Что происходит с бессмертной душой человека после его смерти, волнует, конечно, каждого. И в христианстве существует несколько взглядов на этот процесс. Очень большое влияние оказывает на православных в этой части агрессивное «озападнивание» и внедрение европейских традиций в нашу жизнь, а также и в веру.
Есть ли чистилище?

В католицизме, который является ветвью христианства, существует представление о том, что души умерших людей проходят через муки в определенном месте потустороннего мира. Там они получают прощение, очищение и спасение, после чего прямиком следуют в другое место – рай. Но эта сказочная идея не присуща ни протестанскому, ни, тем более, православному богословию.
Для православного человека Рай – это не какое-то помещение, или пространство, куда попадает человек. Царствие Небесное для нас – немыслимое соединение с Богом, усыновление нас Отцом Небесным. Ведь каждый человек является Его созданием и ради каждого из нас воплотился, страдал и умер на кресте Иисус Христос. То есть, Рай – это состояние, а не место.
Напротив, ад – это полное отторжение от блаженного соединения с Богом, состояние мучительного недостатка Бога для души.
Католики доходили до того, что в определенные периоды истории даже покупали место в Раю, распространяя индульгенции, отпущения грехов, которые продавались за деньги духовенством. Определение посмертной судьбы человека напоминало юридический процесс, и никак не соответствует святоотеческим православным представлениям о Царстве Небесном.
Что такое мытарства?

Православие понимает искупление совершенно по-иному. Все наши грехи уже искуплены распятым Иисусом Христом, поэтому Спаситель не требует от нас дополнительной жертвы, в принципе. Душа пребывает после смерти вне времени и пространства, поэтому определить ее в конкретное место невозможно.
Тем не менее, все знают о мытарствах, которые также описаны в трудах авторитетных святых отцов. В частности, Иоанн Златоуст называет тех, кто осуществляет с людей спрос за их грехи, гонителями и мытарями. Отсюда и название этих испытаний звучит, как мытарства. Душу усопшего принимают два ангела и сопровождают из земного мира в небесный.
По пути делают двадцать остановок, чтобы ответить на истязания бесов. Сатана рассказывает о каждом грехе из перечня, а ангелы говорят о том, как человек совершил покаяние. Если грехи исправлены, путь продолжается. Если человек не покаялся, бесы уносят душу прочь от Царствия Небесного. Ангелы могут также сообщить в оправдание человека то, как молятся о нем другие люди, вот почему так важно молиться за усопших.
Учение о мытарствах представляет нам завершающую стадию в борьбе за человеческую душу между добром и злом. Это последнее нападение бесов, которые преследуют людей в их земной жизни на всем ее протяжении. Эта «невидимая брань» завершается уже после смерти человека. Но стоит помнить, что бесы не властны над тем, кто искренне покаялся и пустил Бога в свое сердце.
Завершить этот разговор хочется словами преподобного Паисия Святогорца:
«Ангелы определяют чад Божиих, с любовью берут их и без страха проводят через воздушные мытарства и возводят к истинно любящему Отцу — Богу»
Очень хорошая и нужная статья
Все эти учения о приключении души после смерти человека не находят основания в Священном Писании. Душа согрешающая умирает вместе с телом: «Ибо вот, все души Мои, как душа отца, так и душа сына, Мои; душа согрешающая, та только должна умереть.» — Иезекииль 18 : 4 . Поскольку мы все грешные, то наши души умирают вместе с нашим телом, но при воскресении Бог восстановит и душу и тело. Это подтверждается также учением о воскресении Апостола Павла, в котором он вообще ничего не упоминает о душе. -1 Коринфянам 15 : 42 — 54.
Я, почему-то всегда думал, что в силу нашей телесности, мы обязательно должны находиться в каком-нибудь месте. Вот, Бог — безтелесен, поэтому Он — везде. Место, занимаемое Богом, это Пространство. Так что, Рай, помимо состояния, ещё и весьма конкретное МЕСТО с весьма конкретным садом и деревом Жизни. Точно так же и Ад. Только это уже не трёхмерная, а двумерная реальность. Если бы душа после смерти пребывала вне Времени, она бы никогда не дождалась Страшного Суда, а если бы она оказалась вне Пространства, которое есть Бог, то получается, что душа где-то там, где нет безконечного Бога. Автор или … или … Потому что если все наши грехи уже искуплены Христом, то хрен ли с нас, вообще, за них на мытарствах спрашивать? Вопрос, кстати, далеко не праздный! Ведь, на самом деле, все грехи всего человечества искуплены перед Богом Отцом Иисусом Христом. Что же тогда исследуется на мытарствах? — На мытарствах определяется, кому отдал себя в рабы человек для послушания: либо в рабы Греха для вечной Смерти, либо в рабы Послушания Богу для вечной Жизни. Но если человеку чуть-чуть не хватает веса для оправдания всей его творческой деятельности? Если он на 90% всё же хороший и только на 10% плохой. Нельзя ли как-то поправить и после смерти непоправимое? Рассуждая по человечески, оказалось, что очень даже возможно. В ходе таких рассуждений по доброте душевной, человек и оказался в католическом Чистилище. То есть, католики принуждают Бога отказаться от Божественной Правды и принять за Истину человеческое представление о ПРАВЕДНОСТИ. Не слишком ли католики самонадеянны? А статья — плохенькая. жалкая троечка.
Все описания что рая, что ада зависят от фантазии пишущей братии, потому что никому ещё не удалось там побывать, вернуться в наш мир и поделиться своим опытом, а все описания это только плод воображения авторов. Точно также, как и некоторые описания некоторых эпизодов в Библии и Евангелии. Например так подробно описанный в Евангелии эпизод искушения Иисуса дьяволом, ну, особенно когда дьявол предлагал Иисусу превратить камни в хлебы, хотя известно, что при этом не было никаких свидетелей.
Католицизм НЕ является ветвью Христианства! Дальше читать не стал.
Почему? Думается, что всё верующие в то, что Исус Христос есть Сын Божии, суть христиане. Петров символ веры. Даже иконоборцы какие-нибудь — христиане. Христианские еретики, они тоже — христиане.
Статья поверхностная и главное довольно спорная. Чего стоит только отсутствие Рая как некоего конкретного места! Позвольте, а где был Адам с Евой до грехопадения, или они были нигде?! Просто некое состояние где в неком небытии съели несуществующие плоды???!!! Ну авторы даете! По поводу мытарств. Хотелось бы напомнить, что данное учение не отвергается православной церковью, но и не принимается. Источник данного утверждения о мытарствах католический. Католическому монаху явилась Феодора, которая ему и показала сии мытарства. Если вчитаетесь них, то дух там явно католический (сплошное искупление, а не Божия милость). К стати, Феодора и Рай ему показала и Он был совсем не виртуальный. И кто вам сказал, что души находятся вне времени и пространства???!!! Тогда как они могут чего то ждать, если слово ожидание и есть категория времени?! Простите уж, братья и сестры.
Дюша, они были на Земле, а Эдеме!
На то ты и Алёша…
Обратимся к первоисточнику словам Христа в отношении Иоанна Крестителя:
— 11: 11. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. Что имеем.
1. Царствие Небесное — это мир святых душ, к которым приблизилась, не вошла душа Иоанна.
2. Рожденные женами — это имеется ввиду нижний
2. Рожденные женами — это имеется ввиду нижний мир, самый грубый и темный и его часто называют АД. Иоанн вышел из этого мира как бы восстал, то есть пришел в очередное воплощение и восстал из мертвых.
3. А где же тогда душа Иоанна обитает? Если это уже не ад, но еще не Царствие Небесное, то может этот уровень вполне можно назвать ЧИСТИЛИЩЕ, то есть слой между миром нижним и верхним.
.
А что такое РАЙ? Обратимся вновь к первоисточнику.
— И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Если Иоанн своим многолетним служением небесам не удостоился войти в Царствие небесное в упомянутом воплощении, то тем более случайному человеку дверь закрыта.
И что же такое рай? Рай — это потусторонний мир душ, в котором нет биологических тел. Нижний слой рая называют Адом, а верхний слой Царствие Небесное, оно предназначено для святых таких как Ной, Даниил, Иов и т.д.
Об этом же в повествовании в первых главах кн. Бытие:
— И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека.
Прежде чем души обрели кожаные покровы они были наги, души не имели биологических тел.
Учение о чистилище в статье изложено неверно. Лучше поинтересоваться у католиков, во что они верят говоря о чистилище.
Ведь папа римский объявил, что нет ни какого ада. Чистилища вообще нет ибо как к примеру чистить душу, к которой даже прикоснуться нельзя. И кто может чистить частицу бога, бог так за чем ему чистить самого себя, когда он всегда чист. Или может ещё на земле стоит почистить свой ум — мышление, чтобы он не искал в божественном совершенстве — душе не совершенное.
Здравствуйте. А как же Книга Еноха? В ней он описывает, как ему ангелом показывались места где души умерших людей находятся в ожидании конца времён и суда над всеми. Книга Еноха не является канонической в РПЦ, но является канонической в Эфиопской православной церкви, а вы её игнорируете. А ведь именно Енох и Илия придут в дни антихриста и будут проповедовать и попытаются открыть людям глаза на то, что называющий себя царём и богом есть диавол.