Почему зависть – мать всех грехов?

Классификация грехов в православии – дело довольно условное и над ней спорят по сей день богословы и ученые. Но, если опираться на существующие классификации, то среди главных грехов (тех, от которых рождаются все остальные), первой является гордыня, а вот на втором месте обосновалась зависть. Получается, что если гордыня – отец греха, то зависть – его мать.

Как рождается зависть?

Зависть
Фото: Flickr.com

Главные грехи называются коренными, то есть от них происходят все остальные. Зависть имеет происхождение в гордыне и тщеславии, а это значит, что рождается она не на пустом месте. Из-за зависти возникают порочные наклонности человека и многое зло на земле.

Первый завистник в мире, созданном Господом, известен — это сатана. Он позавидовал Богу, захотел стать богом, с этого началось его падение. Так в мире появилось зло, порожденное падшим ангелом. Как такое могло произойти, людям не дано понять. Мы можем лишь знать о том, что это существует, Господь дал нам такое знание для борьбы.

Библия, Книга премудрости Соломона, говорит нам:

«Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем.2:24)

Корень зла, который имеется в зависти, состоит в том, что она убивает в нас любовь к ближним. Те, кто умнее, талантливее, богаче, здоровее, становятся объектами ненасытного чувства неприязни. У зависти, в отличие от многих других грехов, нет никакого элемента удовольствия. Она не кончается и не дает чувства насыщения. Она иррациональна.

Примеры зависти в Священном Писании:

  • Каин завидовал Авелю и убил его;
  • Братья Иосифа завидовали ему и продали его в рабство;
  • Саул и Давид – один был избран людьми и завидовал тому, который был избран Богом;
  • Фарисеи и книжники завидовали Иисусу Христу и убили Его.

Из этих великих примеров можно понять, что зависть является тяжелейшей страстью, которая нарушает душевный мир, сопровождается злыми помыслами, которые невозможно побороть. Зависть постоянно нарушает ход существования мира, приводя его к движению в бездну греха. Возможно, люди давно бы жили на Земле праведно, любили друг друга, были милосердны, веселы и счастливы, если бы не было завистников. Именно завистники – любимые и верные слуги сатаны, которые толкают человечество в руки дьявола.

Святые отцы о зависти

Истинную суть зависти и ее невероятную опасность для людей, конечно, понимали святые. Каждый святой был бессеребренником, которому не нужно было никому завидовать. Именно с высоты полного отсутствия зависти, они проповедовали людям ее опасность.

Преподобный Амвросий Оптинский

Амвросий Оптинский
Фото: Flickr.com

Святой Амвросий считал, что зависть не дает радоваться человеку, которым она обладает. Никакой праздник, никакие радостные обстоятельства не способны усмирить зависть, если она живет в человеке.

«Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой»

Недаром преподобный, говоря о зависти, вспоминал притчу о сребролюбце и завистнике:

«Царь позвал сребролюбца и завистника к себе, чтобы узнать, кто хуже. Для этого он обещал выполнить их просьбу, но при этом тот, кто будет вторым, получит вдвое больше первого. И сказал завистливому, чтобы тот просил первым. Зависть настолько ослепила грешника, что он не мог позволить второму получить больше. И он сказал царю: «Выколи мне один глаз!». Изумленный царь спросил, зачем это ему нужно. И завистник ответил: «Чтобы второй получил вдвое, и ты выколол ему два глаза!». Вот что творит зависть!»

Первыми признаками зарождающейся зависти преподобный Амвросий называл ревность и соперничество. Затем она перерастает в досаду и обвинения того, кому завидует человек. Следует поискать в себе и близких такие признаки и бороться с ними, пока грех не перерос в неутолимую страсть.

Преподобный Макарий Оптинский

Макарий Оптинский
Фото: Flickr.com

Старец Макарий называл главной причиной появления зависти – гордость.

«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному – гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят»

Святой учил бороться с завистью в самом начале ее зарождения, путем самоукорения и смирения. Именно эти деяния способны подавить «вавилонских младенцев», как называл преподобный Макарий зависть и гордость. Каиново семя способно дать мощные ростки, поэтому молитва, покаяние и самоосуждение необходимы при первых признаках их появления. При этом нужно помогать ближнему распознать зависть, пока она в зачаточном состоянии. Любовь и сочувствие помогут «начинающему» завистнику опомниться и заняться истреблением греха.

Преподобный Никон Оптинский

Никон Оптинский
Фото: Flickr.com

Святой отец Никон рекомендовал для борьбы с завистью, молиться за человека, которому завидуешь, моля Господа спасти и помиловать того человека.

«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».

Так как в современном мире расслоение общества является очень заметным и сильным, то чувство зависти испытывают многие люди. Стоит заняться воспитанием в себе чувства самодостаточности, собственного достоинства и усиленно бороться с завистью, используя советы, данные святыми отцами Православной Церкви.

Видео

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Александр

    Зависть с православной (и человеческой) точки зрения объясняется просто. Завистливый человек уже изначально относится к ближним с пренебрежением. А тем временем Господь говорит нам о любви к Богу и ближнему своему. А какая уж тут любовь, если завидовать кому то.

Добавить комментарий