Юстиниана золотом должны быть покрыты и стены здания. От этой идеи его отговорили мудрецы Константинополя, которые предрекли, что в «конце времен в город придут беднейшие цари и разрушат собор до основания». Епископ Новгородский Антоний, посетивший в XIII веке Византию, был в восторге от внутреннего убранства Софии. Он описывал иконостас, покрытый золотом, крест из драгоценного металла, размером превышающий два человеческих роста, инкрустированный камнями и жемчугом, амвон из серебра и золотые лампады.
Что символизируют золотые купола?
Европейцы до сегодняшнего дня считают покрытие куполов золотом расточительностью. Однако стоит вспомнить, что Божественному младенцу волхвы принесли в дар не только смирну и ладан, но и золото. Этот драгоценный металл для христианина — не символ роскоши, а вечной жизни и небесной славы Господа. Купола, украшенные золотом, являются прототипом свечи, зажженной в жертву человеком перед лицом Божиим.
Методы покрытия золотом куполов

Способы золочения, которые применялись ранее в отделке куполов:
- Амальгамный метод. Несмотря на высокую стойкость покрытия, от этой технологии быстро отказались, и она не пользовалась популярностью. Основная причина – очень вредное производство. Покрытие данным методом применялось только при отделке купола Исаакиевского собора, расположенного в Санкт-Петербурге. При этом способе золото на уровне атомов проникает в металлическую основу. Драгоценный металл растворяли в ртути, после чего на лист из меди, установленный над горящими углями, наносили и непрерывно растирали амальгаму. По мере выпаривания ртути, пленка из золота очень крепко связывалась основой. Чтобы ее удалить требовалось значительное физическое усилие.
- Гальванический. В основном используют для покрытия золотом крестов, однако для украшения куполов применяют крайне редко. Это связано с тем, что технология подразумевает полное погружение предмета в гальваническую ванну. Только в этом случае можно получить ровное покрытие одинаковой толщины и хорошую тональность золота. Размеры куполов сделать эту процедуру не позволяют.
Основной метод, применяемый для украшения куполов современных храмов — покрытие сусальным золотом, которое представляет собой тончайшую пленку. Толщина зависит от так называемой лигатурной массы и может быть разной. Для оформления куполов используют материал массой от 3 до 5 г. Как правило, его выпускают в форме «книги», которая включает 60 листов.
Золотые купола олицетворяют небесную славу и вечность Христа. Они ассоциируются с горящей молитвенной свечой. Встречаются синие купола с золотыми звездами. Как правило, такой вариант обустраивали на храмах, возведенных в честь Богородицы. Синий цвет символизирует чистоту и непорочность Пресвятой Богородицы, а золотые звезды – Вифлеемскую звезду, которая являлась знамением рождения Христа. На церквях в честь Святой Троицы купола окрашены в зеленый цвет, который символизирует Святого Духа. Монастырские храмы украшены черными куполами.
Сейчас не покрывают золотом, покрывают нитридом титана методом физического осаждения из паровой фазы